Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 12 апреля 2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу Ассоциации "Центр социальных инициатив - Партнер" (далее - Заявитель) на действия Департамента ЖКХ администрации г.Перми (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на оказание услуг по поддержке сети информационно-консультационных пунктов на базе территориальных органов самоуправления и общественных центров, проведение консультаций с жителями, информационно-методических занятий с советами многоквартирных домов, консультантами информационно-консультационных пунктов (извещение N 0356300103017000002),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356300103017000002 Заказчиком проводился открытый конкурс на оказание услуг по поддержке сети информационно-консультационных пунктов на базе территориальных органов самоуправления и общественных центров, проведение консультаций с жителями, информационно-методических занятий с советами многоквартирных домов, консультантами информационно-консультационных пунктов.
По мнению Заявителя, нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно ст. 6 Закона о закупках контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок (ч. 1 ст. 8 Закона о закупках).
В силу ст. 24 Закона о закупках одним из способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) установлен открытый конкурс, под которым понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования. Для проведения открытого конкурса заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию (ч. 1, 3 ст. 48 Закона о закупках).
Положениями ст. 51 Закона о закупках предусмотрен порядок подачи заявок на участие в открытом конкурсе, согласно ч. 2 которой, участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией).
В соответствии с ч. 2 ст. 53 Закона о закупках заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям названного Закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
В силу ч. 3 ст. 53 Закона о закупках конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В ч.5 ст.53 Закона о закупках обозначено, что Конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
На основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия (ч.7 названной статьи).
Пунктом 6 части 2 статьи 51 Закона о закупках установлено, что в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.
Согласно Разделу 5 документации о закупке заявка должна содержать документы, подтверждающие квалификацию участника открытого конкурса: установлены в Приложении N 7 к конкурсной документации.
Отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с п.9 ч.1 ст.50 Закона о закупках конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.50 Закона о закупках, конкурсная документация должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе;
В силу ч.5 ст.53 Закона о закупках, Конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
В силу ч.1 ст.32 Закона о закупках, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч.4 ст.32 Закона о закупках, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч.5 ст.32 Закона о закупках, сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных настоящей статьей, составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи.
Частью 8 ст.32 Закона о закупках предусмотрено, что Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Такой порядок установлен Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085 (далее - Правила).
Согласно п.10 Правил, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с п.27 Правил для оценки заявок (предложений) показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В Приложении N 7 к конкурсной документации установлен Порядок оценки заявок на участие в открытом конкурсе.
Так, согласно документации о закупке квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - 40 %.
Наименование показателя |
Наименование подтверждающих документов |
Оценка |
Значимость показателя |
||
Количество |
Балл |
||||
1.Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг |
Копии дипломов специалистов, имеющих ученую степень в экономической и юридической отрасли наук, находящиеся в трудовых отношениях с участником закупки не менее трех лет; копия трудовой книжки, копия штатного расписания
|
0 специалистов |
0 |
40% |
|
1 и 5 специалиста включительно |
20 |
||||
6 и более специалиста |
100 |
||||
2.Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема |
Копии контрактов и (или) договоров заключенных и исполненных за период 2014-2016 г. с Заказчиками, носящими статус федеральных и /или областных и /или краевых и/или муниципальных, подтверждающих социальную направленность участника закупки, а именно проведение и (или) участие в организации мероприятий, связанных с обеспечением сохранности жилого фонда, благоустройства территории прилегающей к многоквартирному дому и (или) с консультированием жителей города Перми, в том числе по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, управления многоквартирным домом и (или) с проведением и (или) содействием в проведении конкурсов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, тренингов и (или) семинаров и (или) консультаций, круглых столов для жителей города Перми. При этом цена каждого из таких контрактов и (или) договоров должна составлять не менее чем 600 000 (шестьсот тысяч) рублей. |
0 |
0 |
40% |
|
1 - 3 включительно |
30 |
||||
4 - 6 включительно |
50 |
||||
7 - 8 включительно |
70 |
||||
9 и более |
100 |
||||
3.Наличие у участника конкурса действующего сертификата системы менеджмента качества национальных стандартов ГОСТ Р ИСО 9001-2015 и (или) Диплома за достижение в деловом совершенстве |
Действующий сертификат системы менеджмента качества национальных стандартов ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (далее - сертификат ИСА) и (или) Диплом за достижения в деловом совершенстве (Лауреат конкурса "Лидер управления Прикамья) РОР Пермского края "Сотрудничество" |
|
20% |
||
Сумма величин значимости показателей критерия |
100% |
Антимонопольный орган отмечает, что нестоимостной критерий должен быть направлен на выявление в результате конкурса наиболее квалифицированного участника, участника, обладающего успешным опытом выполнения аналогичных работ, участника, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, чего в данном случае не прослеживается.
Как указано выше, к оценке принимаются контракты, подтверждающие социальную направленность участника закупки, а именно проведение и (или) участие в организации мероприятий, связанных с обеспечением сохранности жилого фонда, благоустройства территории прилегающей к многоквартирному дому и (или) с консультированием жителей города Перми, в том числе по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, управления многоквартирным домом и (или) с проведением и (или) содействием в проведении конкурсов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, тренингов и (или) семинаров и (или) консультаций, круглых столов для жителей города Перми.
Вместе с тем, учитывая объект закупки, опыт оказания аналогичных услуг может быть подтвержден также, например, контрактами на оказание соответствующих услуг жителям Пермского края.
Заказчиком не учтено, что опыт оказания услуг, подтверждаемый исключительно контрактами на оказание услуг для жителей города Перми не свидетельствует о большей профессиональности лица по сравнению с тем, кто оказал аналогичные услуги в рамках контрактов на оказание соответствующих услуг жителям Пермского края, иных субъектов РФ.
Кроме того, контракты на проведение и (или) участие в организации мероприятий, связанных с обеспечением сохранности жилого фонда, благоустройства территории прилегающей к многоквартирному дому не коррелируют с объектом закупки. Иного не доказано.
Комиссией также признается заслуживающим внимания довод представителя подателя жалобы о том, что установление цены исполненных контрактов в подтверждение опыта - 600 000,00 руб. не чем не обусловлено. При этом, представитель Заказчика не смогла пояснить чем вызвано данное требование. Не содержится обоснования установленной цены и в представленных письменных пояснениях.
Касаемо наличия у участника диплома за достижение в деловом совершенстве (Лауреат конкурса "Лидер управления Прикамья) РОР Пермского края "Сотрудничество" антимонопольный орган отмечает, что Заказчиком не доказана обоснованность установления данного показателя. Учитывая, что призерами данного конкурса в 2016 году стало ограниченное количество организаций, чья деятельность не связана с объектом закупки, Комиссия находит данный показатель не соответствующим ни требованиям Правил, ни Закону о закупках.
Более того, установленный порядок оценки заявок в данной части не позволяет определить лучшие условия исполнения контракта, что противоречит правовой природе открытого конкурса и является нарушением требований п.9 ч.1 ст.50 Закона о закупках.
Доказательств обратного не представлено.
В указанных действиях должностных лиц Заказчика содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Вместе с тем, требование о наличии действующего сертификата системы менеджмента качества национальных стандартов ГОСТ Р ИСО 9001-2015, равно как и требование о наличии специалистов, имеющих ученую степень в экономической и юридической отрасли наук, находящихся в трудовых отношениях с участником закупки не менее трех лет не противоречит ни Закону о закупках, ни Правилам. Иного не доказано.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу Ассоциации "Центр социальных инициатив - Партнер" на действия Заказчика при проведении открытого конкурса на оказание услуг по поддержке сети информационно-консультационных пунктов на базе территориальных органов самоуправления и общественных центров, проведение консультаций с жителями, информационно-методических занятий с советами многоквартирных домов, консультантами информационно-консультационных пунктов (извещение N 0356300103017000002) обоснованной в части незаконного установления показателей критерия оценки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.9 ч.1 ст.50 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3.В целях устранения нарушений требований Закона о закупках выдать Заказчику предписание.
4. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 12 апреля 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.04.2017