Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 7 апреля 2017 г. N 323
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссии по рассмотрению жалоб) в составе: Председатель - заместитель руководителя управления О.П. Харченко, члены Комиссии по рассмотрению жалобы - начальник отдела Т.М. Чудинова, специалист-эксперт Д.С. Кислицын (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу Марковой Л.В. на действия заказчика - Администрации Назаровского района (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Приобретение (строительство) в 2017 году жилых помещений для последующего обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - электронный аукцион) на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ", номер извещения 0819300000117000026, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба Марковой Л.В. на действия заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона (далее - жалоба).
Жалоба подана в Красноярское УФАС в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствует требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежит принятию к рассмотрению.
В адрес заказчика, подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику было также предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На рассмотрении жалобы присутствовал представитель Заказчика Шаланкова Светлана Ильинична.
Из содержания жалобы следует, что в Техническом задании неправомерно установлены требования к многоквартирному дому, инженерным системам, наружным ограждающим конструкциям жилого помещения, так как данные показатели не могут подтверждать соответствие предлагаемого товара требованиям законодательства.
Заказчиком неправомерно включены требования о наличии справки об отсутствии задолженности за электроэнергию, водоснабжение и водоотведение, коммунальные услуги, капитальный ремонт, услуги связи.
В аукционную документацию включено требование об обязании Продавца передать (предоставить) Покупателю до подписания контракта документы (или их надлежащим образом заверенные копии), а именно: выписку из Единого государственного реестра недвижимости о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным; справка отдела по вопросам миграции МО МВД России "Назаровский" об отсутствии граждан, зарегистрированных по месту пребывания в учреждении уголовно-исполнительной системы, исполняющей наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, и сохраняющих право пользования продаваемым жилым помещением.
В проекте контракта установлено условие о наложении обязанности на Продавца об оплате расходов на оплату услуг эксперта, в случае привлечения эксперта для проведения экспертизы жилых помещений, предоставляемых по Контракту.
В проекте контракта указано, что расчет за жилое помещение осуществляется покупателем путем перечисления денежных средств из Продавца в течение 10 рабочих дней после поступления денежных средств из краевого бюджета.
Документация об электронном аукционе не позволяет определить стоимость жилого помещения, так как в нем не раскрыто понятие "объем товара".
Акты осмотра, являющиеся Приложением N 3 к проекту контракта содержат показатели "Оценка качества выполненной отделки стен, пола, потолка". Податель жалобы считает, что данные критерии недопустимы при осмотре и приемке жилого помещения.
По мнению подателя жалобы требование об обязательном наличии балкона при расположении жилого помещения выше первого этажа является неправомерным.
Заказчик не согласился с доводами жалобы.
Рассмотрев жалобу, представленные документы и сведения, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Приобретение (строительство) в 2017 году жилых помещений для последующего обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 12 Информационной карты требования к качеству товара определены в соответствии с Техническим заданием (приложение 1) к настоящей документации.
В Техническом задании установлены следующие требования:
Показатель, определяющий технические и функциональные характеристики |
Описание, значение |
1 |
2 |
Требования к многоквартирному дому |
Несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях и кирпичных - в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования. Основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации и образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций и жилого дома в целом. |
Инженерные системы |
Вентиляция, отопление, системы водоснабжения, водоотведения, и др., находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть размещены и смонтированы в соответствии с требованиями безопасности, установленными в действующих нормативных правовых актах, и инструкциями заводов - изготовителей оборудования, а также с гигиеническими нормативами, в том числе в отношении допустимого уровня шума и вибрации, которые создаются этими инженерными системами. Радиаторы отопления должны быть установлены ровно без каких-то визуально определяемых дефектов, с отсутствием луж и подтеков у стояков, исправности запорных кранов, правильное расположение счетчиков (при наличии), наличие плотности фиксации крышек на отводах. Должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности. Устройство вентиляционной системы жилых помещений должно исключать поступление воздуха из одной квартиры в другую. Не допускается объединение вентиляционных каналов кухонь и санитарных узлов (вспомогательных помещений) с жилыми комнатами. |
Наружные ограждающие конструкции жилого помещения |
Железобетонные панели, кирпичные. Должны иметь теплоизоляцию, обеспечивающую в холодный период года относительную влажность в межквартирном коридоре и жилых комнатах не более 60 процентов, температуру отапливаемых помещений не менее +20°С, в угловых помещениях не менее +22°С, а также изоляцию от проникновения наружного холодного воздуха, пароизоляцию от диффузии водяного пара из помещения, обеспечивающие отсутствие конденсации влаги на внутренних поверхностях несветопрозрачных ограждающих конструкций и препятствующие накоплению излишней влаги в конструкциях жилого дома. Должны быть защищены от проникновения дождевой, талой и грунтовой воды и возможных бытовых утечек воды из инженерных систем при помощи конструктивных средств и технических устройств. |
Этаж |
размещение жилого помещения в подвальном и цокольном этаже не допускается; наличие балкона обязательно при расположении жилого помещения выше 1 (первого) этажа. |
Заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара которые отвечают его потребностям.
Установление данных требований в Техническом задании не влечет ограничение конкуренции и не является нарушением Закона о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
В Техническом задании установлено:
- в жилом помещении на момент его передачи не должны быть зарегистрированы лица, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право проживания и пользования данным жилым помещением. Наличие справки об отсутствии зарегистрированных граждан на момент передачи жилого помещения обязательно;
- необходимо наличие выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, документов - оснований возникновения права собственности Продавца на жилое помещение.
Продавец обязуется передать Покупателю до подписания контракта:
- справку отдела по вопросам миграции МО МВД России "Назаровский" об отсутствии граждан, зарегистрированных по месту пребывания в учреждении уголовно-исполнительной системы, исполняющей наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, и сохраняющих право пользования продаваемым жилым помещением (должна быть действительна не более 3 дней на момент предоставления документов) подлинный экземпляр;
- свидетельство о государственной регистрации права, выданное органом, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним, либо копия договора купли-продажи или иного документа о правах на жилое помещение с отметкой о регистрации в БТИ (если право собственности на квартиру зарегистрировано в Бюро технической инвентаризации, т.е. до 1999 года);
- выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (все разделы), в т.ч. об отсутствии ограничений (обременении) на жилое помещение, установленных законом или иными уполномоченными органами, условий,запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности,выдаваемой Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (должна быть действительна не более 3 дней на момент предоставления документов) подлинный экземпляр;
- выписки из Единого государственного реестра недвижимости о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным (должна быть действительна не более 3 дней на момент предоставления документов), подлинный экземпляр;
- справка об отсутствии задолженности за капитальный ремонт жилого помещения, за жилищно- коммунальными услуги, за пользование электроэнергией, услугами связи, домофоном (должна быть действительна не более пяти дней на момент предоставления документов) подлинный экземпляр и не более дня на дату подписания акта приема - передачи (подлинный экземпляр);
- если отчуждаемое жилое помещение, либо его часть находится в собственности несовершеннолетних, ограниченно дееспособных или недееспособных лиц, - документ о согласии (разрешении) органа опеки и попечительства на отчуждение (продажу) жилого помещения (квартиры);
- если продавцом является один из супругов, а жилое помещение находится в общей совместной собственности супругов на основании ст. 35 Семейного кодекса РФ -нотариально удостоверенное согласие супруга продавца;
- доверенность для лиц, действующих от имени собственника жилого помещения;
- выписка из домовой книги или финансового-лицевого счета (справка о лицах, зарегистрированных по месту жительства (пребывания) в продаваемом жилом помещении (должна быть действительна не более трех дней на момент предоставления документов);
- банковские реквизиты (копия документа) Поставщика;
- копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического (юридического) лица (ИНН);
- для физических лиц - копия документа удостоверяющего личность Поставщика, для юридических лиц - копии учредительных документов Поставщика (устав и др.);
- свидетельство о заключении брака (при наличии);
- технический паспорт или иной документ, содержащий описание объекта недвижимости (экспликация, поэтажный план), выдаваемый ФГУП "Ростехинвентаризация БТИ".
Комиссией Красноярского УФАС России установлено, что заказчиком не представлено доказательств правомерности установления требований о предоставлении в составе заявки справки об отсутствии зарегистрированных граждан на момент передачи жилого помещения, справки отдела по вопросам миграции МО МВД России "Назаровский" об отсутствии граждан, зарегистрированных по месту пребывания в учреждении уголовно-исполнительной системы, исполняющей наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, и сохраняющих право пользования продаваемым жилым помещением, свидетельства о государственной регистрации права, выданное органом, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним, либо копия договора купли-продажи или иного документа о правах на жилое помещение с отметкой о регистрации в БТИ (если право собственности на квартиру зарегистрировано в Бюро технической инвентаризации, т.е. до 1999 года), выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (все разделы), в т.ч. об отсутствии ограничений (обременении) на жилое помещение, установленных законом или иными уполномоченными органами, условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности, выдаваемой Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, выписки из Единого государственного реестра недвижимости о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным, справок об отсутствии задолженности за капитальный ремонт жилого помещения, за жилищно- коммунальными услуги, за пользование электроэнергией, услугами связи, домофоном, если отчуждаемое жилое помещение, либо его часть находится в собственности несовершеннолетних, ограниченно дееспособных или недееспособных лиц, - документ о согласии (разрешении) органа опеки и попечительства на отчуждение (продажу) жилого помещения (квартиры), если продавцом является один из супругов, а жилое помещение находится в общей совместной собственности супругов на основании статьи 35 Семейного кодекса РФ - нотариально удостоверенное согласие супруга продавца, выписка из домовой книги или финансового-лицевого счета (справка о лицах, зарегистрированных по месту жительства (пребывания) в продаваемом жилом помещении (должна быть действительна не более трех дней на момент предоставления документов), банковские реквизиты (копия документа) Поставщика, копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического (юридического) лица (ИНН), для физических лиц - копия документа удостоверяющего личность Поставщика, для юридических лиц - копии учредительных документов Поставщика (устав и др.), свидетельства о заключении брака (при наличии), технического паспорта или иного документа, содержащего описание объекта недвижимости (экспликация, поэтажный план), выдаваемый ФГУП "Ростехинвентаризация БТИ".
Таким образом, заказчик, установив в Техническом задании требования о предоставлении указанных документов, нарушил требования статьи 64 и части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом о контрактной системе случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
На довод жалобы по начальной (максимальной) цене контракта, Комиссия Красноярского УФАС России сообщает, что в компетенцию антимонопольного органа не входит проверка расчета начальной (максимальной) цены контракта, а рассматривается только метод расчета начальной (максимальной) цены контракта, который определен Заказчиком верно.
На довод жалобы по установлению в проекте контракта обязанности Продавца об оплате расходов на оплату услуг эксперта, в случае привлечения эксперта для проведения экспертизы жилых помещений, предоставляемых по контракту, Комиссия Красноярского УФАС России сообщает следующее.
Согласно части 3 статьи 94 Закона о контрактной системе для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе.
Пунктом 5.1.3 Проекта контракта установлено, что Продавец обязан осуществить все необходимые действия и нести все расходы, связанные с подготовкой жилых помещений к продаже, в том числе расходы на оплату услуг эксперта, в случае привлечения эксперта для проведения экспертизы жилых помещений, предоставляемых по настоящему Контракту.
Законом о контрактной системе отсутствуют положения об обязанности Поставщика оплачивать услуги эксперта, при проведении экспертизы для проверки предоставленных поставщиком результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта.
Таким образом Заказчиком нарушены требования статьи 94 Закона о контрактной системе.
На довод жалобы по установлению в Проекте контракта расчета за жилое помещение путем перечисления денежных средств в течение 10 рабочих дней после поступления денежных средств из краевого бюджета, Комиссия Красноярского УФАС России сообщает следующее.
Согласно части 14 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
В соответствии со статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации, установленный сделкой срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. В силу части 2 статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации, срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Пунктом 7.1 Проекта контракта установлено, что расчёт за жилое помещение осуществляется Покупателем путём перечисления денежных средств на расчётный счёт Продавца в течение 10 рабочих дней после поступления денежных средств из краевого бюджета.
Установленные пунктом 7.1 Проекта контракта положения не являются календарной датой или истечением периода времени который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами, а также не является событием, которое должно неизбежно наступить.
Таким образом Заказчиком нарушены требования части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
На довод жалобы по недопустимым критериям при осмотре и приемке жилого помещения, а именно об оценке качества выполненной отделки стен, пола, потолка, Комиссия Красноярского УФАС России сообщает следующее.
В Техническом задании установлены требования к стенам, потолку, полу, следовательно при осмотре жилого помещения Заказчик вправе оценить качество выполненной отделки стен, потолка, пола.
Таким образом Заказчиком не нарушены требования Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу Марковой Л.В. частично обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим требования части 13 статьи 34, части 6 статьи 66 и статьи 94 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в документацию об электронном аукционе.
4. Передать материалы должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова
Д.С. Кислицын |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 7 апреля 2017 г. N 323
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.04.2017