Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 10 апреля 2017 г. N 351
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Е.М. Хоменко, главного специалиста-эксперта, Е.А. Акимовой, государственного инспектора (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Первый сервис" на действия муниципального заказчика - Муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Туринская средняя школа-интернат имени Алитета Николаевича Немтушкина" Эвенкийского муниципального района Красноярского края (далее - заказчик) и уполномоченного органа - Управления муниципального заказа Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края (далее - уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Мясо говядины" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 04.04.2017 поступила жалоба ООО "Первый сервис" (далее - податель жалобы) на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке АО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0319300325517000220.
Существо жалобы: составление документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, уполномоченного органа и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику, уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовал представитель подателя жалобы Мох Евгений Викторович (доверенность N 17 от 04.04.2017, удостоверение личности).
Явку своих представителей на заседание Комиссии по рассмотрению жалобы по существу заказчик, уполномоченный орган не обеспечили, последним было представлено ходатайство о проведении такого заседания в отсутствие своего представителя (вх. N 5561 от 07.04.2017).
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации заказчиком, уполномоченным органом в описании объекта закупки были установлены требования к упаковке и фасовке, которые, по мнению подателя жалобы, не отражают функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки.
В отношении позиции 1 Технического задания "Мясо говядина тазобедренный отруб" заказчиком, уполномоченным органом был указан ГОСТ Р 52601-2006, который на момент проведения закупки отменен.
В отношении указанных доводов подателя жалобы в адрес Комиссии уполномоченным органом были представлены письменные пояснения, из которых следует, что аукционная документация была составлена уполномоченным органом на основании заявки заказчика. Уполномоченный орган обращает внимание на то обстоятельство, что в отношении недействующих ГОСТов в адрес заказчика и уполномоченного органа в надлежащий срок не поступило от участников закупки запросов о предоставлении разъяснений указанных положений аукционной документации, что не позволило внести изменения в указанные положения документации. Вместе с этим, уполномоченный орган ходатайствовал о признании жалобы необоснованной.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лица, допущенного к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью у заказчика уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку мяса говядины.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчику предписано при составлении описания объекта закупки использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Пунктом 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Исследовав совокупность положений аукционной документации, Комиссия установила, что в соответствии с разделом "Информационная карта" аукционной документации (пункт "Порядок поставки") поставку товаров необходимо осуществить в соответствии с требованиями Приложения N 1 к документации об аукционе в электронной форме, и в соответствии с условиями контракта (Приложение N 2 к рассматриваемой документации).
Приложением N 1 к документации об аукционе в электронной форме является Техническое задание (далее - Техническое задание), содержащее наименование объекта закупки, наименования поставляемых товаров, краткие их характеристики, количество, требования к фасовке, сроки, условия и порядок поставки товаров.
В пункте 1.3 проекта контракта, являющегося Приложением N 2 к аукционной документации, предусмотрено, что поставщик гарантирует заказчику выполнение поставки и доставки товара в точном соответствии с представленной заявкой и принимает на себя обязательство поставить и доставить товар, соответствующий по качеству стандартам и требованиям ГОСТа и ТУ.
Из содержания Технического задания Комиссией были установлены следующие требования заказчика, уполномоченного органа к товарам, являющимся объектом закупки:
N п/п |
Наименование товаров |
Ед. изм. |
Кол-во |
ГОСТ, ОСТ, ТУ, СапПиН и др. |
фасовка |
1 |
Мясо говядина тазобедренный отруб |
кг |
1000 |
Отруб тазобедренный без голяшки бескостный, вырабатывают из охлажденного мяса говядины 1 категории от молодых животных (это мякоть тазобедренной части, освобожденная от сухожилий и грубых поверхностных пленок). Запах - свойственный свежему мясу, без признаков порчи. Консистенция мяса упругая. крупный кусок не менее 5 кг. |
Гофрокоробка общим весом не более 20 кг, куски весом до 9 кг упакованы в полиэтиленовый пакет |
2 |
Мясо говядина грудинка |
кг |
800 |
Набор для бульона на кости. Мясокостные кусочки каждый с наличием мякотной ткани не менее 30% к массе порции полуфабриката |
Гофрокоробка общим весом не более 14 кг, куски весом до 1,5 кг упакованы в полиэтиленовый пакет |
На заседании Комиссии было установлено, что ГОСТ Р 52601-2006 "Национальный стандарт Российской Федерации. Мясо. Разделка говядины на отрубы. Технические условия" (позиция 1) утратил силу с 15 февраля 2015 года в связи с изданием Приказа Росстандарта от 29.11.2012 N 1756-ст. Взамен указанного ГОСТа введен в действие ГОСТ 31797-2012 "Межгосударственный стандарт. Мясо. Разделка говядины на отрубы. Технические условия".
Следовательно, действия заказчика, уполномоченного органа по установлению в Техническом задании требования о соответствии товаров (позиция 1) документу, который не является действующим документом, разработанным и применяемым в национальной системе стандартизации, не подлежат признанию надлежащим исполнением требований пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, поскольку требованиями указанных норм Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчику предписано использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, следовательно, при описании объекта закупки заказчику предписано руководствоваться действующими документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации.
Установление заказчиком, уполномоченным органом в Техническом задании, являющимся по своему существу описанием объекта закупки, требования о поставке товара, предусмотренного позицией 1, в соответствии с документом, который не является действующим документом, разработанным и применяемым в национальной системе стандартизации, при наличии одновременно установленного требования (пункт 1.3 проекта контракта) о том, чтобы товары соответствовали действующим документам, разработанным и применяемым в национальной системе стандартизации, вводит участников закупки в заблуждение относительно потребности заказчика, не позволяя ее однозначно определить и сформировать свое предложение.
Пунктом 5.6.5 ГОСТ 31797-2012 "Межгосударственный стандарт. Мясо. Разделка говядины на отрубы. Технические условия" предусмотрено, что масса нетто отрубов в ящиках из гофрированного картона должна быть не более 20 кг, в контейнерах и таре-оборудовании - не более 250 кг; масса брутто продукции в многооборотной таре - не более 30 кг.
Из этого следует, что ГОСТ 31797-2012 "Межгосударственный стандарт. Мясо. Разделка говядины на отрубы. Технические условия" допускает упаковку мяса говядины (отруба) в ящики из гофрированного картона, в контейнеры и тару-оборудование, в многооборотную тару.
Установление в отношении товара, предусмотренного позицией 1 Технического задания, безальтернативного требования о необходимости их упаковки в гофрокоробку при условии упаковки кусков в полиэтиленовый пакет влечет за собой ограничение количества участников закупки, поскольку не позволяет предложить к поставке указанный товар, упакованный в иную тару, предусмотренную и соответствующую ГОСТ 31797-2012.
Кроме того заказчиком, уполномоченным органом не была обоснована необходимость поставки товаров в позициях 1 и 2 Технического задания ("Мясо говядина тазобедренный отруб", "Мясо говядина грудинка") кусками, упакованными в полиэтиленовый пакет, в упаковке - гофрокоробке, и невозможность поставки указанных товаров в иной упаковке, обеспечивающей сохранность и товарный вид продукции.
Таким образом, вышеуказанные действия заказчика, уполномоченного органа не соответствуют части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ООО "Первый сервис" обоснованной.
2. Признать заказчика, уполномоченный орган нарушившими требования части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, уполномоченному органу предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в аукционную документацию.
4. Передать материалы по жалобе ООО "Первый сервис" уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Е.А. Акимова |
|
Е.М. Хоменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 10 апреля 2017 г. N 351
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.04.2017