Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 5 апреля 2017 г. N 68/17
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии: Тихенького О.Л. - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
членов Комиссии:
Хлебниковой А.Е. - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
Казанова Н.А. - специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
в присутствии представителей:
от заявителя - не явился, извещен;
от заказчика - Брусовой Е.В., доверенность от 04.04.2017; Ильченко И.В., доверенность от 04.04.2017;
от уполномоченного учреждения - Куприянова Д.Г., доверенность от 05.04.2017 N 7;
рассмотрев жалобу ООО "Дальпродукт" на положения аукционной документации, утвержденной ГКУ "Центр государственных закупок Сахалинской области" по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Поставка передвижной дизель-генераторной установки для пополнения аварийного резерва" (извещение N 0361200015017000589).
УСТАНОВИЛА:
В Сахалинское УФАС России поступила жалоба ООО "Дальпродукт" (далее - заявитель) на положения аукционной документации, утвержденной ГКУ "Центр государственных закупок Сахалинской области" по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Поставка передвижной дизель-генераторной установки для пополнения аварийного резерва" (извещение N 0361200015017000589) (далее - аукцион).
По мнению Заявителя, Заказчик нарушил требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
В своей жалобе ООО "Дальпродукт" указывает следующие доводы:
1)Часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с продукцией, товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
То есть законодательство Российской Федерации устанавливает определенные требования к процессу формирования заказчиками лотов при осуществлении закупок для государственных или муниципальных нужд: в составе одного лота запрещается объединять технологически и функционально не связанные товары, работы, услуги, поскольку это приводит к ограничению конкуренции (сокращению количества) участников закупки путем проведения торгов.
2) В разделе 5 "Проект контракта", в п. 5.8 установлено: Поставщик проводит испытание Товара в ходе осуществления его передачи Заказчику.
Испытание проводится в отношении поставленного Товара и осуществляется за счет средств Поставщика.
Так, аукцион проводится на право поставки товара (передвижной дизель-генераторной установки), но заказчик также установил требования о проведении работ (испытание Товара). Установление данных требований о проведении работ является не законным и необоснованным. По сути, Заказчик /Уполномоченное учреждение/ объединил в один Лот поставку товара и производство работ технологически и функционально не связанных между собой, что влечет за собой нарушение прав и законных интересов подателя Жалобы как участника электронного аукциона, и ограничивает количество участников закупки.
По мнению заявителя, указанными действиями нарушены права и законные интересы участников закупки.
На рассмотрении жалобы представители заказчика и уполномоченного учреждения представили письменные возражения и пояснили, что не согласны с доводами Заявителя, в связи с тем, что документация о проведении электронного аукциона утверждена в соответствии с нормами Закона о контрактной системе.
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
17.03.2017 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru опубликовано извещение об электронном аукционе, в том числе аукционная документация.
Заказчиком является Министерство жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области.
Начальная (максимальная) цена контракта - 12 803 000 руб. 00 коп.
Дата и время окончания подачи заявок 06.04.2017 08 часов 00 минут.
В соответствии с разделом III "описание объекта закупки" Техническое задание на поставку передвижной дизель-генераторной установки для пополнения областного аварийного резерва, дизель-генераторная установка должна быть изготовлена и испытана в соответствии с техническими условиями и требованиями, установленными ГОСТ: ГОСТ 15150-69, ГОСТ IEC 60034-1-2014, ГОСТ 21130-75, ГОСТ 26363-84, ГОСТ-33115- 2014, ГОСТ 10150-2014, ГОСТ 8240-97, ГОСТ 4640-2011, ГОСТ 14918-80, ГОСТ 31173-2003, ГОСТ 5089-2011, ГОСТ 6825-91, ГОСТ Р 3325-2012, ГОСТ Р 55149-2012, ГОСТ Р 52644-2006, ГОСТ Р 52645-2006, ГОСТ Р 52643-2006, ГОСТ Р 52646-2006, ГОСТ 31996-2012, ГОСТ 22483-2012.
Дизель-генераторную установку подвергают испытаниям с целью определения возможности её приёмки и поставки Заказчику. Результаты испытаний оформляют протоколом (протоколами).
При положительных результатах испытаний производителем ставятся пломбы и (или) соответствующие клейма на все принятые дизель-генераторные установки, а в формуляре на принятые дизель-генераторные установки даётся заключение, свидетельствующее о приёмке и годности дизель-генераторной установки.
Таким образом, данное требования указывает на то, что испытания проводятся производителем дизель-генераторных установок в соответствии с техническими условиями и требованиями, установленные ГОСТ, а именно:
Согласно ГОСТ 33115-2014 "Межгосударственный стандарт. Установки электрогенераторные с дизельными и газовыми двигателями внутреннего сгорания" (введен в действие Приказом Росстандарта от 15.06.2015 N 731-ст) для проверки соответствия требованиям настоящего стандарта и приемки электрогенераторных установок проводят приемо-сдаточные, периодические, типовые испытания и испытания на надежность. Результаты испытаний оформляют протоколом (протоколами) .
Необходимость испытания дизель-генераторных установок обусловлена следующим:
-проверка дизель-генераторной установки на эффективность ее функционирования. Испытания включают в себя подтверждение значений, полученных с помощью соответствующих измерительных приборов, эти значения невозможно получить при визуальном осмотре, не производя запуск дизель-генераторной установки;
-испытания проводятся в соответствии с технической документацией производителя и техническими требованиями, применяемыми к дизель-генераторным установкам.
Согласно пунктов 1 и 3 статьи 474 Гражданского кодекса Российской Федерации проверка качества товара может быть предусмотрена законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями, установленными в соответствии с законом Российской Федерации о техническом регулировании или договором купли-продажи.
Порядок проверки качества товара устанавливается законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, или договором. В случаях когда порядок проверки установлен законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями, установленными в соответствии с законом Российской Федерации о техническом регулировании порядок проверки качества товара, определяемый договором, должен соответствовать этим требованиям.
Если законном, иными правовыми актами, обязательными требованиями, установленными в соответствии с законом Российской Федерации о техническом регулировании, или договором купли-продажи предусмотрена обязанность продавца поверить качество товара, продаваемого покупателю (испытание, анализ, осмотр и т.п.) продавец должен предоставить покупателю доказательства осуществления проверки качества товара.
Исходя из смысла указанной статьи заказчик имеет право установить в договоре требование о проверке качества товара, в том числе путем проведения испытаний товара, а поставщик (заявитель) должен провести испытания и представить заказчику доказательства проверки его качества.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе: указанный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе определено, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно ч.ч. 6, 7 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона. Указанные в настоящей статье требования предъявляются в равной мере ко всем участникам закупок.
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Таким образом, Закон о контрактной системе допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из его потребностей. При описании товара заказчик вправе указывать те требования к товару, которые являются наиболее значимыми для него.
Вместе с тем документация о торгах, не должна содержать условия, ограничивающие количество участников размещения заказа, путем установления непредусмотренных и запрещающих Законом о контрактной системе требований, как к участнику закупки, так и к составу подаваемой им заявки на участие в аукционе. Установление вышеуказанных требований нарушает права и законные интересы лиц, претендующих на заключение контракта, но не имеющих возможности подать заявку на участие в аукционе с целью заключения такого контракта.
Следовательно, в описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Частями 1 и 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Требование о том, что поставщиком должен быть представлен протокол испытаний оборудования, оформленный производителем не ограничивает количества участников закупки и не нарушает Закон о контрактной системе.
Согласно п. 5.8. Контракта поставщик проводит испытание Товара в ходе осуществления его передачи Заказчику. Испытание проводится в отношении поставленного Товара и осуществляется за счет средств Поставщика.
Данное требование не обязывает поставщика проводить самостоятельно испытания в соответствии с техническими условиями и требованиями, установленными: ГОСТ 33115-2014, а лишь указывает на то, что заказчик поставщика при передаче товара должен повести испытания на соответствии с технической документацией производителя и техническими требованиями, применяемыми к дизель-генераторным установкам.
Таким образом, заказчик установил требования в аукционной документации исходя из своих потребностей, что не противоречит Закону о контрактной системе .
Относительно требования о проведении испытаний за счет средств Поставщика, то это также относится к потребности заказчики и не нарушает нормы Закона о контрактной системы.
Об объективности изложенных в документации об аукционе требований к объекту закупки, а также о наличии конкурентного рынка в отношении товаров, соответствующих требованиям документации об аукционе, свидетельствует тот факт, что при формировании начальной (максимальной) цены контракта Заказчиком был направлен запрос о предоставлении ценовой информации от 15.12.2016 N 3.10-4637/16. В ответ на данный запрос в адрес Заказчика поступило 3 (три) коммерческих предложения, в которых потенциальные поставщики предоставили информацию о том, что в цену контракта входит проведение испытаний дизель-генераторной установки.
Таким образом заказчик сформировал начальную цену контракта с учетом затрат на проведение испытаний.
Кроме того, в соответствии с пунктами 3, 4 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса, заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса.
В соответствии со сведениями, размещенными на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) при проведении электронного аукциона Заявитель своим правом не воспользовался и не обратился с запросом о предоставлении разъяснений по вышеуказанным позициям аукционной документации. Иные участники электронного аукциона так же запросы о даче разъяснений положений документации не подавали.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Дальпродукт" на положения аукционной документации, утвержденной ГКУ "Центр государственных закупок Сахалинской области" по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Поставка передвижной дизель-генераторной установки для пополнения аварийного резерва" (извещение N 0361200015017000589) - необоснованной
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии О.Л. Тихенький
Члены комиссии Е.А. Хлебникова
Н.А. Казанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 5 апреля 2017 г. N 68/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.04.2017