Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 10 апреля 2017 г. N 191
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок;
членов Комиссии:
Кутняшенко Е.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
Пахомовой Н.С. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
с участием представителей:
от заявителя - ООО "Интерфарм" - Буторина Д. В., Петеримовой Р. С.;
от уполномоченного учреждения - КГКУ "Центр государственных закупок Алтайского края" -Жертовской Т. Ю.;
от КГБУЗ "Городская поликлиника N3, г. Барнаул"-Чупеко Т. А., Семеновой Е. Н., Торони А. В.;
рассмотрев жалобу ООО "ИнтерФарм" на положения документации о закупке N 0817200000317001288 "Поставка дезинфицирующих средств в 2017 году для нужд КГБУЗ "Городская поликлиника N3, г. Барнаул", согласно Федеральному закону от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
24.03.2017 г. уполномоченным учреждением - КГКУ "Центр государственных закупок Алтайского края" было размещено извещение о проведении электронного аукциона "Поставка дезинфицирующих средств в 2017 году для нужд КГБУЗ "Городская поликлиника N3, г. Барнаул".
Заявитель в жалобе указывает, что положения документации нарушают требования ст. 33 Закона о контрактной системе.
В заседании комиссии 10.04.2017 г. заявитель уточнил требования жалобы. По п. 3, 5 жалобы от требований отказался. Также отказался от требований жалобы по п. 1-12 в части указания на нарушения ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Указал на нарушения по п. 3 Технического задания в части указания на требование к сроку годности рабочего раствора не менее 42 двух дней. По мнению заявителя указанное требование не носит объективного характера, не нормируетсядокументами о стандартизации РФ, ограничивает участников закупки не допуская предложить к поставке товар сроком годности менее чем 42 дня.
Так по п. 4 Технического задания установлены требования, которые являются не объективными и ограничивающими количество участников закупки. Количество таблеток в упаковке не влияет на функциональные, качественные характеристики товара, однако отсутствует возможность поставки товара с меньшим количеством таблеток в упаковке.
Совокупность требований указывает на единственногопроизводителя товара "Део Хлор люкс".
По п. 6, 9, 11 технического задания установлены требования не позволяющие предложить к поставке эквивалентный товар. Требования указывают на единственного производителя.
Совокупность установленных требований в техническом задании не носит объективного характера, преследует цель получения товара определенного производителя.
На основании изложенного заявитель просит приостановить осуществление закупки; признать жалобу обоснованной; выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
Представитель уполномоченного учреждения предоставил письменные объяснения, по доводам жалобы пояснил, что считает ее необоснованной.
Представитель Заказчика также предоставил письменные объяснения.
В качестве обоснования правомерности установления требований к товару указал:
1. Срок службы не менее 42 дней является более удобным чем короткий срок. Требование установлено в соответствии рабочей инструкцией по обработке ректоскопов, фиброгастроскопов эндоскопического кабинета.
2. По п. 4 технического задания имеется три средства: "Део хлор люкс", "Экохлор", "Димакс хлор".
3. По п. 6 технического задания имеется три средства: "Абсолют ОП", Абсолют ЭЛИТ", "Абсолюцид энзим".
4. По п. 9 технического задания установлены требования учитывая потребность заказчика исходя из норм СанПиН 2.1.3.2360-10.
5. По п. 11 Технического задания на нормы СанПиН 3.1.3263-15 и имеющейся потребности.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, а также изучив представленные документы, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам.
Согласно ст. 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Из ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе следует, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системедокументация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системедокументация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
П. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе определено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
П. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системедокументация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а такжетребования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Исходя из представленных доказательств и возражений на жалобу, а следует, что заказчиком при изучении рынка дезинфицирующих средств был проведен не полный анализ соответствия их технических характеристик своим потребностям, установленных в техническом задании.
В частности по п. 4 технического задания заказчиком указано на наличие как минимум трех средств: "Део хлор люкс", "Экохлор", "Димакс хлор".
Заявителем по данному пункту представлены доказательства, указывающие на наличие расхождений по содержанию натриевой соли дихлоризоциануровой кислоты, и противомикробной активности и соответсвия техническим характеристикмм только "Део хлор люкс".
По п.6 технического задания заказчиком указано на наличие как минимум трех средств "Абсолют ОП", @Абсолют ЭЛИТ", "Абсолюцид энзим".
Заявителем по данному пункту представлены доказательства существования единственного производителя завода "Алдез" антисептиков с содержанием бензилового спирта. Кроме того заявителем указано, что "Абсолюцид энзим" не является аналогом к техническим характеристикам, так как это раствор для предстерилизационной очистки и дезинфекции ДВУ. "Абсолюсепт ОП", также не будет являться аналогом, так пролонгированный эффект составляет 3 часа, и отсутствуют функциональные добавки заявленные в техническом задании. Исходя из выше изложенного, ни одно из средств не будет являться эквивалентом "Абсолюсепт элит", заявленному в техническом задании/
По п. 9 технического заданиязаказчиком указано на наличие как минимум двух средств: "Мелисептолфоам", "Актофан".
Заявителем по данному пункту указано, что по содержанию: 1- пропанол (пропиловый спирт), дидецилдиметиламмония хлорид; активности водородных ионов и свойствам имеются несоответствия в указанных Заказчиком средствах техническому заданию.
По п. 11 технического задания заказчиком указано на наличие как минимум трех средств: "Дезомаксиннова", "Аквистин", "Бископ форте".
Заявителем по данному пункту указаны на несоответствия по содержанию глутарового альдегида, дидецилдиметиламмония хлорида и др.
Заказчиком на данные факты даны пояснения, что техническое задание составлялось исходя из имеющихся потребности. По факту имеющихся расхождений заказчик пояснений не дал.
Представленные данные указывают, что доводы заказчика о наличии нескольких видов товара, соответствующего требованиям документации опровергаются, представленными самим заказчиком доказательствами. Представленные заявителем доказательства указывают на соответствие единственного возможного к поставке товара.
В отношении доводов заявителя о неправомерном установлении требований к сроку годности рабочего раствора не менее 42 дней по п. 3 технического задания следует учитывать, что Заказчиком в материалы дела не было представлено письменных доказательств, что под требуемый товар с требуемыми характеристиками подпадает несколько разных производителей (эквивалентный указанным характеристикам), в том числе с соответствующим сроком годности рабочего раствора.
На рассмотрении жалобы представитель Заказчика пояснил, что потребность закупки товара с таким сроком годности проистекает из действующих СанПиНов и инструкций учреждения.
Однако нормативные документы не устанавливают не устанавливают ограничений к таким растворам имеющим срок годности менее 42 дней, и не запрещают использования различных дезинфицирующих растворов, отвечающих требованиям обработки.
Ссылки на рабочие инструкции учреждения не могут быть приняты во внимание, поскольку как пояснил представитель заказчика, они написаны исходя из ранее закупленных товаров и соответственно в случае закупки товаров с иными характеристиками в инструкции будут внесены изменения.
Таим образом Заказчик, определив совокупность требований к товару фактически ограничил количество участников закупки, поскольку даже представленные по мнению заказчика эквиваленты не соответствуют требованиям технического задания и фактически указывают на товары конкретных производителей.
Учитывая изложенное требования документации нарушают положения ст. 33 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, 105, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобуООО "Интерфарм"обоснованной.
2. Признать положения документации об аукционе нарушающими требования п. 1, 2 ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать уполномоченному учреждению, заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|||||||||
|
|
|
Уполномоченному учреждению - КГКУ
"Центр государственных закупок Алтайского края"
Комсомольский пр., 118, г. Барнаул, 656038
Заказчику - КГБУЗ "Городская поликлиника N3, г. Барнаул"
Молодежная ул., 35, г. Барнаул, 656031
Оператору электронной площадки - ООО "РТС-тендер"
Долгоруковская ул., д. 38, стр.1, г. Москва, 127006,
ПРЕДПИСАНИЕ N 25 (191/17)
об устранении нарушения в сфере контрактной системы
"10" апреля 2017 г. г. Барнаул
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Кочеткова А. В. - заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
Кутняшенко Е.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
Пахомовой Н.С. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
по результатам рассмотрения жалобы ООО "ИнтерФарм" на положения документации о закупке N 0817200000317001288 "Поставка дезинфицирующих средств в 2017 году для нужд КГБУЗ "Городская поликлиника N3, г. Барнаул", согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"(далее - Закон о контрактной системе), было установлено, что положения документации нарушают требования п. 1, 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе,
Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, уполномоченному учреждению- аннулировать закупку N 0817200000317001288, путем размещения на сайте www.zakupki.gov.ru информации об аннулировании закупки;
2. Оператору электронной площадки совершить действия, направленные на обеспечение исполнения предписания, выданного Заказчику, уполномоченному учреждению - по аннулированию торгов;
3. Оператору электронной площадки, Заказчику, уполномоченному учреждению -исполнить предписаниедо "17" апреля 2017 года.
4. Оператору электронной площадки, Заказчику, уполномоченному учреждению - направить в управление ФАС по Алтайскому краю доказательства исполнения пунктов 1,2,3 настоящего предписания в срок не позднее дня следующего за "17" апреля 2017 года.
В случае неисполнения настоящего предписания, управление ФАС по Алтайскому краю на основании части 25 статьи 99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Примечание. За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего Предписания в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридические и должностные лица несут административную ответственность.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Алтайского края.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
члены комиссии: |
_____________________________ |
Е.В. Кутняшенко |
|
_____________________________ |
Н. С. Пахомова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 10 апреля 2017 г. N 191
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.04.2017