Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 4 апреля 2017 г. N 02-06/43-17
Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
заместитель Председателя Комиссии -- заместитель руководителя - начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов;
члены Комиссии:
- специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
- специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
в присутствии представителей:
заказчика - Чендемеровская сельская администрация муниципального образования "Чендемеровское сельское поселение" (далее - Чендемеровская сельская администрация):
(доверенность N 25 от 30.03.2017),
заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Волгаспецстрой":
(доверенность N б/н от 03.04.2017),
в отсутствие представителей заявителя - общества с огарниченной ответственностью "Перспектива" (далее - ООО "Перспектива"), надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, рассмотрев жалобу "Перспектива" на положения аукционной документации электронного аукциона на строительство автомобильной дороги Большая Коклала - Пунчерюмал с подъездами к д. Нурсола и д. Тумерсола Сернурского района (извещение на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу http://zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 0108300016817000001 от 13.03.2017),
установила:
Чендемеровской сельской администрацией проводится электронный аукцион навыполнение работ по строительству автомобильной дороги Большая Коклала - Пунчерюмал с подъездами к д. Нурсола и д. Тумерсола Сернурского района (номер извещения на официальном сайте 0108300016817000001 от 13.03.2017).
В Марийское УФАС России поступила жалоба ООО "Перспектива" на положения аукционной документации названного электронного аукциона.
Заявитель полагает, что документация указанного аукциона не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заказчик с доводами жалобы не согласился, просил признать жалобу необоснованной, направил письменные пояснения (исх. N 93 от 30.03.2017).
При рассмотрении жалобы в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Марийским УФАС России проведена внеплановая проверка процедуры закупки. В результате внеплановой проверки, оценки представленных доказательств установлено следующее.
Извещение о проведении электронного аукциона, аукционная документация на выполнение работ по строительству автомобильной дороги Большая Коклала - Пунчерюмал с подъездами к д. Нурсола и д. Тумерсола Сернурского района размещены на официальном сайте 13.03.2017 (код закупки 0108300016817000001).
Электронная площадка для проведения аукциона - http://www.rts-tender.ru.
Начальная максимальная цена контракта - 38 705 705,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе: 29.03.2017 09:00.
Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе: 31.03.2017.
Дата проведения электронного аукциона на электронной площадке: 03.04.2017.
Оценив доводы, изложенные в жалобе, а также изучив материалы дела, Комиссия Марийского УФАС России приходит к следующим выводам.
1. В соответствии с частью 1 статьи 44 Закона о контрактной системе при проведении конкурсов и аукционов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. При этом в конкурсной документации, документации об аукционе заказчиком должны быть указаны размер обеспечения заявок в соответствии с указанным законом и условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с указанным законом).
Согласно части 14 статьи 44 Закона о контрактной системе размер обеспечения заявки должен составлять от одной второй процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта или, если при проведении аукционов начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, один процент начальной (максимальной) цены контракта.
При проведении указанного электронного аукциона заказчиком определено обечпечение исполнения контракта в размере одного процента от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 387 057,05 рублей. Указанная информация установлена заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона в разделе "размер обеспечения заявок".
Вместе с тем, в документации о проведении указанного электронного аукциона (раздел 10), в нарушение части 1 статьи 44 Закона о контрактной системе неверно указан размер обеспечения заявок - 378 057,05 рублей.
Жалоба ООО "Перспектива" в указанной части обоснована.
2. В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
В пункте 5.1.29 проекта муниципального контракта (приложение 1 к документмации об электронном аукционе) заказчиком указано, что в случае, если подрядчик не является субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, то он обязан привлекать к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Объем работ для субподрядчиков, соисполнителей должен составлять не менее 20 % от цены контракта.
Установление в пункте 5.1.29 проекта муниципального контракта объема привлечения к исполению контратка субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных подрядных организаций подобным образом не противоречит положениям части 6 статьи 30 Закона о контртакной системе. Следовательно, жалоба ООО "Перспектива" в указанной части необоснована.
3. В соответствии с части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 2 приложения 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, к участникам закупки устанавливаются дополнительные требования о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Соласно примечанию к указанному пункту требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
В пункте 22.2 аукционой документации заказчком установлено дополнительное требование к участникам закупки (в соответствии с Постановлением N 99), в том числе к наличию опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
<*> Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
По мнению подателя жалобы, заказчиком неправомерно установлено требование к участникам закупки о наличии нескольких групп работ строительных.
Вместе с тем, предметом проводимой процедуры закупки является выполнение работ по строительству автомобильной дороги, которое не относится к временным постройкам, киоскам, навесам и другим подобным постройкам, являеися объектом капитального строительства.
Кроме того, заказчиком установлено, что требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт.
Таким образом, в действиях заказчика отсутствуют нарушения законодательства о контрактной системе при установлении дополнительных требований к участникам закупки. Довод жалобы ООО "Перспектива" в указанной части не обоснован.
На основании изложенного, жалоба ООО "Перспектива" обоснована в части изложенных в ней доводов.
4. В ходе проведения внеплановой проверки процедуры закупки Комиссией Марийского УФАС России установлено следующее.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 названного закона, указываются в том числе требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 указанного Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 названного закона.
В подпункте 2 пункта 1.10 аукционной документации заказчиком установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки на участие в проводимом электронном аукционе документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки (в соответствии с подпунктом 1 пункта 22.1 раздела 22 аукционной документации).
В подпункте 1 пункта 22.1 аукционной документации заказчиком установлены требования к участникам закупки, в том числе указано, что участник закупки должен иметь свидетельство члена самореулируемой организации (СРО), содержащее сведения о допуске к работам, являющимя предметом электронного аукциона, согласно перечню, утвержденному приказом Министерства реионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитальноо строительства, котрые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства по следующим видам работ:
"33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (енеральным подрядчиком):
33.2 Транспортное строительство;
33.2.1 Автомобильные дорои и объект инфраструктуры автомобильного транспорта".
Между тем, в нарушение пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, извещение о проведении электронного аукциона не содержит информации о необходимости представления указанных документов участниками аукциона.
Поскольку выявленное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика, Комиссия Марийского УФАС России считает возможным обязательное для исполнения предписание об устранении установленного нарушения не выдавать.
На момент проведения заседания Комиссии контракт не заключен, процедура закупки приостановлена в части заключения контракта.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
решила:
1.Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" частично обоснованной.
2.Признать в действиях Чендемеровской сельской администрации муниципального образования "Чендемеровское сельское поселение" нарушение части 1 статти 44, пункта 6 части 5 стататьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Обязательное для исполнения предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела N 02-06/43-17 уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 4 апреля 2017 г. N 02-06/43-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.04.2017