Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 27 марта 2017 г. N 2-57-2935/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальник отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С. Бруева,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
при участии представителей:
ГБУЗ "ГКБ им. Ф.И. Иноземцева ДЗМ": Селедцова А.Ю., Востокова П.Е.,
ООО "Агат": Минеева А.М.,
рассмотрев жалобы ООО "Агат" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ им. Ф.И. Иноземцева ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение ремонтных работ в помещениях отделения анестезиологии-реанимации Ожогового центра в корпусе N 10 (3-й этаж) (Закупка N 0373200052317000011) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России (N МГ/13182 от 22.03.2017).
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Закона о контрактной системе.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы Заявителя жалобы на предмет установления в аукционной документации неправомерных требований к товарам, что может вводить участников закупки в заблуждение, препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционе, и привести к ограничению количества участников закупки, а именно:
п. 12 "Кабель силовой тип 1": ""Число токопроводящих жил 3 шт. Конструкция должен быть без экрана, круглой формы, с однопроволочными жилами. Материал наружной оболочки поливинилхлоридный пластикат пониженной пожарной опасности или поливинилхлоридный пластикат пониженной горючести. Номинальная толщина наружной оболочки не меньше 1.43 мм", что, по мнению Заявителя, является неправомерным и установлено в нарушение Закона о контрактной системе, поскольку Согласно п. 5.2.1.14 ГОСТ 31996 номинальная толщина наружной оболочки из поливинилхлоридного пластиката и поливинилхлоридного пластиката пониженной горючести должна соответствовать категории Обп-2 по ГОСТ 23286, при этом номинальное значение толщины оболочки одножильных кабелей и кабелей плоской формы должно быть не менее 1,4 мм, многожильных - не менее 1.8 мм.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требование к номинальной толщине наружной оболочки установлено с учетом предельных отклонений по п. 5.2.1.14 ГОСТ 31996.
п. 27 "Блоки дверные из алюминиевого профиля": "Типоразмер ДАВ О Дв Бпр Р 2100x1600, ДАВ О On Бпр Р 2100x1300, ДАВ О Дв Бпр Р 2100x1400". "Ширина дверных полотен ДАВ О Дв Бпр Р 2100x1600 - от 600* до 900*, ДАВ О On Бпр Р 2100x1300 - от 1200* до 1250* ДАВ О Дв Бпр Р 2100x1400 - от 500* до мм", что, по мнению Заявителя, является неправомерным и установлено в нарушение Закона о контрактной системе, поскольку ни один из производителей не использует и не расшифровывает требуемые Заказчиком обозначения: ДАВ О Дв Бпр Р, ДАВ О Оп Бпр Р, ДАВ О Дв Бпр Р.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеперечисленные обозначения используются согласно п. 3.2 ГОСТ 23747-2014 "Блоки дверные из алюминиевых сплавов" для дверных блоков.
п. 59 "Линолеум поливинилхлоридный": "Толщина общая от 2.8* мм", что, по мнению Заявителя, является неправомерным и установлено в нарушение Закона о контрактной системе, поскольку согласно таблице 1 ГОСТ 7251-77 "Линолеум поливинилхлоридный на тканой и нетканой подоснове. Технические условия", требованиям которого должен соответствовать товар толщина общая линолеума составляет конкретные значения 1,6 мм и 2,0 мм.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что также согласно примечанию к таблице 1 ГОСТ 7251-77 допускается по согласованию с потребителем изготовление линолеума других номинальных размеров с теми же предельными отклонениями от них.
п. 40 "Трубы электротехнические": "Описание должна быть труба гладкая электротехническая из ПВХ и предназначена для прокладки скрытым, полускрытым, открытым способами электрических, телефонных, компьютерных, телевизионных сетей, шлейфов пожарной и охранной сигнализаций, работающих при электрическом напряжении постоянного [или] переменного тока величиной [не более 1 500 В]. Степень защиты IР65. Минимальная температура монтажа меньше - 10 °С", что, по мнению Заявителя, является неправомерным и установлено в нарушение Закона о контрактной системе, поскольку согласно данным производителей труб электротехнических температура монтажа таких труб составляет диапазон от -5°С до +60°С, таким образом, минимальная температура монтажа составляет -5 °С.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика предоставил в подтверждение данные производителей труб электротехнических, минимальная температура монтажа которых может составлять -30 °С.
п. 69 "Смесь сухая клеевая для плиточных работ": "Максимальная температура применения, требуемое значение: >30 °С; Минимальная температура применения, требуемое значение: < 5", что, по мнению Заявителя, является неправомерным и установлено в нарушение Закона о контрактной системе, поскольку согласно данным производителей смесь сухая клеевая для плиточных работ температура применения клеевых смесей для плиточных работ составляет диапазон от 5°С до 30°С.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика предоставил в подтверждение, данные производителей сухих смесей, согласно которым температура применения составляет диапазон от -50 до +70°С.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В составе жалобы Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность доводов жалобы, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные доводы жалобы не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
2. На заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы Заявителя жалобы на предмет установления в аукционной документации неправомерных требований к товарам, что может вводить участников закупки в заблуждение, препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционе, и привести к ограничению количества участников закупки, а именно:
п. 43 "Шурупы с полупотайной головкой" "Диаметр резьбы 4, 6; 8 мм. Диаметр крестообразного шлица от 4.8 до 8.7 мм. Диаметр головки от 7.4 до 14.5 мм. Шаг резьбы от 1.75 до 3.5 мм", согласно инструкции по заполнению первых частей заявок "В случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: "от" и "до", "от" или "до", то участнику закупки необходимо предоставить конкретный(-ые) показатель (-и) из данного диапазона не включая крайние значения", что, по мнению Заявителя, является не правомерным, поскольку согласно таблице 1 ГОСТ 1146-80 (СТ СЭВ 2328- 0) "Шурупы с полупотайной головкой. Конструкция и размеры", требованиям которого должен соответствовать товар, не предоставляется указать значение для шурупов с диаметрами резьбы 4 и 6 мм, "Диаметр крестообразного шлица" для шурупа диаметром резьбы 4 мм, поскольку согласно инструкции по применению слов "от" и "до" крайние значения не входят в требуемый Заказчику диапазон.
п. 12 "Кабель силовой тип 1": "Описание: На номинальное переменное напряжение 0.66; на номинальное переменное напряжение 1 кВ. "Максимальное переменное напряжение сети, при котором допускается эксплуатация кабеля не ниже 792 В", что, по мнению Заявителя, является не правомерным, поскольку согласно п. 10.1 ГОСТ 31996 максимальное переменное напряжение сети, при котором допускается эксплуатация кабеля находится по формуле Um=1,2 U, и имеет конкретные значения, так как номинальное переменное напряжение имеет конкретные значения 0,66 кВ (660В), 1 кВ (1000В) и 3 кВ.
п. 23 "Двери": "Частные требования: ДГ 21-13 щитовой конструкции с мелкопустотным заполнением полотна,без порога, без фрамуги, ДГ 21-12 щитовой конструкции с мелкопустотным заполнением полотна, без порога, без фрамуги, ДГ 21-8 щитовой конструкции с мелкопустотным заполнением полотна, без порога, без фрамуги, ДГ 21-9 щитовой конструкции с мелкопустотным заполнением полотна, с порогом, без фрамуги. Сплошное заполнение щитового полотна дверей деревянные рейки; ДВП; ДСП; бумажные соты; -.", что, по мнению Заявителя, является не правомерным, поскольку установленные Заказчиком требования противоречат друг другу, так как согласно одним требованиям заполнение щитовых дверей должно быть мелкопустотным, согласно другим требованиям заполнение щитовых дверей должно быть сплошным.
п. 39 "Выключатель для Управления освещением световых приборов" "Необходимые размеры меньше 80x80x40", что, по мнению Заявителя, является не правомерным, поскольку в требуемых размерах нет обозначения длины, ширины, высоты товаров.
п. 60 "Мастика строительная": "Минимальная рабочая температура < -50 °С. Максимальная рабочая температура > 70 °С", что, по мнению Заявителя, является не правомерным, поскольку согласно ГОСТ 14791-79 "Мастика герметизирующая нетвердеющая строительная. Технические условия", требованиям которого должен соответствовать товар, рабочая температура мастики составляет диапазон от -50 до +70°С.
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя, в размещенной Заказчиком инструкции по заполнению первой части заявки отсутствует трактование знака "\", который используется Заказчиком в требуемых значениях, в частности:
п. 1 "Сталь арматурная" установлены требования: "A-IIAA-I": "Марка стали СтЗкп\ СтЗпс\ СтЗсп\35ГС\ 25Г2С\ 32Г2Рпс", что вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет корректно заполнить заявку на участие в аукционе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком дано ответ на запрос об разъяснениях положений аукционной документации, согласно которому Заказчик не будет учитывать позиции товаров, где присутствует символ "\".
В соответствии с ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч. 8 ст. 105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее, чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился подтвердить необходимость установления вышеуказанных требований, а также пояснил, что при формировании аукционной документации по п. 23 "Двери" произошла техническая ошибка, а также пояснил, что по части перечисленным доводов разъяснялось участникам закупки о том, что указанные требования не будет учитываться требования также к товарам при рассмотрении первых частей заявок.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п. 1, 2 ч.1 и ч.2 ст.33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований, что может вводить в заблуждение участников закупки и повлечь ограничения количества участников закупки, поскольку требования, установлены таким образом, что могут препятствовать корректному формированию заявки в соответствии с требованиями аукционной документации.
3. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком установлены требования к товарам необъективно, поскольку установлены требования к 2 позициям "Грунтовка акриловая универсальная концентрированная", "Грунтовка водно-дисперсионная глубокого проникновения", "Плитка керамическая напольная типа "керамогранит" имеющим идентичные требования, что по мнению Заявителя, может повлечь ограничение количества участников закупки.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссией Управления установлено, что при составлении аукционной документации Заказчик неоднократно включил в Форму 2 аукционной документации товары с тождественными требованиями, в частности по позициям: "Грунтовка акриловая универсальная концентрированная", "Грунтовка водно-дисперсионная глубокого проникновения", "Плитка керамическая напольная типа "керамогранит".
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость и правомерность описания объекта закупки указанным образом, а именно, при установлении требований к товарам "Грунтовка акриловая универсальная концентрированная", "Грунтовка водно-дисперсионная глубокого проникновения", "Плитка керамическая напольная типа "керамогранит" с тожественными значениями характеристик.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что повторение указанных товаров увеличивает объем информации, которую нужно обработать участнику закупки при подготовки заявки на участие в аукционе, и лишь намеренно замедляет и затрудняет его работу. Таким образом, описание объекта закупки носит необъективный характер, что может вводить в заблуждение участников закупки и препятствовать корректному формированию заявки на участие в электронном аукционе и в нарушение положений п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе может повлечь ограничение количества участников закупки.
Вместе с тем, согласно Протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе, на участие в аукционе подано 11 заявок, при этом допущенные при формировании аукционной документации нарушения не явились причиной признания заявок не соответствующими документации, что свидетельствует о том, что допущенные нарушения не повлияли на результаты закупки
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Агат" на действия ГБУЗ "ГКБ им. Ф.И. Иноземцева ДЗМ" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, 2 ч.1 и ч.2 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результаты закупки.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии Е.А. Исаева
Члены Комиссии Е.И. Ушкова
Д.С. Бруев
Исп. Бруев Д.С.
(495) 784-75-05(доб. 124)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 27 марта 2017 г. N 2-57-2935/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.04.2017