Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 31 марта 2017 г. N 2-57-3176/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Исаевой Е.А.,
Членов Комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Осипова Р.Г.,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С. Бруева,
при участии представителей:
ГКУ "Дирекция ОДОТСЗН г. Москвы": Ильяшенко В.В.,
ООО "Рельеф": Мязитова И.И.,
рассмотрев жалобу ООО "Рельеф" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "Дирекция ОДОТСЗН г. Москвы" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение ремонтных работ в ЦЗН г. Москвы, по адресу: г. Москва, ул. 5-я Кожуховская, дом 8, корпус 2 (Закупка N 0373200041517000018) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации, в нарушение законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России N МГ/14278 от 28.03.2017 документы и сведения.
1. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в аукционной документации излишних, неправомерных требований к товарам, и использовании нестандартных показателей при описании объекта закупки.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В форме 2 установлены требования, так например:
п. "БИТУМЫ НЕФТЯНЫЕ": "Количество испарившегося разжижителя не менее 5 %".
п. "Пиломатериалы": "Ядровые пятна до 20* %, Гниль до 10 %, обзол не больше 10 %",
п. "Мастика": "Гибкость при температуре (18_2) °С на стержне диаметром От 9* до 41* мм. Температура размягчения по методу "кольца и шара" Не менее 55 не более 110 °С" и др.
По мнению Заявителя вышеуказанные требования к характеристикам товаром и материалов являются излишне завышенными. Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
В соответствии с ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч. 8 ст. 105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее, чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлено документов, а также доказательств, что конкретные значения по вышеуказанным характеристикам товаров предоставляется возможным указать в составе первой части заявки без проведения испытаний.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводам Заявителя, инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе не позволяет корректно подготовить заявку на участие в Аукционе, поскольку вводит в заблуждения участника закупки.
На основании п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно ч.2 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
На заседании Комиссии Управления, установлено что в инструкции по заполнению заявки, указано:
- "Символ "_" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель с отклонением в большую или меньшую сторону в пределах указанного предельного отклонения, не включая само значение", что вводит участников закупки в заблуждение, поскольку согласно данному требованию инструкции участник закупки не имеет возможности предоставить товар не имеющий предельных отклонений.
Например: п "Оповещатели звуковые": установлено требование "Глубина 402 мм", при этом согласно инструкции требованиям заказчика будут удовлетворять только звуковые оповещатели глубиной 38, 39, 41 и 42 мм. Таким образом, участник закупки не имеет возможности предложить к использованию звуковой оповещатель глубиной 40 мм, так как согласно требованию инструкции отклонение значения показателя должно присутствовать.
- "для характеристик не относящихся к выбранному составляющему (компоненту) участнику необходимо указать символ "-" или "не используется", что является неправомерным поскольку Заказчик устанавливает требования к составу заявки.
Так же, в инструкции по заполнению первых частей заявок содержатся минимальные и максимальные значения показателей:
- "В случае, если требования к показателям товаров при указании максимальных и (или) минимальных значений сопровождается словом: "примерно", то необходимо указать конкретный показатель в рамках _10% от указанного значения, не включая само значение";
- "В случае, если требования к показателям товаров при указании максимальных и (или) минимальных значений сопровождается словом: "около", то необходимо указать конкретный показатель в рамках +10% от указанного значения, не включая само значение".
- "Следует учитывать, что материал рулонный кровельный представленный в Приложении к Технической части должна быть по одной марки для нижнего и верхнего слоя"; "Следует учитывать, что битумы нефтяные представленные в Приложении к Технической части должны быть одного из представленных типов"; "Необходимо учесть, что профили поликарбонатные торцевые для сотового поликарбоната должны соответствовать пластику поликарбонатному"; "При подготовке первой части заявки следует учитывать, что плотность чёрной, оцинкованной стали должна быть 7,85 ^10кг/м "; "Необходимо учесть, что клипса должна соответствовать гофре", что по мнению Комиссии Управления может вводить в заблуждение, поскольку в инструкции по заполнению заявок содержатся требования к товарам, которые отсутствуют в Приложении N 1 к Техническому заданию в котором установлены минимальные и максимальные неизменяемые показатели в соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя инструкция по заполнению заявки содержит дублирующие друг друга требования, которые не облегчают восприятие требований к товарам, а наоборот запутывают участника закупки и усложняют процесс подготовки первой части заявки, а именно:
- "Следует учитывать что показатель "фракция" должен быть не изменяемым диапазоном, вне зависимости от применения иных символов (знаков, союзов, слов), установленных настоящей инструкцией";
- "В случае указания требуемого значения с использованием символа "[ ]" вне зависимости от применения иных символов (знаков, союзов, слов), установленных настоящей инструкцией, участнику закупки необходимо представить данный показатель как значение показателя, который не может изменяться";
- "Температура, представленная в виде "от" и "до" указывается не изменяемым диапазоном вне зависимости от применения иных символов (знаков, союзов, слов), установленных настоящей инструкцией";
Аналогичная требования инструкции:
- "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "запятая", союза "и", знак "/" - участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данные символ, союз";
- "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой", союза "или", - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ";
- "Слова "не менее" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения или равный ему";
- "Символ "" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения или равный ему".
- "Слова "не более" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения или равный ему";
- "Символ "" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения или равный ему".
- а также
- "Символ "<" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения";
- "Слова "менее" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения";
- "Символ ">" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения";
- "Слова "более" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения".
На основании изложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация, а именно, инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе составлена таким образом, что может вводить в заблуждение участников закупки и препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционе, и в нарушение положений п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с доводами жалобы, а также пояснил, что 30.03.2017 Заказчиком внесены изменения в аукционную документацию по доводам жалобы ООО "Рельеф".
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 11.19.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Рельеф" на действия ГКУ "Дирекция ОДОТСЗН г. Москвы" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, 2 ч.1 и ч. 2 ст. 33, п.2 ч.1 ст.64, ч.2 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии Е.А. Исаева
Члены Комиссии: Р.Г. Осипов
Д.С. Бруев
Исп. Бруев Д.С.
1. ГКУ "Дирекция ОДОТСЗН г. Москвы"
107045, Москва, пер Головин Б., 15
2. ООО "Рельеф"
142600, г.Орехово-Зуево, ул.Бабушкина, д.2а, оф.34
3. АО "Единая электронная торговая площадка"
117312, г. Москва, пр. 60-я Октября, д. 9
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 2-57-3176/77-17 об устранении нарушений
законодательства об осуществлении закупок
31.03.2017 г. Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Исаевой Е.А.,
Членов Комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Осипова Р.Г.,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С. Бруева,
на основании решения Комиссии от 31.03.2017 по делу N2-57-3176/77-17, по итогам рассмотрения жалобы ООО "Рельеф" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "Дирекция ОДОТСЗН г. Москвы" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение ремонтных работ в ЦЗН г. Москвы, по адресу: г. Москва, ул. 5-я Кожуховская, дом 8, корпус 2 (Закупка N 0373200041517000018) (далее - Аукционы), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, Аукционной комиссии отменить Протокол подведения итогов, Протокол рассмотрения заявок на участие в Аукционе (далее - Протоколы).
2. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания:
- отменить протокол проведения Аукциона;
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, об отмене Протоколов, Протокола проведения Аукциона, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе, и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
3. Заказчику:
- привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 31.03.2017 по делу N2-57-3176/77-17 и разместить соответствующую документацию в единой информационной системе;
- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дату проведения Аукциона, а также разместить в единой информационной системе информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе и дате проведения Аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе должна быть назначена в соответствии с ч.6 ст.65 Закона о контрактной системе.
4. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3 настоящего предписания:
- назначить время проведения Аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения Аукциона;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дате и времени проведения Аукциона, а также о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе.
5. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России от 31.03.2017 по делу N2-57-3176/77-17.
6. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки в срок до 25.05.2017 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде, или по факсимильной связи (8(495) 607-42-92) или электронной почте по адресу: predpisanie44fz.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с п. 7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии Е.А. Исаева
Члены Комиссии: Р.Г. Осипов
Д.С. Бруев
Исп. Бруев Д.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 31 марта 2017 г. N 2-57-3176/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.04.2017