Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 5 апреля 2017 г. N 2-57-3337/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - Начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Членов Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У. Несиева,
Специалиста 1 разряда отдела обжалования государственных закупок А.В.Кочеткова,
в отсутствие представителей ГКУ "ДКР" и ООО "Нордстар", уведомленных надлежащим образом, письмом Московского УФАС России NМГ/15236 от 31.03.2017,
рассмотрев жалобу ООО "Нордстар" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "ДКР" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ по благоустройству магистралей, улиц окружного, районного,внутрирайонного значения, а также расположенных в производственных зонах (переустройство ВКЛ) по адресу : г. Москва, ТиНАО, усадьба Старо-Никольское (поселение Первомайское) (Закупка N 0373200124517000001) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/15236 от 31.03.2017.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с - Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы, Заказчиком установлены избыточные требования к товарам, которые могут вводить в заблуждение участников закупки, а именно:
1) по п.1 "Смеси асфальтобетонные дорожные (асфальтобетоны)" необходимо предоставить смеси типа А и В. При этом содержание битума в асфальтобетонной смеси в смесях должно быть <9.0* %. При этом, согласно приложению Г к ГОСТ 9128-2013 содержание битума в смесях типа А должно быть 4,5-6,0 %, а в смесях типа В 5,0-6,5.
2) по п. 15 "Зажимы" Заказчиком не установлено требование о том какие типы зажимов требуются. Установленные требования так же не позволяют определить что требует заказчик, так как по ГОСТ 21130-75 под данные требования подпадают все типы зажимов (8 шт), а так же скобы, при этом выбирая один из типов часть требуемых параметров становится не применимой. Кроме того, в опубликованной сметной документацией не предусмотрено использование заземляющих зажимов по ГОСТ 21130-75.
3) по п. 16 "Смеси асфальтобетонные дорожные" Заказчик установил требование о том, что для приготовления смесей и асфальтобетонов должен применяться крупный заполнитель фракциями 5*-10*, 10-20*, 20 (15)-40* мм. Т.е. предлагаемые смеси, согласно требованию п. 4.1.3 ГОСТ 9128, должны быть крупнозернистыми, что исключает применение смесей типа В, которые могут быть только мелкозернистыми, а так же исключает применение смесей для верхних слоев покрытий, которые так же могут быть только мелкозернистыми (с наибольшим размером минеральных зерен до 20 мм). Так же Заказчик указывает, что смеси могут быть как мелкозернистыми, так и крупнозернистыми, что противоречит требованию п. 4.1.8-ГОСТ 9128, согласно которому смеси для нижних слоев могут быть только крупнозернистыми, а для верхних слоев - только мелкозернистыми.
4) в инструкции по заполнению заявки указано, что все предлагаемые материалы должны соответствовать нормативным документам: ГОСТ, ТУ, СанПин, СНиП. При этом, Заказчик установил требование не только к используемым при выполнении работ товарам (материал), но и к их компонентам. Так, например, участник закупки должен проверять качество не только поставляемой асфальтобетонное смеси, но и входящего в состав битума, щебня, песка и минерального порошка.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком не предоставлено доказательств указанных, в соответствии с какими нормативными и техническими регламентами установлены требования к вышеуказанным товарам, а также не представлено обоснование необходимости установления требований вышеуказанным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком установлены требования к вышеуказанным товарам Формы-2 таким образом, что могут вводить в заблуждение участников закупки и могут препятствовать корректному заполнению заявки на участие в электронном аукционе, что является нарушением положений п. 1, п.2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе могут повлечь ограничение количества участников закупки.
2. Согласно доводам жалобы, Заказчиком нарушены нормы Закона о контрактной системе при разъяснении положений Аукционной документации.
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Как следует из положений ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно ч.6 ст.65 Закона о контрактной системе Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Согласно доводам жалобы, Заказчиком при публикации разъяснений положений Аукционной документации допущены нарушения норм Закона о контрактной системе, поскольку:
1) Заказчик уклонился от ответа на запрос разъяснений N750487 от 21.03.2017 и N750858 от 22.03.2017, в котором участник закупки просил уточнить типы необходимых зажимов.
2) В запросе N750858 от 22.03.2017 участник закупки просил разъяснить какой вид зажимов необходим заказчику в п. 15, на что Заказчик ответил, что Заказчику требуется товар "Зажим анкерный" с требуемым параметром "Сечение несущей жилы 35* - 70* мм2", что не является ответом по существу.
3) В ответе на запрос N750487 от 21.03.2017 Заказчик не дал однозначного ответа, и не устранил противоречия в установленных требованиях.
4) В п.18 "Шурупы самонарезающие" установлено требование "Диаметр резьбы, d 1.6*-10* мм, Внутренний диаметр резьбы, d2 1.4*-5.6* мм". В ответ за запрос N746010 от 15.03.2017 Заказчик пояснил, что предложенные участником конкретные значения для параметров "Диаметр резьбы", "Внутренний диаметр резьбы" не будут учитываться комиссией при рассмотрении заявок, однако, данные параметры для шурупов являются основными, и именно от них зависят все прочие параметры. Таким образом, не давая предложения по данным параметрам, невозможно дать корректное предложение по прочим параметрам.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком, размещены в единой информационной системе в соответствии с ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе, ответы на вышеуказанные запросы, в соответствии с которым Заказчик разъясняет суть положений Аукционной документации на все поданные вопросы, что не вводит в заблуждение участников закупки.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседание Комиссии Управления, а также в составе жалобы, Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих обоснованость доводов жалобы, в частности, подтверждающих каким образом действия Заказчика препятствовали подаче заявки на участие в аукционе, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "Нордстар" на действия ГКУ "ДКР" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, п.2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии Е.А. Исаева
Члены Комиссии З.У. Несиев
А.В. Кочетков
Исп. Несиев З.У.
1. ГКУ "ДКР"
119285, Москва, ул Пырьева, дом 9А/строение 3
2. ООО "Нордстар"
109456 г. Москва, Рязанский проспект, дом 67/2, пом./ком. 3П/7
3. ЗАО "Сбербанк-АСТ"
119180, г. Москва, ул. Большая Якиманка, д. 23
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 2-57-3337/77-17
о нарушении Законодательства об осуществлении закупок
05.04.2017 г. Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - Начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Членов Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У. Несиева,
Специалиста 1 разряда отдела обжалования государственных закупок А.В.Кочеткова,
на основании решения Комиссии от 05.04.2017 по делу N2-57-3337/77-17, по итогам рассмотрения жалобы ООО "Нордстар" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "ДКР" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ по благоустройству магистралей, улиц окружного, районного,внутрирайонного значения, а также расположенных в производственных зонах (переустройство ВКЛ) по адресу : г. Москва, ТиНАО, усадьба Старо-Никольское (поселение Первомайское) (Закупка N 0373200124517000001) (далее - Аукцион), в соответствии со ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Аукционной комиссии Заказчика при рассмотрении заявок, заключении Государственного контракта не учитывать требования к товарам по позициям: п.1 "Смеси асфальтобетонные дорожные (асфальтобетоны)", п. 15 "Зажимы", п. 16 "Смеси асфальтобетонные дорожные", положения инструкции по заполнению заявки в части требования о соответствии ГОСТ с учетом мотивировочной части решения по делу N2-57-3337/77-17.
2. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России по делу N 2-57-3337/77-17.
3. Оператору электронной площадки, Заказчику в срок до 31.05.2017 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде, или факсимильной связи (8(495) 784-75-05) или электронной почте по адресу: Predpisanie44fz@fas.gov.ru
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей в соответствии с п.7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии Е.А. Исаева
Члены Комиссии З.У. Несиев
А.В. Кочетков
Исп. Несиев З.У.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 5 апреля 2017 г. N 2-57-3337/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.04.2017