Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 5 апреля 2017 г. N 2-57-3375/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Гридиной Е.В.,
Членов комиссии:
Старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Д.А. Орехова,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок - И.С. Максимова,
при участии представителей:
Российского института театрального искусства - ГИТИС: Симоновой И. Е.,
в отсутствие представителей ООО "РусТендеры", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмами Московского УФАС России (исх.NМГ/15293, NМГ/15294 от 31.03.2017),
рассмотрев жалобы ООО "РусТендеры" (далее - Заявитель) на действия Российского института театрального искусства - ГИТИС (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по уборке помещений (Закупки NN 0373100114917000010, 0373100114917000009) (далее - Аукционы), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанных электронных аукционов.
Заявитель обжалует действия Заказчика, а именно положения аукционных документаций, установленные в нарушение Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмами Московского УФАС России исх.NМГ/15293, NМГ/15294 от 31.03.2017 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалоб, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам Заявителя в аукционных документациях Заказчиком неправомерно установлены требования к участникам закупки о подтверждении правомочности участника закупки заключать контракт.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки.
Вместе с тем, п. 2 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе не предусматривает требование о наличии у участников закупки правомочности заключить контракт.
Заказчиком в п. 24 информационной карты требования к частникам закупки указано следующее: "2) правомочность участника закупки заключать контракт".
В силу ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Таким образом, Заказчиком в нарушение положений ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено требование к участникам закупки о подтверждении правомочности участника закупки заключать контракт.
2. В своих жалобах Заявитель указывает, что Заказчиком при формировании аукционной документации не учтены положения п.7, п.7.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, в соответствии с изменениями в Законе о контрактной системе на основании Федерального закона от 28.12.2016 N 489-ФЗ.
В силу ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 ст.64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе
В соответствии с ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;.
Заказчиком не установлено требования к участникам закупки в соответствии с п.7, п.7.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
При этом, Федеральный закон от 28.12.2016 N 489-ФЗ вступил в силу 09.01.2017, при этом, Извещения о проведении закупок размещены Заказчиком 23.03.2017 без учета внесенных в Закон о контрактной системе изменений.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалоб и нарушении Заказчиком ч.1 ст.31, ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Согласно доводам жалоб Заявителя в проектах государственных контрактов отсутствует положение об обязательном условии уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, в случае заключения контракта с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица.
В соответствии ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы Заявителя, пояснив, что в случае заключения государственных контрактов с физическим лицом, данное положение будет включено при заключении контракта.
На заседании Комиссии Управления установлено, что проект государственного контракта, опубликованный в составе аукционной документации не содержит положение об обязательном условии уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, в случае заключения контракта с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, что является нарушением ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, представитель Заказчика пояснил, что согласно протоколам подведения итогов по аукциону N 0373100114917000010 победителям является ООО "Акцент Сервис", а также по аукциону N 0373100114917000009 победителем является ООО "ПРОМСТРОЙСЕРВИС", кроме того все участники вышеуказанных аукционов не являются физическими лицами, таким образом вышеуказанные нарушения не повлияли на определение поставщиков.
4. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, используемым при выполнении работ.
В соответствии с п. 1, 2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В приложениях N1 к техническим заданиям Заказчиком установлены требования к используемым при оказании услуг товарам и материалам, в частности:
- В п. "Средство для устранения неприятных запахов" установлены требования к характеристикам используемого при оказании услуг товара, таким как: Точка кипения; Точка вспышки.
- В п. "Моющее средство для санузлов" установлены требования к характеристикам используемого при оказании услуг товара, таким как: Содержание лимонной кислоты моногидрата; Содержание амидосульфоновой кислоты.
- В п. "Освежитель воздуха в соответствии с ГОСТ 32481-2013" установлены требования к характеристикам используемого при оказании услуг товара, таким как: Степень эвакуации содержимого аэрозольной упаковки; Избыточное давление в аэрозольной упаковке при 20 °С.
- В п. "Пленка полиэтиленовая" установлены требования к характеристикам используемого при оказании услуг товара, таким как: Относительное удлинение пленки при разрыве в поперечном направлении; Прочность при растяжении в продольном направлении; Относительное удлинение пленки при разрыве в продольном направлении; Прочность при растяжении в поперечном направлении; Коэффициент дымообразования; Показатель токсичности продуктов горения (при времени экспозиции 30 мин); Предельное отклонение от номинальной толщины пленки.
- В п. "Средство для удаления стойких загрязнений (спирт бутиловый) в соответствии с ГОСТ 5208-2013" установлены требования к характеристикам используемого при оказании услуг товара, таким как: Массовая доля карбонильных соединений в пересчете на масляный альдегид; Массовая доля нелетучего остатка; Массовая доля кислот в пересчете на уксусную кислоту; Массовая доля воды; Массовая доля бутилового спирта.
- В п. "Сода кальцинированная в соответствии с ГОСТ 5100-85" установлены требования к характеристикам используемого при оказании услуг товара, таким как: Массовая доля углекислого натрия (Na2СО3); Массовая доля железа в пересчете на Fe2О3; Массовая доля веществ, не растворимых в воде; Массовая доля сульфатов в пересчете на Na4SO4; Массовая доля хлоридов в пересчете на NaCl; Магнитные включения размером более 0,25 мм.
- В п. "Мыло хозяйственное в соответствии с ГОСТ 30266-95" установлены требования к характеристикам используемого при оказании услуг товара, таким как: Температура застывания жирных кислот, выделенных из мыла (титр); Массовая доля свободной углекислой соды, % к номинальной массе куска; Качественное число (масса жирных кислот в пересчете на номинальную массу куска 100 г); Консистенция; Массовая доля свободной едкой щелочи, % к номинальной массе куска; Массовая доля неомыляемых органических веществ и неомыленного жира, % к массе жирных кислот; Группа в зависимости от содержания жирных кислот.
По мнению Заявителя вышеуказанные требования к характеристикам товаров и материалов являются излишне завышенными, а также являются требованиями в том числе к сырью (в том числе к химическому составу), из которого изготавливается товар используемый при оказании услуг. Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления установлено, что согласно приложение "Д" справочные показатели и нормы для хозяйственного твердого мыла ГОСТ 30266-95 "Мыло хозяйственное твердое. Общие технические условия" значения таких параметров как "Массовая доля неомыляемых органических веществ и неомыленного жира, % к массе жирных кислот" определение справочных показателей по ГОСТ 790 "Мыло хозяйственное твердое и мыло туалетное. Правила приемки и методики выполнения измерений" п.1.2.1. В конической колбе взвешивают 10-15 г испытуемого мыла, записывая результат до третьего десятичного знака, растворяют в 75-100 см этилового спирта с объемной долей 60% при нагревании на водяной бане, затем раствор помещают в делительную воронку N 1, колбу ополаскивают этиловым спиртом с объемной долей 60%, сливая его в ту же воронку. Раствор в делительной воронке сильно встряхивают вместе с 50 см петролейного эфира, дают ему отстояться, нижний слой сливают в воронку N 2, где его вновь обрабатывают 50 см петролейного эфира. После отстаивания нижний слой удаляют, а эфирную вытяжку сливают в делительную воронку N 1. Эмульсии, получающиеся иногда при обработке раствора мыла эфиром, разрушают прибавлением 1-3 см спирта с объемной долей не менее 96%. Соединенные эфирные вытяжки промывают в делительной воронке N 1 этиловым спиртом с объемной долей 60% при легком встряхивании до полного удаления остатков мыла (промывная жидкость, разбавленная водой и подогретая, не должна окрашиваться в присутствии фенолфталеина). Эфирный раствор фильтруют во взвешенную колбу через бумажный фильтр, на который помещают около 5 г безводного сернокислого натрия. Фильтр и находящийся на нем сернокислый натрий промывают петролейным эфиром. Петролейный эфир отгоняют на водяной бане и остаток в колбе сушат в шкафу при 73-75 °С до постоянной массы. Высушивание считают законченным, если при выдержке в шкафу в течение 15 мин разница между двумя последовательными взвешиваниями будет не более 0,002 г.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлено документов, а также доказательств, что вышеуказанные характеристики товаров предоставляется возможным указать в составе первой части заявки без проведения испытаний.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционной документация Заказчика составлена в нарушение п.1 ч.1 ст.33, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что, согласно протоколам рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционах, участниками закупки подано 16 заявок на участие в аукционе N 0373100114917000010, а также подано 23 заявки на участие в аукционе N 0373100114917000009, при этом аукционными комиссиями Заказчика не принимались решения об отклонении заявок участников закупки от участия в аукционах на основании несоответствия сведений, указанных в заявках вышеуказанным требованиям аукционных документаций, что свидетельствует о том, что выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО "РусТендеры" на действия Российского института театрального искусства - ГИТИС обоснованными в части установления неправомерных требований в проекте государственного контракта, неправомерном установлении требования к участникам закупки о правомочности заключать контракт, отсутствии требований к участникам закупок в соответствии с п.7, п.7.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, а также неправомерных требований к товарам используемым при оказании услуг.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений ч. 6 ст. 31, ч.3 ст.64, ч.13 ст.34, п.1 ч.1 ст.33, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений положений Законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель Председателя Комиссии: Е.В. Гридина
Члены Комиссии: И.С. Максимов
Д.А. Орехов
Исп. Максимов И.С. Тел.: (495) 784-75-05 (186)
|
|
1. Российский институт театрального искусства - ГИТИС 125009, Москва, Малый Кисловский пер. д. 6
2. ООО "РусТендеры" 129343, город Москва, пр-д Серебрякова, д.14
3. ЗАО "Сбербанк-АСТ" 119180, г. Москва, ул. Большая Якиманка, д. 23 |
|
|
|
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N2-57-3375/77-17 о нарушении законодательства об осуществлении закупок
05.04.2017 г. Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Гридиной Е.В.,
Членов комиссии:
Старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Д.А. Орехова,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок И.С. Максимова,
на основании решения Комиссии от 05.04.2017 по делу N2-57-3375/77-17, по итогам рассмотрения жалоб ООО "РусТендеры" (далее - Заявитель) на действия Российского института театрального искусства - ГИТИС (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по уборке помещений (Закупки NN 0373100114917000010, 0373100114917000009) (далее - аукционы) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, Аукционной комиссии Заказчика при заключении контракта проверить соответствие участников закупки требованиям п.7, п.7.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, а также не учитывать требование к участникам закупки о правомочности заключать контракт.
2. Заказчику, Аукционной комиссии Заказчика осуществить дальнейшее проведение процедур осуществления закупок (Закупки NN 0373100114917000010, 0373100114917000009) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России 05.04.2017 по делу N2-57-3375/77-17.
3. Заказчику, Аукционной комиссии Заказчика в срок до 20.06.2017 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8(495) 607-42-92) или электронной почте по адресу: predpisanie44fz@fas.gov.ru.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с п. 7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии: Е.В. Гридина
Члены Комиссии: И.С. Максимов
Д.А. Орехов
Исп. Максимов И.С. (495) 784-75-05 (186)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 5 апреля 2017 г. N 2-57-3375/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.04.2017