Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 4 апреля 2017 г. N 03/ПА
Резолютивная часть объявлена 04.04.2017 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 07.04.2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Миронов А.Н. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Базанов М.Е. - Ведущий специалист-эксперт отдела Управления.
от Заявителя - Койфман Д.И. по доверенности от 03.04.2017;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Уполномоченного органа - не явились, уведомлены надлежащим образом.
рассмотрев жалобу ОАО "Строительное управление N909" от 28.03.2017 N501-ж на действия Заказчика - Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нижневартовска, Уполномоченного органа - Управление муниципальных закупок администрации города Нижневартовска при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по ремонту автомобильной дороги по улице Мира от улицы Чапаева до улицы Кузоваткина (извещение N0187300001217000028) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя его права и интересы нарушены действиями Заказчика и Уполномоченного органа, сформировавшими аукционную документацию с нарушением Закона о контрактной системе.
В доводах жалобы Заявитель указал, что в части III Техническое задание в разделе 3.1 указывается, что Подрядчик в случае необходимости должен выполнить работы по поднятию люков колодцев на проезжей части ремонтируемого участка дороги и прилегающих к ремонтируемому участку дороги тротуаров, переустройству и устройству пандусов, переустройству и устройству искусственных неровностей в счет стоимости работ по контракту (непредвиденные расходы).
В соответствии с п.4.96 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004 непредвиденные затраты предусматриваются "для возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых возникает в процессе разработки рабочей документации или в ходе строительства в результате уточнения проектных решений или условий строительства по объектам (видам работ), предусмотренным в утвержденном проекте". Работы по поднятию существующих люков колодцев инженерных коммуникаций и ливнеприемных решеток на проезжей части ремонтируемого участка дороги, переустройству и устройству пандусов, переустройству и устройству искусственных неровностей являются отдельными видами работ по ремонту автомобильных дорог и подлежат включению в техническое задание. Поднятие колодцев относится к реконструкции инженерных коммуникаций, а пандусы - к конструкции дорожного покрытия. Не включение этих работ в техническое задание и сметную документацию является ошибкой. Данные работы (колодцы, пандусы и искусственные неровности) являются не только предвиденными, но и поддаются подсчету для определения объема работ с последующим осмечиванием, что частично было и сделано (работы по демонтажу - 0,344 м3, выравнивающий слой из щебня - 0,84 м3 и устройство пандусов - 12 м2). Остальные подобные работы не могут быть включены в локальный сметный расчет не смотря на наличие у заказчиков технических паспортов улиц и коммуникаций, на которые нанесены все пандусы, искусственные неровности и колодцы.
Кроме того, работы при ремонте, капитальном ремонте, реконструкции автомобильных дорог, в т.ч. городских улиц по переустройству коммуникаций, поднятию или переносу колодцев, является обязательным требованием по безопасности автомобильных дорог, регламентированных техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 014-2001 "О безопасности автомобильных дорог", в части установления перечня и объемов работ в техническом задании для исполнения контракта.
Заказчик в письменных пояснениях указал следующее.
В связи с необходимостью выполнения работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в начале весенне-летнего сезона, в целях обеспечения безопасности дорожного движения и комфортного проживания жителей города, заказчик начал подготовку технического задания и расчетов стоимости работ в зимний период 2016-2017 годов по данным комиссионных обследований состояния автомобильных дорог, проведенных осенью 2016 года, и на основании параметров технических паспортов на автомобильные дороги, на которых запланирован ремонт. Разработка рабочей документации или проектных решений по данному виду работ в соответствии с действующим законодательством не требуется. В аукционной документации предмет муниципального контракта обозначен: ремонт автомобильной дороги по улице Мира от улицы Чапаева до улицы Кузоваткина, а не отдельным видом ремонтных работ по устройству асфальтобетонного покрытия проезжей части автомобильной дороги, соответственно может содержать все виды работ по ремонту автомобильных дорог в соответствии с "Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог", утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 N402.
В техническое задание по ремонту автомобильной дороги включены работы, которые необходимо выполнить, на момент проведенных обследований, в том числе: устройство и ремонт пандусов с укладкой асфальтобетонной смеси (данные затраты учтены в локальном сметном расчете). В пунктах 6-13 технического задания предусмотрены работы на ремонт и устройство пандусов на ремонтируемом участке дороги. В позициях локального сметного расчета соответственно пунктами 6-13 аналогично предусмотрены работы по ремонту и устройству пандусов. Работы по поднятию колодцев в местах проведениях ремонтных работ на период обследования и составления аукционной документации не определялись, так как на автомобильной дороге они находятся в отдельных прилотковых карманах, примыкающих к проезжей части и необходимость их поднятия может возникнуть в процессе производства работ.
Для этих целей техническим заданием и сметным расчетом предусмотрена возможность возникновения непредвиденных работ: поднятие люков колодцев на проезжей части ремонтируемого участка дороги и тротуаров, которые могут возникнуть в процессе укладки асфальтобетонного покрытия дороги для обеспечения стока ливневых и паводковых вод, а также по устройству и переустройству искусственных неровностей, которые могут возникнуть по предписаниям ОГИБДД УМВД по городу Нижневартовску после весеннего осмотра состояния дорог и поручений комиссий по безопасности дорожного движения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и города Нижневартовска.
Заказчиком в соответствии с условиями муниципального контракта будет осуществляться приемка фактически выполненных работ по форме КСN2 с учетом непредвиденных работ, возникших в процессе производства работ и согласованных с Заказчиком до начала их выполнения. Также, пунктом 3.3. муниципального контракта предусмотрена возможность изменения условий Контракта в части увеличения (уменьшения) предусмотренного Контрактом объема работ не более чем на 10%.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по ремонту автомобильной дороги по улице Мира от улицы Чапаева до улицы Кузоваткина (извещение N0187300001217000028) размещены на официальном сайте единой информационной системы 14.03.2017.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
При этом документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям; указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе).
В силу пункта 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, следующую информацию: 1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; 2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 названного Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Из буквального толкования приведенных положений Закона о контрактной системе следует, что при формировании технического задания заказчику названным Законом предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку работы по поднятию колодцев в местах проведениях ремонтных работ на период обследования и составления аукционной документации не определялись, то выполнение возникших непредвиденных работ возможно при изменении условий Контракта в части увеличения (уменьшения) предусмотренного Контрактом объема работ не более чем на 10%, а также путем проведения закупки на дополнительные работы.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ОАО "Строительное управление N909" от 28.03.2017 N501-ж на действия Заказчика - Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нижневартовска, Уполномоченного органа - Управление муниципальных закупок администрации города Нижневартовска при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по ремонту автомобильной дороги по улице Мира от улицы Чапаева до улицы Кузоваткина (извещение N0187300001217000028) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Миронов А.Н.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Базанов М.Е.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 4 апреля 2017 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.04.2017