Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 5 апреля 2017 г. N 03/АВ-2169
Резолютивная часть объявлена 05.04.2017 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 07.04.2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Базанов М.Е. - Ведущий специалист-эксперт отдела Управления;
от Заявителя - Бойко К.Н., действующий от имени ООО "НПС-Югра" без доверенности;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом;
рассмотрев жалобу ООО "НПС-Югра" от 29.03.2017 N521-ж на действия Заказчика - Муниципальное казенное учреждение города Нижневартовска "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям" при проведении запроса котировок, предметом которого является поставка маркированных конвертов в целях информирования населения об АПК "Безопасный город" (извещение N 0387300051117000002) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении запроса котировок.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, выразившимися в описании объекта закупки с нарушением законодательства о контрактной системе, а именно:
1. В Техническом задании, являющимся неотъемлемой частью котировочной документации, установлено требование наличия на конверте почтовой марки: "На конверте должна быть литера "D" - типографическое изображение почтовой марки". Данное требование приводит к нарушению требований статьи 8 Закона о контрактной системе, так как, их изготовлением и продажей в адрес ФГУП "Почта России", в соответствии с Положением о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелей Российской Федерации N115 от 26.05.1994, занимается только ОА "Марка". Таким образом, Заказчиком установлено требование, ограничивающие права потенциальных участников, так как извещением о проведении запроса котировок предусмотрен к поставке конкретный товар одного производителя.
2. В нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в документации о проведении запроса котировок не предусмотрена возможность поставки эквивалентных маркированный конвертов с литерой "D".
3. Закупка маркированных конвертов в целях информирования населения об АПК "Безопасный город" должна была осуществляться в форме электронного аукциона.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 72 Закона о контрактной системе под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.
Извещение и котировочная документация о проведении запроса котировок, предметом которого является поставка маркированных конвертов в целях информирования населения об АПК "Безопасный город" (извещение N 0387300051117000002) размещены на официальном сайте единой информационной системы 20.03.2017.
Согласно Техническому заданию, Заказчику требовалось:
Наиме-нование Товара |
Функциональные, качественные, технические характеристики |
Ед. изм. |
Количест-во |
Кон-верт маркированный с литером "D" |
На конверте должна быть литера "D" - типографское изображение почтовой марки. Конверт должен быть с прозрачным окном. Окно расположено справа внизу. Размер окна - не менее 40х85 мм и не более 50х100. Конверт должен быть с самоклеющимся закрывающим клапаном, расположение клапана - верхнее. Плотность бумаги - не менее 70 г/м2. Лицевая сторона конверта должна быть без направляющих линий для написания адресной информации. Размер конверта (ШхД): 110ммх220мм (величина, не требующая уточнения). |
шт. |
11 100 |
Статьей 33 Закона о контрактной системе закреплены единые правила описания объекта закупки, в частности, установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). При этом в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена данным Федеральным законом.
На основании пунктов 1.1, 3.2 Положения "О заказах почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях Российской Федерации", утвержденного Приказом Министерства связи Российской Федерации от 26.05.1994 N 115 "Об утверждении Положения о заказах почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях Российской Федерации" знаки почтовой оплаты Российской Федерации (почтовые марки и блоки, маркированные конверты и карточки) предназначены для оплаты услуг почтовой связи, предоставляемых учреждениями связи, согласно действующим тарифам и подтверждения этого на внутренней и международной корреспонденции. Номиналы знаков почтовой оплаты соответствуют тарифам на услуги почтовой связи, действующим на территории Российской Федерации. Однако требование к маркированному почтовому конверту в части наличия в правом верхнем углу - литер "D", нанесенного типографским способом, свидетельствует о знаке почтовой оплаты, предназначенного для оплаты определенного почтового тарифа, при котором номинал в денежных единицах не обозначен, соответствует тарифу на пересылку простого письма весом до 20 грамм.
Между тем, Комиссией Управления было установлено, что в соответствии со статьей 29 Федерального закона от 17.07.1999 N176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Федеральный закон "О почтовой связи"), плата за универсальные услуги почтовой связи подтверждается нанесенными на письменную корреспонденцию государственными знаками почтовой оплаты (далее - ГЗПО).
ГЗПО, согласно статье 2 Федерального закона "О почтовой связи", являются знаки, наносимые на почтовые отправления и подтверждающие оплату услуг почтовой связи.
Согласно пункту 24 Правил оказания услуг почтовой связи (утверждены Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31 июля 2014 N 234 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи" (далее - Правила) в качестве ГЗПО могут использоваться:
а) почтовые марки, наклеиваемые на письменную корреспонденцию или наносимые типографским способом на почтовые конверты и почтовые карточки;
б) оттиски государственных знаков почтовой оплаты, наносимые франкировальными машинами;
в) иные знаки, установленные Федеральным агентством связи и наносимые типографским способом (конверты с Литерой D).
Комиссией Управления установлено, что Техническое задание не запрещает использование собственных конвертов Исполнителя.
Техническое задание разработано с учетом требований пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, предусматривающего при описании объекта закупки использование показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Положение, утвержденное Приказом Минсвязи РФ от 26.05.1994 N115 "Об утверждении Положения о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях РФ" не содержит исчерпывающий перечень учреждений Федеральной почтовой связи, реализующих почтовые марки и маркированные конверты, так же нет указаний на то, что ФГУП "Почта России" является единственным поставщиком почтовых марок и маркированных конвертов. Известно как минимум 2 продавца, оказывающие услуги по продаже знаков почтовой оплаты Издатцентр "Марка" и Интернет магазин "Служба почтовых товаров".
В силу пунктов 5.3 и 5.7 Приказа Минсвязи РФ от 26.05.1994 N115 "Об утверждении Положения о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях Российской Федерации" продажа знаков почтовой оплаты Российской Федерации производится учреждениями Федеральной почтовой связи строго по номинальной стоимости и не ранее срока, установленного для их ввода в почтовое обращение (пункт 5.3).
Издательско-торговый центр "Марка", кроме обеспечения заявок на знаки почтовой оплаты управлений Федеральной почтовой связи, осуществляет продажу знаков почтовой оплаты с момента их выхода в почтовое обращение (как филателистического материала) другим юридическим и физическим лицам (пункт 5.7).
Следовательно, знаки почтовой оплаты могут приобрести у изготовителя любые физические и юридические лица, в том числе, для участия в закупке, то есть права потенциальных участников закупки не нарушены. Следовательно, Заказчик при определении объекта закупки не допустил необоснованного ограничения потенциальных участников закупки.
На основании вышеизложенного, довод Заявителя о том, что приобретение маркированного конверта возможно только у одного поставщика является не обоснованным.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно извещению и котировочной документации, предметом закупки является поставка маркированных конвертов в целях информирования населения об АПК "Безопасный город" (извещение N 0387300051117000002).
Таким образом, результатом определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по итогам проведения данного запроса котировок будет являться контракт на поставку маркированных конвертов в целях информирования населения об АПК "Безопасный город". Следовательно, требование Заявителя о включение в Техническое задание слов "или эквивалент" является не обоснованным.
3. Довод Заявителя о том, что государственные знаки почтовой оплаты, в том числе маркированные конверты, являются подтверждением оплаты услуг почтовой связи и относятся к сфере деятельности субъектов естественной монополии, также не обоснован по следующим обстоятельствам.
Согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 года N147-ФЗ "О естественных монополиях" к сферам действия естественных монополий относятся услуги общедоступной электросвязи. При этом постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 N637 утвержден Перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, согласно которому, к сфере деятельности субъектов естественной монополии относятся, в частности, услуги по пересылке внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей), а также передаче внутренних телеграмм. Прочие сопутствующие услуги, в том числе связанные с продажей маркированных конвертов, не относятся к сфере деятельности субъектов естественной монополии.
Вместе с тем, в силу части 2 статьи 72 Закона о контрактной системе Заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок в соответствии с положениями настоящего параграфа при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем сто миллионов рублей.
Начальная (максимальная) цена контракта по рассматриваемой закупке (извещение N0387300051117000002) установлена в размере 499 500,00 рублей.
Согласно части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона. Включение товаров, работ, услуг в указанные перечни осуществляется в случае одновременного выполнения следующих условий:
1) существует возможность сформулировать подробное и точное описание объекта закупки;
2) критерии определения победителя такого аукциона имеют количественную и денежную оценку.
Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) установлен распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р.
Таким образом, часть 2 статьи 59 Закона о контрактной системе, в соответствии с вышеуказанным перечнем предусматривает исключения, в том числе для запроса котировок.
Следовательно, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей, а годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не превышает десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не составляет более ста миллионов рублей, то закупка товара, входящего в аукционный перечень, может быть осуществлена путем проведения запроса котировок.
Аналогичная позиция содержится в письме Минэкономразвития России от 21.12.2015 NД28и-3712.
На основании вышеизложенного, довод Заявителя о том, что Заказчик сделал неправильный выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не нашел своего подтверждения.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу от 29.03.2017 N521-ж на действия Заказчика - Муниципальное казенное учреждение города Нижневартовска "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям" при проведении запроса котировок, предметом которого является поставка маркированных конвертов в целях информирования населения об АПК "Безопасный город" (извещение N 0387300051117000002) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Миронов А.Г.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Базанов М.Е.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 5 апреля 2017 г. N 03/АВ-2169
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.04.2017