Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 5 апреля 2017 г. N 03/АВ-2168
Резолютивная часть объявлена 05.04.2017 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 07.04.2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Базанов М.Е. - Ведущий специалист-эксперт отдела Управления;
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - Гапаева Л.А. по доверенности N07-18-Исх-4534/01-18;
от Уполномоченного органа - не явились, уведомлены надлежащим образом;
рассмотрев жалобу ООО "Иремель-Фарм" от 29.03.2017 N519-ж на действия Заказчика - БУ "Сургутский клинический перинатальный центр" и Уполномоченного учреждения - КУ "Центр лекарственного мониторинга" при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка лекарственного препарата (извещение N0387200009117000426) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, выразившихся в описании объекта закупки с нарушением действующего законодательства, а именно:
1. В Техническом задании размещена потребность Заказчика в лекарственном препарате МНН эноксапарин натрия, со следующими характеристиками формы выпуска: "шприц с защитной системой иглы".
2. Описание объекта закупки не содержит возможности поставки эквивалента.
3. Заказчик на запрос о возможности поставки лекарственного препарата идентичного потребности заказчика по всем параметрам эквивалентности, в форме выпуска "ампулы" в комплекте со шприцем, ответил, что форма выпуска указана безальтернативно в техническом задании.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка лекарственного препарата (извещение N0387200009117000426) размещены на официальном сайте единой информационной системы 22.03.2017.
В соответствии пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1статьи 33, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Заказчик вправе детализировать требования к предмету необходимой ему закупки, самостоятельно определяя свою потребность в том или ином товаре.
Представитель Заказчика пояснил Комиссии Управления, что острая потребность приобретения данного лекарственного препарата обусловлена в фармакологическом подходе к предотвращению венозного тромбоза (тромбоэмболия легочных артерий). Тромбоэмболия легочных артерий (ТЭЛА) по праву считается одним из тяжелейших и катастрофически протекающих острых сосудистых заболеваний, сопровождающихся высокой летальностью. С легочной эмболией неизбежно сталкиваются акушеры - гинекологи, поскольку до 10% беременных и гинекологических пациентов имеют различные виды врожденных тромбофилий (гомо- и гетерозиготных), а так же более 40% беременных имеют осложненное течение беременности - преэклампсии, предлежание плаценты (в том числе с врастанием), преждевременную отслойку плаценты, и тромбоэмболические состояния могут возникнуть в самых различных клинических ситуациях.
Фармакологический подход подразумевает применение антикоагулянтов в тех ситуациях, когда развитие тромбоэмболических осложнений наиболее вероятно, с этой целью оптимально использование низкомолекулярных гепаринов. Опыт показывает, что профилактическое применение эноксапарина натрия в дозе 0,2 мл 1 раз в сутки у больных с высоким риском послеоперационного венозного тромбоза эффективно снижает риски венозных тромбоэмболических осложнений, следовательно, максимально снижает риск материнской смертности.
В представленных инструкциях на лекарственные препараты - "Анфибра" (производитель ОАО "ВЕРОФАРМ" Россия регистрационное удостоверение ЛП-001904 от 06.09.2013), "Эниксум" (производитель ЗАО "ФармФирма "Сотекс" Россия, регистрационное удостоверение ЛП-002330 от 14.03.2014), "Клексан" (производитель САНОФИ-АВЕНТИС ФРАНС Франция, регистрационное удостоверение П N014462/01 от 30.06.2015) имеется характеристика выпуска шприца с защитной системой иглы, формой выпуска соответствующие характеристикам, заявленным заказчиком в описание объекта закупки. Также, система защиты иглы описана и в регистрационных удостоверениях на указанные выше лекарственные препараты (все подтверждающие документы представлены).
Таким образом, заявленным требованиям Заказчика соответствует товар трех производителей.
Кроме того, характеристики, установленные в техническом задании, соответствуют характеристикам лекарственного препарата содержащегося в перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), а также соответствуют описанию, которое зарегистрировано и содержится в государственном реестре лекарственных средств, следовательно, описание лекарственного средства соответствует инструкциям лекарственных препаратов зарегистрированных Минздравом России.
Таким образом, Заказчик, в своем техническом задании не ограничил количество участников, так как установил возможность участникам поставить товар как в предварительно заполненных шприцах, имеющих защитную систему иглы, так и представить лекарственный препарат эноксапарин натрия в ампулах, в комплекте со шприцами с системой защиты иглы.
На основании вышеизложенного, нарушения в действиях Заказчика не установлены.
2. Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
При этом документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям; указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе).
В силу пункта 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, следующую информацию: 1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; 2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 названного Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Из буквального толкования приведенных положений Закона о контрактной системе следует, что при формировании технического задания заказчику названным Законом предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Техническим заданием установлено, что Заказчику необходимо поставить раствор для инъекций 2000 анти-Ха МЕ/0,2 мл (эквивалентно 20 мг/0,2 мл), шприц с защитной системой иглы N 10.
23.11.2016 года Заказчиком был размещен открытый аукцион на поставку изделий медицинского назначения одноразового применения (шприцов, систем), в котором закупались шприцы обычной конструкции, без защиты иглы (извещение N0387200009116005043).
Таким образом, потребность в шприцах обычной конструкции, без защиты иглы, у Заказчика отсутствует.
На основании вышеизложенного, нарушения в действиях Заказчика не установлены.
3. По третьему доводу Заявителя Комиссией Управления было установлено следующее.
Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
27.03.2017 в адрес Заказчика поступил запрос о даче разъяснений положений документации, а именно о возможности поставки лекарственного препарата идентичного потребности Заказчика по всем параметрам эквивалентности, в форме выпуска "ампулы" в комплекте со шприцем.
В соответствии с требованиями части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, 29.03.2017 Заказчиком был опубликован ответ N17-110 от 29.03.2017 на запрос о даче разъяснений, согласно которому участник имеет право предложить лекарственный препарат МНН Эноксапарин натрия раствор для инъекций 2000 анти - Ха МЕ/0,2 мл эквивалентно (20 мг/0,2 мл), ампулы в комплекте со шприцами инсулиновыми с защитной системой иглы на 1 мл N10- 340 уп. При этом участник имеет право предложить к поставке шприцы с защитной системой, в том числе и инсулиновые, раствор которого находится в ампулах, шприцы для подкожного введения малого объема, 1,0 мл, с очень тонкой иглой.
Наличие требований к защитной системы иглы являются эксплуатационными характеристиками объекта закупки, которые обеспечивают максимальную защиту медицинского персонала при оказании медицинской помощи, следовательно, учреждение исполняет заданные результаты своей деятельности, исходя из уставных целей, потребностей и эффективного результата осуществления закупки (статья 12 Закона о контрактной системе).
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что заявленным требованиям Заказчика соответствует товар трех производителей лекарственные препараты - "Анфибра" (производитель ОАО "ВЕРОФАРМ" Россия регистрационное удостоверение ЛП-001904 от 06.09.2013), "Эниксум" (производитель ЗАО "ФармФирма "Сотекс" Россия, регистрационное удостоверение ЛП-002330 от 14.03.2014), "Клексан" (производитель САНОФИ-АВЕНТИС ФРАНС Франция, регистрационное удостоверение П N014462/01 от 30.06.2015).
Учитывая изложенное, нарушения в действиях Заказчика не установлены.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "Иремель-Фарм" от 29.03.2017 N519-ж на БУ "Сургутский клинический перинатальный центр" и Уполномоченного учреждения - КУ "Центр лекарственного мониторинга" при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка лекарственного препарата (извещение N0387200009117000426) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Миронов А.Г.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Базанов М.Е.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 5 апреля 2017 г. N 03/АВ-2168
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.04.2017