Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 10 апреля 2017 г. N 05-02/94Ж-17
Резолютивная часть решения объявлена 10 апреля 2017 года
Решение изготовлено в полном объеме 13 апреля 2017 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии: ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок управления Ерохина А.А., государственный инспектор отдела контроля закупок управления Смирнова Т.А.,
с участием:
от заявителя - ООО "Подъемно-транспортные механизмы" (далее - заявитель) - директор Благов Д.А.;
от заказчика - ГБУЗ ЯО "Областная детская клиническая больница" (далее - заказчик) - представители по доверенности Зубов Д.В., Ильюшко Н.В.;
от оператора торговой площадки - ООО "РТС-тендер" (далее - оператор торговой площадки, торговая площадка) - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Подъемно-транспортные механизмы" на действия заказчика - ГБУЗ ЯО "Областная детская клиническая больница", при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию технологического оборудования, подъемников и системы вентиляции пищеблока ГБУЗ ЯО "Областная детская клиническая больница" (извещение N 0371200015817000022) (далее - аукцион, электронный аукцион, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, закон), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "Подъемно-транспортные механизмы" на действия заказчика - ГБУЗ ЯО "Областная детская клиническая больница", при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию технологического оборудования, подъемников и системы вентиляции пищеблока ГБУЗ ЯО "Областная детская клиническая больница" (извещение N 0371200015817000022) (далее - жалоба).
Доводы заявителя сводятся к следующему:
1. По мнению заявителя, заказчиком при формировании документации об электронном аукционе нарушены требования части 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ: объединив в одну закупку разные виды оборудования, заказчик необоснованно ограничил число участников закупки;
2. В описании объекта закупки должны быть указаны функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, однако, заказчиком в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, как полагает заявитель, не указаны технические характеристики лифтов, их тип, грузоподъемность, число остановок, скорость передвижения кабины, а также периодичность проведения технического обслуживания, что, соответственно, по мнению заявителя, не дает возможности сформировать объективную цену оказания услуг по техническому обслуживанию.
На основании вышеизложенного заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об устранении нарушений.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения по существу жалобы, просят признать жалобу необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Заказчиком - ГБУЗ ЯО "Областная детская клиническая больница", в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 29.03.2017 размещено извещение N 0371200015817000022 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию технологического оборудования, подъемников и системы вентиляции пищеблока ГБУЗ ЯО "Областная детская клиническая больница" вместе с документацией об электронном аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта - 499 400,00 (четыреста девяносто девять тысяч четыреста) рублей.
1. В отношении довода заявителя о том, что заказчик необоснованно ограничил число участников закупки, Комиссией установлено следующее.
Согласно части 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Из буквального толкования вышеуказанных норм закона следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в документации об электронном аукционе должен установить требования к поставляемому товару с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение конкурентной среды при проведении закупок для государственных нужд.
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В данном случае аукцион проводился в интересах заказчика - ГБУЗ ЯО "Областная детская клиническая больница".
Согласно пункту 4 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе объектом данной закупки является оказание услуг по техническому обслуживанию технологического оборудования, подъемников и системы вентиляции пищеблока ГБУЗ ЯО "Областная детская клиническая больница" (далее - оборудование). Описание объекта закупки содержится в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе.
В соответствии с разделом 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе оказание услуг по техническому обслуживанию технологического оборудования, подъемников и системы вентиляции пищеблока ГБУЗ ЯО "Областная детская клиническая больница" включает в себя текущий ремонт, периодические технические осмотры, ввод в эксплуатацию после ремонта, контроль технического состояния оборудования, подъемников и системы вентиляции пищеблока ГБУЗ ЯО "Областная детская клиническая больница", в том числе холодильных агрегатов, электрических котлов, вентиляторов, воздуховодов, лифтов и так далее.
Как пояснили на заседании Комиссии представители заказчика, требования к объекту закупки (перечень оборудования, оказание услуг по техническому обслуживанию которого является объектом закупки) обусловлены объективной потребностью заказчика: обеспечить бесперебойную работу технологического оборудования пищеблока ГБУЗ ЯО "Областная детская клиническая больница", имеющегося у заказчика и находящегося в одном здании.
В то же время заказчик при осуществлении закупки не имеет возможности установить требования к характеристикам объекта закупки, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки.
Так, отсутствие ограничения количества потенциальных участников закупки в данном случае подтверждается наличием полученных при формировании начальной (максимальной) цены контракта трех коммерческих предложений от потенциальных исполнителей, отвечающих требованиям, установленным заказчиком в документации об электронном аукционе: ООО "Строй ТЭК" (КП N 1 от 10.02.2017 исх. N 187), ООО "Ярторгтехника" (КП N 2 от 06.02.2017 исх. б/н), ООО "Ярторгтехника-Сервис" (КП N 3 от 08.02.2017 исх. N 69); а также тем, что на момент рассмотрения Комиссией настоящей жалобы (10.04.2017) на участие в рассматриваемом аукционе подано пять заявок. Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0371200015817000022 от 07.04.2017 по итогам рассмотрения первых частей заявок все пять участников были допущены аукционной комиссией заказчика до участия в данном электронном аукционе.
Доказательств того, что указанные в документации об электронном аукционе услуги могут быть оказаны ограниченным числом хозяйствующих субъектов, жалоба заявителя не содержит. Соответственно, заявитель не доказал тот факт, что требования, включенные в документацию об электронном аукционе, создали одним участникам закупки преимущества перед другими, являлись непреодолимыми для участников закупки, а также каким-либо иным способом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия исходя из имеющихся на момент рассмотрения настоящей жалобы документов и сведений не усматривает в данном случае необходимых и достаточных оснований для констатации в действиях заказчика нарушений законодательства о закупках относительно ограничения числа участников закупки.
2. В отношении довода заявителя о том, что при описании объекта закупки заказчиком не указана периодичность проведения технического обслуживания лифтов, установлено, что в пункте 3.2 раздела 3 "Место, сроки оказания услуг, условия оказания услуг" проекта государственного контракта заказчиком установлен следующий срок оказания услуг по контракту: с момента (даты) заключения контракта, но не ранее 01.05.2017 по 25.04.2018, ежемесячно.
Таким образом, данный довод заявителя является не нашел подтверждения в ходе рассмотрения жалобы.
В отношении довода заявителя о том, что при описании объекта закупки заказчиком не указаны технические характеристики лифтов: их тип, грузоподъемность, число остановок, скорость передвижения кабины, Комиссией установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с разделом 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе оказание услуг по техническому обслуживанию технологического оборудования, подъемников и системы вентиляции пищеблока ГБУЗ ЯО "Областная детская клиническая больница" включает в себя текущий ремонт, периодические технические осмотры, ввод в эксплуатацию после ремонта, контроль технического состояния оборудования, которое определено в перечне, оформленном в виде таблицы с указанием наименования такого оборудования и его модели, в том числе по позициям 30 и 31:
N п/п |
Наименование |
Модель |
Единица измерения |
Кол-во |
30 |
Лифт |
ПГ-241 |
ш |
1 |
31 |
Лифт |
Т-453 |
ш |
1 |
Иными словами, заказчику требуется оказать услуги по техническому обслуживанию, в том числе лифтов моделей ПГ-241 и Т-453, однако, не указаны какие-либо идентифицирующие характеристики (например, заводской номер, завод-изготовитель, год выпуска, иные технические характеристики) данного оборудования (лифтов), на основании которых потенциальные участники закупки могли определить состояние оборудования (его износ), спрогнозировать периодичность проведения технического обслуживания, необходимость проведения ремонта оборудования, объективно оценить свои возможности по техническому обслуживанию оборудования, имеющегося у заказчика, и так далее, а также сформировать свое ценовое предложение.
Как пояснили на заседании Комиссии представители заказчика, в распоряжении последнего имеются сведения относительно полного наименования оборудования (лифтов), подлежащего техническому обслуживанию в рамках данной закупки, а также его типа, грузоподъемности, скорости, года выпуска и так далее (в подтверждение представлены технические паспорта лифтов).
Так, согласно паспорту лифта ПГ-241 (заводской номер 102323), изготовленного 20.11.1987 на Электромеханическом заводе, г. Каунас, данный лифт обладает, в числе прочих, следующими характеристиками:
тип - малый грузовой,
номинальная грузоподъемность - 100 кг,
номинальная скорость лифта - 0,5 м/с,
скорость движения кабины перед остановкой - 0,5 м/с,
этажи, обслуживаемые лифтом - 1, 2 этажи.
В соответствии с паспортом лифта Т 453.00.00.000 ПС (заводской номер 682), изготовленного в мае 1988 года на Ленинградском заводе торгового оборудования, г. Ленинград, данный лифт обладает также следующими характеристиками:
тип - малый грузовой,
номинальная грузоподъемность - 100 кг,
номинальная скорость лифта - 0,5 м/с,
скорость движения кабины перед остановкой - 0,5 м/с,
этажи, обслуживаемые лифтом - 2.
Комиссией установлено, что лифт марки ПГ-241 также производит ЗАО "Уральский лифтостроительный завод", г. Екатеринбург, однако, лифт этого завода имеет отличные от имеющегося у заказчика характеристики, в частности, скорость - 0,3 м/с (вместо 0,5 м/с). Следовательно, в данном случае указание лишь на модель лифта не позволяет определить точные характеристики имеющегося у заказчика оборудования (лифта), техническое обслуживание которого требуется осуществлять в рамках данной закупки.
Таким образом, на основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу о том, что описание объекта закупки сформировано заказчиком необъективным образом, что не позволяет потенциальным участникам закупки в полной мере определить технические, качественные, эксплуатационные характеристики подлежащего техническому обслуживанию оборудования, являющегося объектом данной закупки, что, соответственно, является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В соответствии с разделом 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе оказание услуг по техническому обслуживанию технологического оборудования, подъемников и системы вентиляции пищеблока ГБУЗ ЯО "Областная детская клиническая больница" включает в себя текущий ремонт, периодические технические осмотры, ввод в эксплуатацию после ремонта, контроль технического состояния оборудования, которое определено в перечне, оформленном в виде таблицы с указанием наименования оборудования и его модели, в том числе, например, по позиции 3:
N п/п |
Наименование |
Модель |
Единица измерения |
Кол-во |
3 |
Сплит-система |
Polair |
ш |
1 |
То есть исходя из представленного в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе перечня следует, что заказчику требуется, чтобы в рамках данной закупки были оказаны услуги по техническому обслуживанию, в том числе "сплит-системы модели Polair".
Однако Комиссией установлено, что Polair (Полаир) является наименованием торговой марки производства завода "Совиталпродмаш", г. Волжск, республика Марий Эл (официальный сайт в сети "Интернет" www.polair.com).
Из анализа официального сайта данного производителя следует, что существует широкий выбор моделей сплит-систем торговой марки Polair. Например, в линейке Standard представлены средне- и низкотемпературные сплит-системы, которых согласно каталогу представлено 17 моделей (www.polair.com/catalog/spit_systemy_polair_standart), в линейке Professionale представлены сплит-системы с муфтовыми соединениями выходов блоков и соединительных трубок, воздухоохладителем новой конструкции, которых согласно каталогу на сегодняшний день представлено 12 моделей (www.polair.com/catalog/spit_systemy_polair_ standartprofessionale).
Следовательно, в данном случае заказчику требуется оказать услуги по техническому обслуживанию сплит-системы с торговым наименованием Polair, однако, не указаны какие-либо идентифицирующие характеристики данного оборудования (модель, заводской номер, год выпуска, иные технические характеристики), на основании которых потенциальные участники закупки могли бы определить технические характеристики имеющегося у заказчика оборудования, определить состояние оборудования (его износ), спрогнозировать периодичность проведения технического обслуживания, необходимость проведения ремонта оборудования, объективно оценить свои возможности по техническому обслуживанию оборудования, имеющегося у заказчика, и так далее, а также сформировать свое ценовое предложение.
Вышеуказанный пример также подтвердить правомерность вывода Комиссии о том, что описание объекта закупки в данном случае сформировано заказчиком необъективным образом, что не позволяет потенциальным участникам закупки в полной мере определить технические, качественные, эксплуатационные характеристики подлежащего техническому обслуживанию оборудования, являющегося объектом данной закупки, что, соответственно, является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Подъемно-транспортные механизмы" на действия заказчика -
ГБУЗ ЯО "Областная детская клиническая больница", при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию технологического оборудования, подъемников и системы вентиляции пищеблока ГБУЗ ЯО "Областная детская клиническая больница" (извещение N 0371200015817000022) обоснованной в части нарушения заказчиком пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ;
2. Признать заказчика - ГБУЗ ЯО "Областная детская клиническая больница", нарушившим пункт 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ;
3. Выдать заказчику - ГБУЗ ЯО "Областная детская клиническая больница", обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Паутов И.Г. |
Члены Комиссии: |
Ерохина А.А.
Смирнова Т.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 10 апреля 2017 г. N 05-02/94Ж-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.04.2017