Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 7 апреля 2017 г. N 8-03-44/2017
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Ветровой Т.А. |
- |
начальника отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России; |
|
Потапченко С.С. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России; |
в ходе рассмотрения жалобы ООО НПО "Новотех", в присутствии:
- представителей МП трест "Магнитогорский городской транспорт", действующих на основании доверенностей от 28.03.2017 N N 29, 30 и от 05.04.2017 N 35;
- представителя ООО НПО "Новотех", действующего на основании доверенности от 05.04.2017 б/н,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО НПО "Новотех" на действия аукционной комиссии при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора поставки запасных частей трамвайных вагонов КТМ согласно спецификации (извещение N 0569600006317000047) (далее - аукцион).
Извещение о проведении аукциона опубликовано на официальном сайте 20.03.2017.
Начальная (максимальная) цена контракта - 909 664рубля84 копейки.
Дата и время окончания подачи заявок - 28.03.2017 08:00.
На дату рассмотрения жалобы ООО НПО "Новотех" контракт не заключен.
В жалобе заявителя указано, что аукционная комиссия необоснованно отказала в допуске к участию в аукционе ООО НПО "Новотех".
Также в жалобе указано на нарушения документации об электронном аукционе, а именно:
- в документации об электронном аукционе в описании объекта закупки указан конкретный товарный знак - чертежи с номерами, начинающими на 605, относящиеся к конкретному производителю Усть-Катавский Вагоностроительный завод;
- документация об электронном аукционе необоснованно устанавливает требование к заполнению заявки в части указания конкретных показателей закупаемого товара - кнопочного переключателя Тип - 75.3710-01.04 (электрическая прочность изоляции и сопротивление изоляции). При этом производитель не устанавливают конкретные показатели данного переключателя.
На заседании Комиссии представитель ООО НПО "Новотех" поддержал доводы жалобы, указав, что заказчиком необоснованно было произведено объединение в один лот электро-технических изделий, резино-технических изделий и запасных частей трамвайных вагонов, которые изготавливаются различными производителями, что привело к ограничению количества участников закупки.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения.
Заслушав пояснения представителей МП трест "Магнитогорский городской транспорт", изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1.Согласно подпункту "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системепервая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (приналичии), наименование страны происхождения товара.
В силу пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В пунктах 16.1.1, 30.7 документации об электронном аукционе указано, что предложение участника закупки должно содержать, в том числе, конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе (спецификацией - Приложение N 1 к документации об аукционе).
Предложение участника закупки (сведения о предлагаемом для поставки товаре) должно соответствовать требованиям, установленным документацией о таком аукционе - спецификацией (Приложение N 1 к документации об аукционе) и должно содержать все показатели товара, содержащиеся в столбцах N 1, 2, 3, 4 спецификации, по всем позициям, при этом в столбце N2 участник закупки в составе заявки на участие в аукционе указывает конкретные показатели характеристик товаров, которые не должны содержать двойных предложений, неоднозначных предложений, слов "не более", "не менее".
Характеристики закупаемого товара закреплены в спецификации (приложение N 1 к документации об электронном аукционе), одной из позиций которой является "кнопка" со следующими характеристиками, закрепленными в столбце N2:Кнопочный переключатель. Тип - 75.3710-01.04. Электрическая прочность изоляции - не менее 1000В. Сопротивление изоляции - не менее 10Мом. Падение напряжения на штекерах изделия - не более 10мВ на 1А тока нагрузки. Постоянный ток напряжения - 12В.
Следовательно, в заявке участника аукциона характеристики закупаемого товара "кнопка" должны быть не менее и не более значений, указанных в спецификации, но при этом иметь конкретный показатель.
В свою очередь в заявке ООО НПО "Новотех" (заявка N 3) указаны следующие характеристики товара "кнопка":Кнопочный переключатель. Тип - 75.3710-01.04. Электрическая прочность изоляции - не менее 1000В. Сопротивление изоляции - не менее 10Мом. Падение напряжения на штекерах изделия - не более 10мВ на 1А тока нагрузки. Постоянный ток напряжения - 12В.
Следовательно, первая часть заявки ООО НПО "Новотех" (заявка N 3) заполнена с нарушением пунктов 16.1.1, 30.7 документации об электронном аукционе.
Таким образом, действия аукционной комиссии по отказу в допуске к участию в аукционеООО НПО "Новотех" (заявка N 3) не противоречат положениям законодательства о контрактной системе.
2. В соответствии с частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок. По истечении указанных в настоящей части сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего осуществляется только в судебном порядке.
Согласно извещению об электронном аукционе дата окончания подачи заявок - 28.03.2017.
Жалоба ООО НПО "Новотех" поступила в Челябинское УФАС России 30.03.2017, то есть с нарушением установленного частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе срока на обжалование положений документации о закупке.
Таким образом, у Комиссии отсутствуют основания для рассмотрения документации об электронном аукционена предмет нарушений положений законодательства о контрактной системе.
Между тем, относительно описания заказчиком в документации об электронном аукционе объекта закупки Комиссия отмечает следующее.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В пункте 2 документации об электронном аукционе указано описание объекта закупки согласно спецификации (Приложение N 1 к документации об аукционе).
В спецификации в качестве характеристик закупаемых товаров указан чертеж 605.09.40.202.
В ходе рассмотрения жалобы установлено, что подвижной состав заказчика в том числе укомплектован трамвайными вагонамимодели 71-605, для ремонта которых необходимы детали, изготовленные по чертежам 605.09.40.202.
Номер чертежа - номер конструкторской документации, содержащей конкретные характеристики запасной части.
Ссылка заказчика на чертеж 605.09.40.202 не направлена на закупку запасных частей, изготовленных исключительно разработчиком чертежа - Усть-Катавский Вагоностроительный завод, а является техническим описанием (характеристикой) закупаемого товара.
Между тем, чертеж 605.09.40.202 является общедоступным и используется различными изготовителями запасных частей, в том числе ООО НПО "Новотех", что подтверждается каталогом продукции ООО НПО "Новотех", содержащим указание на чертеж 605.09.40.202.
Таким образом, довод жалобы относительно того, что заказчиком указан конкретный товарный знак, является неподтвержденным.
По доводам подателя жалобы относительно того, что заказчиком необоснованно установлено требование к заполнению заявки в части указания конкретных показателей электрической прочности изоляции и сопротивления изоляции кнопочного переключателя Тип - 75.3710-01.04, а так же относительно необоснованного объединения в один лот изделий, изготавливаемых различными производителями, Комиссия отмечает, что подателем жалобы в обоснование указанных доводов доказательства представлены не были.
На основании изложенного, а также с учетом того, что ООО НПО "Новотех" пропущен срок на обжалование действий заказчика, у Комиссии отсутствуют основания для выводов о наличии в действиях заказчика нарушений положений законодательства о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.
3. В соответствии с требованиями части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 указанной статьи, а также перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Федеральным законом от 28.12.2016 N 489-ФЗ "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в часть 1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнена пунктом 7.1 следующего содержания: участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В извещении об электронном аукционе установлены единые требования к участникам без учета изменений вчасть 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, внесенных Федеральном от 28.12.2016 N 489-ФЗ.
В свою очередь в подпункте 6 пункта 14.1 документации об электронном аукционе заказчиком установлены требования для участников закупки в соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в редакции указанного закона.
Следовательно, извещение об осуществлении закупки, сформированное на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, не содержит исчерпывающий перечень требований к участникам и является ненадлежащим исполнением требований части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, поскольку определить из данной формулировки исчерпывающий перечень требований к участнику закупки, соответствующий как законодательству о контрактной системе, так и самому объекту закупки не представляется возможным.
4. В силу части 2 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
В пункте 16.2.1 документации об электронном аукционе указано, что информация, содержащаяся во второй части заявки предоставляется участником по форме, указанной в пункте 31 документации об электронном аукционе, или в произвольной форме.
Между тем указанное в пункте 16.2.1 документации об электронном аукционе противоречивое требование к оформлению заявки может быть воспринято участником закупки как обязанность заполнять заявку по определенной форме и привести к нарушению части 2 статьи 64 Закона о контрактной системе.
5. Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системеизвещение об осуществлении закупки должно содержать краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования, а также размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения.
В извещении о проведении электронного аукциона отсутствует информация о сроках поставки товара. В соответствующей строке извещения в качестве срока поставки товара указано - "другая периодичность".Также в извещении о проведении электронного аукциона отсутствует информация о порядке предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению.
Между тем в пункте 2 документации электронного аукциона содержится информация о сроках поставки товара, а именно:с даты заключения контракта по 30.06.2017.В пункте 9 документации электронного аукциона содержится информация о порядке предоставления обеспечения исполнения контракта.
Таким образом, документация и извещение содержат в себе противоречивые сведения.
Комиссия отмечает, что документация об аукционе и извещение должны содержать единообразные и непротиворечивые условия исполнения контракта, в том числе сведения о сроках поставки, информацию о порядке предоставления обеспечения исполнения контракта. Противоречивая информация может повлечь за собой заключение контракта не на условиях документации об аукционе, что приведет к ущемлению прав и законных интересов участника закупки.
Таким образом, в нарушении пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об электронном аукционе отсутствует информация о порядке предоставления обеспечения исполнения контракта.
С учетом изложенного, действия заказчика по установлению в извещении и документации разных сроков поставки товара могут привести к нарушению части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
В связи с тем,что указанные противоречия документации об аукционе не повлияли на результаты торгов, отсутствуют основания для выдачи предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО НПО "Новотех" на действия аукционной комиссии необоснованной.
2. По результатам проведенной внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении заказчиком нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии Т.А. Ветрова
С.С. Потапченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 7 апреля 2017 г. N 8-03-44/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.04.2017