Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 7 апреля 2017 г. N ЭА-493/2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии, руководитель управления
Члены Комиссии:
в присутствии представителя заказчика - ФГУП "Урупское" (доверенность), в отсутствие представителей заявителя - ИП Хаджирокова Р.М., рассмотрев жалобу ИП Хаджирокова Р.М. (далее - Заявитель) на действия заказчика - ФГУП "Урупское" при проведении электронного аукциона: "Жмых и остатки кормовые твердые прочие, полученные при экстракции подсолнечного масла" (извещение N0518100001917000014) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе: требования к качественным, функциональным и техническим характеристикам, установленные в "ЭА раздел 2 Описание объекта закупки", не соответствуют требованиям действующих ГОСТ и носят необъективный характер; в проекте контракта отсутствует размер штрафных санкций для поставщика, для заказчика установлен в размере 1%.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ФГУП "Урупское" проводился электронный аукцион: "Жмых и остатки кормовые твердые прочие, полученные при экстракции подсолнечного масла" (извещение N0518100001917000014).
Начальная (максимальная) цена контракта -1 086 667,00 рублей.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно ст.34 (ч.7,8,13) Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Заказчик в проекте контракта установил требования, противоречащие постановлению Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N1063. В проекте контракта п.6.3 и п.6.4 размер штрафа для заказчика установлен в размере 1% цены контракта. При этом ,Заказчик не установил штрафные санкции для Поставщика.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N1063:п.4. за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
п.5. За ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
На основании п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В аукционной документации (техническом задании) установлены требования к качественным, функциональным и техническим характеристикам товара:
1.
По органолептическим показателям подсолнечный жмых должен соответствовать требо-ваниям, указанным в таблице 1.
Таблица 1
Наименование показателя |
Характеристика |
Метод испытания |
Внешний вид |
Ракушка или дробленый |
- |
Цвет |
От серого различных оттенков до коричневого различных оттенков
|
По ГОСТ 13979.4 |
Запах |
Свойственный подсолнечному жмыху без постороннего запаха
|
По ГОСТ 13979.4 |
1. По показателям, обеспечивающим безопасность для жизни, здоровья животных и охраны окружающей среды, жмых подсолнечный должен соответствовать требованиям, указан-ным в таблице 2.
Таблица 2
Наименование показателя |
Норма |
Метод испытания |
Массовая доля влаги и летучих веществ, %>, не |
|
|
более |
8,5 |
По ГОСТ 13979.1 |
Массовая доля золы, не растворимой в соляной |
|
|
кислоте, в пересчете на абсолютно сухое вещество,%>, не более |
1,0 |
По ГОСТ 13979.6 |
Посторонние примеси (камешки, стекло, земля) |
Не допускаются |
По 5.3 |
Массовая доля металлопримесей, %>, не более: частицы размером до 2 мм |
|
По ГОСТ 13979.5 |
включительно |
0,01 |
|
частицы размером более 2 мм и частицы с острыми режущими краями |
Не допускаются |
|
Содержание микотоксинов, млн1 (мг/кг), не |
|
|
более: |
|
По 5.2 |
дезоксиниваленол |
1,0 |
|
Т-2 токсина |
0,1 |
|
зеараленона |
1,0 |
|
Содержание токсичных элементов, млн1 (мг/кг), |
|
|
не более: |
|
|
ртути |
0,02 |
По ГОСТ 26927 |
кадмия |
0,1 |
По ГОСТ 26933 |
свинца |
0,5 |
По ГОСТ 26932 |
Наименование показателя |
Норма |
Метод испытания |
Содержание нитратов, млн1 (мг/кг), не более Зараженность вредителями или наличие следов заражения |
450 10 Не допускается |
По ГОСТ 13496.19 |
2. По показателям кормовой ценности жмых подсолнечный должен соответствовать тре-бованиям, указанным в таблице 3.
Таблица 3
Наименование показателя |
Норма |
Метод испытания |
Массовая доля сырого протеина в пересчете на абсолютно сухое вещество, %>, не менее |
38,0 |
|
Массовая доля сырой клетчатки в обезжиренном продукте в пересчете на абсолютно сухое вещество, %>, не более |
20,0 |
По ГОСТ 13496.2 |
Общая энергетическая питательность в пересчете на сухое вещество, к.е., не менее |
1,04 |
По 5.5 |
Все показатели, установленные в требованиях Заказчика, могут быть определены по результатам испытаний. Наименование значений показателей противоречат требованиям ГОСТа. Заказчиком установлены ед.изм. не соответствующие ГОСТу по показателю "Содержание микотоксинов, токсичных элементов, нитратов, нитратов "млн 1", согласно ГОСТа - "млн -1", т.е. с индексом "-1".
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, документация разработана с нарушением п.1) ч.1 ст.64, ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ.
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Хаджирокова Р.М. обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика- ФГУП "Урупское" нарушения ч.3 ст.7, п.1), п.2) ч.1 ст.64, п.1) ч.1 ст.33, ч.3 ст.7, ст.34 Закона о контрактной системе.
3.Заказчику - ФГУП "Урупское"(аукционной комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу не передавать.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 7 апреля 2017 г. N ЭА-493/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.04.2017