Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 7 апреля 2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ООО "Полигон" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "Главное управление строительства Краснодарского края" при проведении электронного аукциона: "Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Строительство тренировочной площадки, Краснодарский край, г. Анапа, станица Анапская, ул. Тбилисская, д. 1, в том числе проектно-изыскательские работы" (извещение N 0318200063917000292) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Документация электронного аукциона составлена с нарушениями Закона о контрактной системе:
- Инструкция по подготовке заявок и размещенные Заказчиком разъяснения положений документации не позволяют участникам подготовить заявку ввиду неоднозначного толкования требований (поз.61, 62, 153,154, 156, 157, 271, 284);
- требования проектной документации в значительной степени отличаются от требований, установленных в "Описании объекта закупки" (поз.129 "Блочная котельная установка");
- по поз.246-248 Заказчиком нарушаются требования энергетической эффективности;
- установленное в Инструкции требование к порядку заполнения заявки (в части предоставления информации о каждой вещи, входящей в состав сложной вещи) противоречит Закону о контрактной системе;
- невозможно выполнить требование о соблюдении при выполнении работ технических регламентов, стандартов, технических условий, указанных в п.5 Раздела 2 "Описание объекта закупки", поскольку часть из них является недействительной (ГОСТ Р 50783-95, Р 78.36.008-99, СанПиН 2.1.3.1375-03, ГОСТ Р51558-2000, ГОСТ Р 12.4.026-2001). Помимо этого в данном перечне содержатся документы, номера которых Заказчик указал неправильно: СанПиН 2.1.2496-09 - должен быть СанПиН 2.1.4.2496-09, СП 21-01-97 - должно быть СНиП 21-01-97, РД 45.120-2008 - должно быть РД 45.120-2000, ГОСТ 12.1.30-81 - должно быть ГОСТ 12.1.030-81, ГОСТ 12.1.030-1 - должно быть ГОСТ 12.1.030-81.
Представители уполномоченного органа, Заказчика с доводами жалобы не согласились и пояснили, что документация электронного аукциона составлена в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - департаментом по регулированию контрактной системы Краснодарского края проводился электронный аукцион: "Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Строительство тренировочной площадки, Краснодарский край, г. Анапа, станица Анапская, ул. Тбилисская, д. 1, в том числе проектно-изыскательские работы" (извещение N 0318200063917000292). Заказчик - ГКУ "Главное управление строительства Краснодарского края".
Начальная (максимальная) цена контракта - 104 725 039,00 руб.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Документация электронного аукциона содержит Раздел 8 "Инструкция по заполнению заявки", где Заказчиком установлено: "При установлении значения, содержащего "/" (слеш), означающего свойство товара обладать показателем с альтернативной возможностью его применения (отличается от взаимоисключения значений), необходимо предлагать товар с таким же значением (напр., напряжение, В - 220/380)". Иных толкований применения символа "/" инструкция не содержит.
Документация электронного аукциона содержит Приложение к разделу 2 "Описание объекта закупки" "Сведения о товарах (материалах, оборудовании), используемых при выполнение подрядных работ по объекту", где Заказчиком установлены требования к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, входящего в объект закупки (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие):
N п/п |
Наименование товара (материала, оборудования) |
Товарный знак* (при наличии) |
Наименование показателя, ед. изм. показателя |
Значение показателя |
61 |
Переход электросварной |
|
Тип |
ПЭ / латунь (с наружной резьбой) |
Марка полиэтилена |
ПЭ 100 |
|||
Отношение номинального наружного диаметра трубы к ее номинальной толщине стенки SDR |
11 |
|||
Штыревой контакт, мм |
не менее 4 |
|||
Индикатор сварки |
наличие |
|||
Размер, мм х дюйм |
63х1 |
|||
62 |
Переход электросварной |
|
Тип |
ПЭ / латунь (с наружной резьбой) |
Марка полиэтилена |
ПЭ 100 |
|||
Отношение номинального наружного диаметра трубы к ее номинальной толщине стенки SDR |
11 |
|||
Штыревой контакт, мм |
не менее 4 |
|||
Индикатор сварки |
наличие |
|||
Размер, мм х дюйм |
50х1 |
|||
153 |
Переход с металлической резьбой наружной |
Heisskraft или эквивалент |
Диаметр трубы, мм |
50 |
Размер резьбы, дюйм |
6/4 |
|||
154 |
Переход с металлической резьбой наружной |
Heisskraft или эквивалент |
Диаметр трубы, мм |
40 |
Размер резьбы, дюйм |
5/4 |
|||
156 |
Переход с металлической резьбой наружной |
Heisskraft или эквивалент |
Диаметр трубы, мм |
25 |
Размер резьбы, дюйм |
3/4 |
|||
157 |
Переход с металлической резьбой наружной |
Heisskraft или эквивалент |
Диаметр трубы, мм |
25 |
Размер резьбы, дюйм |
3/4 |
|||
271 |
Вентильный гигиенический радиатор |
|
Тип радиатора |
однорядный |
Высота, мм |
не менее 500 |
|||
Длина, мм |
1000/1600 |
|||
Преднастроенный вентиль, верхняя крышка и боковые экраны, а также установленные заглушки и воздухоотводчики |
соответствие |
|||
Набор для крепления радиаторов с угловыми консолями |
наличие |
|||
Максимальное рабочее давление, бар |
не менее 10 |
|||
Максимальная рабочая температура, °С |
не менее +110 |
|||
284 |
Решетки вентиляционные наружные |
|
Материал |
оцинкованная сталь |
Длина, мм |
300/250 |
|||
Ширина, мм |
100 |
Из жалобы Заявителя следует, что участники подавали многочисленные запросы о разъяснении положений документации, так как символ "/" множество раз встречается при описании товара.
Так по поз.61 и поз.62 "Переход электросварной" Заказчиком установлено требование "ПЭ / латунь (с наружной резьбой)". В данном случае "/" может означать как наличие двух материалов (ПЭ+латунь), так и описывать альтернативные характеристики товара (ПЭ или латунь).
Из разъяснений Заказчика следует: "- по поз.61 и поз.62 "Переход электросварной" установлено требование "ПЭ / латунь (с наружной резьбой)" необходимо оставить данное значение без изменения ввиду применения данного перехода с полиэтиленовых труб на стальные".
Таким образом, из разъяснений Заказчика следует, что в данном случае "/" означает применение двух материалов одновременно, что противоречит Инструкции.
По поз.153, 154, 156, 157 "Переход с металлической резьбой наружной" Заказчиком установлено требование "Диаметр трубы, мм": 6/4, 5/4, ,
, дюйма соответственно. И в данном случае "/" может означать, как необходимость выбора (6 или 4, 5 или 4, 3 или 4, 1 или 2), так и дробное значение диаметра резьбы.
Из разъяснений Заказчика следует: "Участник в значениях данных показателей указывает данные значения без изменений". Таким образом, Заказчик вновь разъясняет, что "/" в данном случае не означает необходимость выбора.
По поз.271 "Вентильный гигиенический радиатор" Заказчиком установлено требование "Длина, мм" "1000/1600" и поз.284 "Решетки вентиляционные наружные" "300/250".
Из разъяснений Заказчика следует: "Участник в значении данного показателя может предложить одно из указанных конкретных значениях значений, которое будет соответствовать требованиям установленным заказчиком". Таким образом, Заказчик поясняет, что данные значения являются взаимоисключающими и участник вправе указать только одно их них, что также противоречит Инструкции.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Инструкция электронного аукциона и размещенные Заказчиком разъяснения положений документации не позволяют участникам подготовить заявку поз.61, 62, 153,154, 156, 157, 271, 284 ввиду неоднозначного толкования требований обоснован.
Заказчиком в Приложении к Разделу 2 "Описание объекта закупки" установлено:
N п/п |
Наименование товара (материала, оборудования) |
Товарный знак* (при наличии) |
Наименование показателя, ед. изм. показателя |
Значение показателя |
129 |
Блочная котельная |
|
Теплопроизводительность, кВт |
не менее 160 |
Потребляемая электрическая мощность, кВт |
не более 3,2 |
|||
Напряжение электрической сети, В |
не менее 380 |
|||
Топливо |
природный газ, сжиженный газ, жидкое топливо |
|||
Давление газа на входе в котельную, кПа |
не менее 1,3 |
|||
КПД, %, не менее |
87 |
|||
Длина, мм |
не более 5500 |
|||
Ширина, мм |
не более 2600 |
|||
Высота, мм |
не более 2600 |
Проектом (том 5.4.2 ТМ, файл том 5.4.2 Г4-16130-ИОС.ТМ изм.1) предусмотрено применение блочной котельной установки БКУ-164. Также неотъемлемой частью проекта является паспорт на данную котельную установку, согласно которому установленная тепловая мощность составляет 0,164 МВт, основное топливо - природный газ, габаритные размеры - 8000*2400*2700 мм.
Таким образом, довод Заявителя о том, что требования установленные Заказчиком в проектной документации отличаются от требований, установленных в Разделе 2 "Описание объекта закупки" обоснован.
Заказчиком в Приложении к Разделу 2 "Описание объекта закупки" установлено:
N п/п |
Наименование товара (материала, оборудования) |
Товарный знак* (при наличии) |
Наименование показателя, ед. изм. показателя |
Значение показателя |
246 |
Светильник потолочный |
|
Длина, мм |
не более 624 |
Высота, мм |
не более 94 |
|||
Ширина, мм |
не более 624 |
|||
Количество ламп, шт |
4 |
|||
Тип цоколя |
G13 |
|||
Степень защиты |
не менее IP20 |
|||
Тип лампы |
ЛЛ |
|||
Мощность ламп, Вт |
не менее 18 |
|||
247 |
Светильник потолочный |
|
Длина, мм |
не более 624 |
Высота, мм |
не более 94 |
|||
Ширина, мм |
не более 624 |
|||
Количество ламп, шт |
4 |
|||
Тип цоколя |
G13 |
|||
Степень защиты |
не менее IP20 |
|||
Тип лампы |
ЛЛ |
|||
Блок аварийного питания |
наличие |
|||
Мощность ламп, Вт |
не менее 18 |
|||
248 |
Светильник потолочный |
|
Тип лампы |
ЛЛ |
Длина, мм |
не более 625 |
|||
Высота, мм |
не более 95 |
|||
Ширина, мм |
не более 625 |
|||
Количество ламп, шт |
4 |
|||
Тип цоколя |
G13 |
|||
Степень защиты |
не менее IP20 |
|||
Мощность ламп, Вт |
не менее 18 |
|||
Материал корпуса светильника |
сталь |
В части 2 Письма ФАС России от 01.07.2016 г. N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" указано, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
По поз.246, 247, 248 "Светильник потолочный" Заказчиком установлено требование "тип лампы ЛЛ", "тип цоколя G13".
В Постановлении Правительства N1221 от 31.12.2009 г. "Об утверждении правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. Постановлений Правительства РФ от 03.12.2014 N 1304, от 28.08.2015 N 898) в п.7 установлено, что к первоочередным требованиям энергетической эффективности относятся: "ж) для светильников для наружного освещения и светильников для освещения жилых и общественных зданий, а также пускорегулирующих устройств: запрет на приобретение неэлектронных пускорегулирующих аппаратов для трубчатых люминесцентных ламп; запрет на приобретение светильников для дуговых ртутных люминесцентных ламп; запрет на приобретение светильников для двухцокольных люминесцентных ламп с цоколем G13, за исключением случаев, когда для освещения в соответствии с санитарными правилами и нормами, устанавливающими требования к искусственному и смешанному освещению, не могут применяться светодиодные источники света.
Таким образом, довод Заявителя о том, что по поз.246-248 Заказчиком нарушаются требования энергетической эффективности обоснован.
Выполнить требование о соблюдении при выполнении работ технических регламентов, стандартов, технических условий, указанных в п.5 Раздела 2 "Описание объекта закупки" невозможно, поскольку часть из них является недействительной (ГОСТ Р 50783-95, Р 78.36.008-99, СанПиН 2.1.3.1375-03, ГОСТ Р51558-2000, ГОСТ Р 12.4.026-2001). Помимо этого в данном перечне содержатся документы, номера которых Заказчик указал неправильно: СанПиН 2.1.2496-09 - должен быть СанПиН 2.1.4.2496-09, СП 21-01-97 - должно быть СНиП 21-01-97, РД 45.120-2008 - должно быть РД 45.120-2000, ГОСТ 12.1.30-81 - должно быть ГОСТ 12.1.030-81, ГОСТ 12.1.030-1 - должно быть ГОСТ 12.1.030-81.
Нарушения допущенные Заказчиком содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП.
Довод Заявителя о том, что в Инструкции установлено требование к порядку заполнения заявки (в части предоставления информации о каждой вещи, входящей в состав сложной вещи) не обоснован.
В Разделе 8 "Инструкция по заполнению заявки" Заказчиком указано: "В случае если Разделом 2 документации в качестве объекта закупки предусмотрена поставка товара, являющегося в соответствии со статьей 134 ГК РФ сложной вещью, включающей в себя различные вещи, соединенные таким образом, который предполагает их использование по общему назначению (в соответствии с формой Раздела 2 документации - товар, включающий товары, входящие в его комплект), и такие вещи (товары) выпускаются различными производителями и имеют разные товарные знаки (при наличии), знаки обслуживания (при наличии), фирменные наименования (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), участнику закупки в соответствии с позицией 37 раздела 9 документации необходимо предоставить в первой части заявки всю указанную в данной позиции информацию в отношении каждой вещи, входящей в состав сложной вещи (т.е. в отношении каждого товара входящего в комплект товара, являющегося объектом закупки)".
В соответствии с п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной систем документация, об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п.3) ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Таким образом, указанное условие в Инструкции не является требованием к порядку заполнения заявки, поскольку регламентирует предоставление информации предусмотренной Законом о контрактной систем.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Полигон" обоснованной в части нарушения ч.3 ст.7; п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что Заказчику - ГКУ "Главное управление строительства Краснодарского края", уполномоченному органу - департаменту по регулированию контрактной системы Краснодарского края (отраслевой комиссии) было выдано предписание N189 по делу NЭА-506/2017 от 07.04.2017, повторно предписание не выдавать.
3. Повторно материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства не передавать.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 7 апреля 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.04.2017