Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 11 апреля 2017 г. N ЭА-528/2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) <_>
рассмотрев жалобу ООО "Скорость" (далее - Заявитель) на действия администрации МО г. Геленджик (далее - Уполномоченный орган) при проведении для нужд управления ЖКХ администрации МО г. Геленджик (далее - Заказчик) электронного аукциона: "Текущий ремонт автомобильных дорог" (извещение N 0118300003717000119) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения аукционной документации. В своей жалобе ООО "Скорость" указывает, что Заказчиком установлены характеристики товаров (материалов), используемых при выполнении подрядных работ, не соответствующие требованиям ГОСТ.
Представителями Заказчика представлено извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой представители Заказчика не согласны. Документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - администрацией МО г. Геленджик для нужд Заказчика: управления ЖКХ администрации МО г. Геленджик проводился электронный аукцион: Текущий ремонт автомобильных дорог" (извещение N 0118300003717000119).
Начальная (максимальная) цена контракта - 20 745 000,00 рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу п. б) п. 3) ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар: согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Заказчиком в Разделе "Сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении подрядных работ" аукционной документации установлены, в том числе, следующие технические и функциональные параметры товара (материала):
N п.п. |
Наименование товара (материала) |
Товарный знак *(при наличии) |
Технические и функциональные параметры товара (материала), по которым будет устанавливаться соответствие потребностям заказчика и (или) эквивалентность предлагаемого к поставке товара (материала) |
|
|
Щебень из природного камня для строительных работ |
|
||
Марка |
600 |
|||
Фракция мм, |
5-20 |
|||
|
Щебень из природного камня для строительных работ |
|
||
|
Марка |
600 |
||
|
Фракция мм, |
20-40 |
||
|
Брусья обрезные хвойных пород |
|
||
|
Ширина, см |
75-150 |
||
|
Песок природный для строительных: работ средний |
|
||
|
Модуль крупности, мм |
От 2 до 2,5 |
В соответствии с п. 4.2.1 ГОСТ 8267-93 щебень и гравий выпускают в виде следующих основных фракций: от 5(3) до 10 мм; св. 10 до 15 мм; св. 10 до 20 мм; св. 15 до 20 мм; св. 20 до 40 мм; св. 40 до 80(70) мм и смеси фракций от 5(3) до 20 мм.
Согласно п. 16 п. 1 ГОСТ 18288-87 брус - пиломатериал толщиной и шириной 100 мм и более.
В соответствии с п. 4.2.2 ГОСТ 8736-2014 каждую группу песка характеризуют значением модуля крупности Мк, указанным в таблице 1.
Таблица 1
Группа песка |
Модуль крупности Мк |
Средний |
Св. 2,0 до 2,5 |
Заказчиком в Разделе 8 "Инструкция по заполнению заявки" обусловлено, что при описании заказчиком закупаемых/используемых товаров (материалов) в документации применяются характеризующие их показатели, имеющие точные или диапазонные значения, а также максимальные и (или) минимальные значения таких показателей.
В случае, если в технических характеристиках (согласно паспорта, информации производителя, ГОСТам и т.д.) товара (материала) используется диапазонное значение, то при подготовке первой части заявки на участие в аукционе необходимо указывать диапазонный показатель.
В первой части заявки указываются конкретные показатели предлагаемых к поставке товаров, товаров, используемых при выполнении работ, оказании услуг, соответствующие требованиям к характеристикам и значениям показателей, предусмотренных Разделом 2 "Описание объекта закупки" для определения соответствия потребностям заказчика. Участник при заполнении первой части заявки должен указать конкретные показатели, в том числе по значениям, указанным в скобках после слова "показатели" без указания слов: "или эквивалент", "не более", "не менее", "более", "менее", "от", "до" "максимальное значение" ("max" читается соответственно как "максимальное значение"), "минимальное значение" ("min" читается соответственно как "минимальное значение"), "аналог", "или", "либо", "типа", "допускается", "аналогичного типа", "товар должен соответствовать", "не ниже", "ниже", "выше", "ранее", "не ранее", "не выше" (и их производные) и интервальных значений. А также, если одновременно минимальные и максимальные значения, разделены "тире", "дефисом" и т.д., участником данные показатели должны быть конкретизированы за исключением случаев применения символа "-" внутри термина, определяющего характеристику товара (например, марки БН-30/70). Участник вправе указать диапазонное значение показателя также в случае, если присутствует фраза - допускается указание диапазонного значения показателя и обязан указать диапазонное значение в случае, если Заказчиком прямо указано об этом.
На основании вышеизложенного, Заказчиком установлены требования к товарам (материалам), противоречащие положениям ГОСТ, что нарушает нормы ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, при этом, требование к указанию конкретных показателей, ограничивает права участников закупки при подаче заявки на участие в аукционе.
По результатам проведения внеплановой проверки Комиссией были выявлены нарушения.
Согласно ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 10 ст. 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
Заказчиком в п. 2.2.1 проекта муниципального контракта определено, что в случае, если Подрядчик является налогоплательщиком налога на добавленную стоимость, не находится на упрощенной системе налогообложения, цена Контракта, цена каждого вида работ определяется с учетом понижающего коэффициента, равного отношению цены Контракта, предложенной Подрядчиком, к начальной (максимальной) цене Контракта, рассчитанной Заказчиком.
К понижающий = (указывается значение коэффициента, в случае, если Подрядчик является налогоплательщиком налога на добавленную стоимость, не находится на упрощенной системе налогообложения, а в случае, если Подрядчик не является налогоплательщикам налога на добавленную стоимость, находится на упрощенной системе налогообложения, указывается, что понижающий коэффициент отсутствует (не применяется)).
В п. 2.2.2 проекта муниципального контракта Заказчиком установлено: в случае, если Подрядчик не является налогоплательщиком налога на добавленную стоимость, находится на упрощенной системе налогообложения, цена Контракта, цена каждого вида работ по Контракту, определяются с учетом коэффициента пересчета, равного отношению цены Контракта, предложенной Подрядчиком, к начальной (максимальной) цене Контракта без учета налога на добавленную стоимость.
К пересчета = (указывается значение коэффициента в случае, если Подрядчик не является налогоплательщикам налога на добавленную стоимость, находится на упрощенной системе налогообложения, а в случае, если Подрядчик является налогоплательщиком налога на добавленную стоимость, не находится но упрощенной системе налогообложения указывается, что коэффициент пересчета отсутствует (не применяется)).
Таким образом, Заказчиком определены условия контракта не соответствующие требованиям Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 15, 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Скорость" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - управления ЖКХ администрации МО г. Геленджик, Уполномоченного органа - администрации МО г. Геленджик нарушение ч. 3 ст. 7, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - управлению ЖКХ администрации МО г. Геленджик, Уполномоченному органу - администрации МО г. Геленджик (единой комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 200
по делу N ЭА-528/2017 о нарушении
законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
11 апреля 2017 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) <_>
рассмотрев жалобу ООО "Скорость" на действия администрации МО г. Геленджик при проведении для нужд управления ЖКХ администрации МО г. Геленджик электронного аукциона: "Текущий ремонт автомобильных дорог" (извещение N 0118300003717000119) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь ч. 15, ч. 22, ч. 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе) предписывает:
1. Заказчику - управлению ЖКХ администрации МО г. Геленджик, Уполномоченному органу - администрации МО г. Геленджик (единой комиссии) устранить нарушение ч. 3 ст. 7, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона и внесения изменений в извещение и аукционную документацию в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения по делу N ЭА-528/2017 от 11.04.2017 г.
2. Продлить срок окончания подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
3. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 5-ти рабочих дней со дня его получения.
4. В срок до 03.05.2017 г. представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч. 25 ст. 99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 11 апреля 2017 г. N ЭА-528/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.04.2017