Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 6 апреля 2017 г. N 70-17
Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление), утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России от "20" марта 2017 г. N 61-п (далее - Инспекция), в составе: руководителя Инспекции - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России П.Л. Потылицына; участников Инспекции - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления М.В. Литвинова и главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления А.В. Федотова, в присутствии представителей ГБУЗ Астраханской области "Городская поликлиника N10" Джаналиевой С.К. (доверенность N01-10-967 от 28.03.2017), Кондратьевой А.М. (доверенность N01-10-974 от 28.03.2017) на основании обращения Прокуратуры Трусовского района г. Астрахани от 10.03.2017 N7-32-2017 (вх. N2205 от 14.03.2017), статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) провела внеплановую проверку ГБУЗ Астраханской области "Городская поликлиника N10" (414013, Астраханская обл, Астрахань г, ул. Силикатная, д. 26) (далее - Заказчик) на предмет соблюдения им требований Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при размещении извещения о проведении аукциона на право заключить контракт на своевременное бесплатное обеспечение беременных женщин медикаментами (ЖНВЛП) по льготным рецептам на 2017 год (реестровый номер 0325300001916000095) и документации о нем, включая проверку законности положений этих извещения и документации, по итогам которой
УСТАНОВИЛА:
1. По мнению подателя обращения, Заказчик установил в техническом задании аукционной документации требования к форме выпуска закупаемых лекарственных средств, ограничивающие число участников закупки.
Извещение и документация о проведении электронного аукциона на право заключить контракт на своевременное бесплатное обеспечение беременных женщин медикаментами (ЖНВЛП) по льготным рецептам на 2017 год (реестровый номер 0325300001916000095) было размещено Заказчиком 27.12.2016 в единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте в сети "Интернет. Как следует из указанных документов, начальная (максимальная) цена контракта составила 48 422,50 руб.
В аукционной документации Заказчик установил следующие характеристики товара:
Наименование, характеристики |
Ед.изм. |
Количество |
Калия йодид, таблетки покрытые оболочкой 0,2 мг, 25 шт. - упаковки ячейковые контурные (4) пачки картонные |
Уп. |
70 |
Дидрогестерон, таблетки покрытые оболочкой 10 мг, 20 шт. - упаковки ячейковые контурные - пачки картонные |
Уп. |
70 |
Согласно статье 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами.
Описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В государственном реестре лекарственных средств содержатся сведения только об одном производителе лекарственного средства с МНН "Дидрогестерон" с формой выпуска - таблетки покрытые оболочкой 10 мг, 20 шт. - упаковки ячейковые контурные - пачки картонные: Дюфастон производитель "Эбботт Хелскеа Продактс Б.В." Нидерланды.
Согласно позиции ФАС России, изложенной в письме от 23 декабря 2015 г. N АК/74354/15, требование государственного (муниципального) заказчика к поставке лекарственного препарата в определенной лекарственной форме должно быть обосновано принятой схемой лечения или наличием медицинских показаний у конкретного пациента.
Инспекция, проанализировав установленные Заказчиком требования к закупаемым лекарственным средствам, представленные заявителем данные, а также данные, содержащиеся в Государственном реестре лекарственных средств, приходит к основанному на вышеуказанных правовых нормах выводу о том, что установленные в аукционной документации требования к поставке лекарственного средства с МНН "Дидрогестерон" с формой выпуска - таблетки покрытые оболочкой 10 мг, 20 шт. - упаковки ячейковые контурные - пачки картонные, необоснованно ограничивают число участников закупки, равно как и ограничивает возможность для ценового соперничества между участниками аукциона во время (и в случае) его проведения.
При проведении внеплановой проверки Заказчик не представил документального подтверждения того обстоятельства, что удовлетворить его потребности могут лекарственные средства, отвечающие именно тем характеристикам, которые установлены в документации об аукционе.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает , установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группированными наименованиями) и торговыми наименованиями.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации N929 от 17 октября 2013 г. "Об установлении предельного значения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями)" установлено предельное значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в размере 1 тыс. рублей, если предметом одного контракта (одного лота) наряду с иным лекарственным средством (иными лекарственными средствами) является поставка следующих лекарственных средств: лекарственное средство с международным непатентованным наименованием (при отсутствии такого наименования - с химическим, группировочным наименованием), в рамках которого отсутствуют зарегистрированные в установленном порядке аналогичные по лекарственной форме и дозировке лекарственные средства.
Поскольку начальная максимальная цена контракта превышает 1000 рублей, то заказчик включил в объект закупки лекарственное средство с МНН "Дидрогестерон" с формой выпуска - таблетки покрытые оболочкой 10 мг, 20 шт. - упаковки ячейковые контурные - пачки картонные в нарушение п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
2. По мнению подателя обращения, Заказчик в нарушение требований закона о контрактной системе в проекте контракта не указал место отпуска медикаментов.
В соответствии с п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать условия контракта. При этом к документации об аукционе прилагается проект контракта (часть 4 статьи 64 Закона о контрактной системе).
Исходя из смысла данных правовых норм, заказчик обязан в проекте контракта определить место доставки товара.
Согласно п. 2.2 проекта контракта отпуск медикаментов осуществляется из аптечного учреждения поставщика по предъявлению льготного рецепта врача женской консультации ГБУЗ АО "ГП N 10".
Из сформулированного таким образом условия проекта контракта не представляется возможным определить город, в котором должно находиться указанное аптечное учреждение, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе во взаимосвязи с частью 4 данной статьи.
Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
29.03.2017 Инспекция в составе: руководителя Инспекции - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России П.Л. Потылицына; участников Инспекции - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления М.В. Литвинова и главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления А.В. Федотова, в присутствии представителей ГБУЗ Астраханской области "Городская поликлиника N10" Джаналиевой С.К. (доверенность N01-10-967 от 28.03.2017), Кондратьевой А.М. (доверенность N01-10-974 от 28.03.2017) был объявлен перерыв в рассмотрении дела до 10:00 06.04.2017. После перерыва Инспекция продолжила рассмотрение в том же составе в присутствии представителей ГБУЗ Астраханской области "Городская поликлиника N10" Джаналиевой С.К. (доверенность N01-10-967 от 28.03.2017), Кондратьевой А.М. (доверенность N01-10-974 от 28.03.2017).
Основываясь на изложенном, Инспекция
РЕШИЛА:
1. Признать государственного заказчика ГБУЗ Астраханской области "Городская поликлиника N10" нарушившим пункт 6 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 во взаимосвязи с частью 4 данной статьи Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Передать материалы, собранные в ходе проведения настоящей проверки, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица государственного заказчика ГБУЗ Астраханской области "Городская поликлиника N10".
3. Предписание не выдавать.
Руководитель инспекции П.Л. Потылицын
Участники инспекции: М.В. Литвинов
А.В. Федотов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 6 апреля 2017 г. N 70-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.04.2017