Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 3 апреля 2017 г. N 522
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Шумилов А.А. |
- |
председатель комиссии, заместитель руководителя управления, |
- Кирьякова С.Е. |
- |
член комиссии, начальник отдела контроля закупок, |
- Рыжов Д.В. |
- |
член комиссии, главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
при участии:
- Егорычевой Е.Е. |
- |
представителя ООО "ДиСиКон" (доверенность от 30.03.2017 N04Д/2017), |
- Шишалова И.С. |
- |
директора ООО "ДиСиКон", |
- Конурина А.Г. |
- |
представителя ГБУ НО "Нижегородский лесопожарный центр" (доверенность от 29.03.2017 N13), |
- Мамедова Э.Ю.Г. |
- |
представителя ГБУ НО "Нижегородский лесопожарный центр" (доверенность от 29.03.2017 N12). |
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "ДиСиКон" (далее также - ООО "ДиСиКон", заявитель) на действия Государственного бюджетного учреждения Нижегородской области "Нижегородский лесопожарный центр" (далее также - ГБУ НО "Нижегородский лесопожарный центр", заказчик) при определении исполнителя путем проведения электронного аукциона на право заключить контракт на оказание услуг для обеспечения нужд бюджетного учреждения,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба ООО "ДиСиКон" на действия ГБУ НО "Нижегородский лесопожарный центр" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на оказание информационных услуг по организации видеонаблюдения в целях обнаружения лесных пожаров на территории лесных участков Нижегородской области, номер извещения 0332200036217000012.
По мнению заявителя, документация об электронном аукционе не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе).
Директор и представитель заявителя на заседании комиссии Нижегородского УФАС России позицию и требования, изложенные в жалобе, поддержали в полном объёме.
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласились, факт нарушений положений Закона о контрактной системе не признали, считают жалобу ООО "ДиСиКон" необоснованной, а требования, изложенные в ней, - не подлежащими удовлетворению.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав их в совокупности с имеющимися в деле материалами и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, её членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённого приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, пришла к следующим выводам.
1) 16.03.2017 в единой информационной системе и на сайте электронной площадки www.etp-ets.ru размещены извещение об осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на оказание информационных услуг по организации видеонаблюдения в целях обнаружения лесных пожаров на территории лесных участков Нижегородской области и документация об электронном аукционе.
Заказчиком данной закупки выступает Государственное бюджетное учреждение Нижегородской области "Нижегородский лесопожарный центр".
Оператором электронной площадки является АО "ЭТС".
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 969 800,00 рублей.
2) В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 названного Федерального закона.
В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1 статьи 31 названного Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований названного Федерального закона.
В пункте 16 извещения об осуществлении закупки и пункте 16 документации об электронном аукционе ГБУ НО "Нижегородский лесопожарный центр" истребуется действующая лицензия на осуществлении деятельности по распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищённых с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищённых с использованием шифровальных (криптографических) средств, выданной Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
В силу статьи 780 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично. В пункте 2.1.2 проекта контракта соисполнительство допускается.
Более того, пункт 3 Положения, утверждённого Постановлением Правительства России от 16.04.2012 N313, устанавливает вид деятельности, на которую не распространяется указанное постановление, а, значит, лицензия не требуется, а именно:
- Положение на распространяется на деятельность с использованием:
г) шифровальных (криптографических) средств, являющихся компонентами программных операционных систем, криптографические возможности которых не могут быть изменены пользователями, которые разработаны для установки пользователем самостоятельно без дальнейшей существенной поддержки поставщиком и техническая документация (описание алгоритмов криптографических преобразований, протоколы взаимодействия, описание интерфейсов и так далее) на которые доступной".
В рассматриваемом случае исполнитель оказывает услуги, в том числе по предоставлению пользователям заказчика доступа к облачному сервису исполнителя, то есть работы, для которых необходима указанная лицензия отсутствуют. При оказании иных услуг, являющихся предметом контракта, лицензия также не требуется
Изложенное свидетельствует о нарушении заказчиком требований части 6 статьи 31, части 5 статьи 63 и части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В данной части жалоба заявителя признаётся обоснованной.
3) В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 названного Федерального закона и инструкцию по её заполнению.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 названного Федерального закона.
В силу части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 названной статьи документов и информации, не допускается.
Однако в составе второй части заявки заказчик истребует действующую лицензию на осуществлении деятельности по распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищённых с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищённых с использованием шифровальных (криптографических) средств, выданной Федеральной службой безопасности Российской Федерации, которая является излишней, поскольку как установлено в данном случае требование к участникам является неправомерным.
Следовательно, ГБУ НО "Нижегородский лесопожарный центр" нарушило положения части 1 статьи 64 и частей 5, 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
4) Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление от 16.11.2015 N1236) установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительных прав на такое программное обеспечение (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Между тем в рассматриваемом случае целью осуществления закупки является оказание услуг по организации видеонаблюдения. В связи с этим предметом закупки является не приобретение программного обеспечения, а услуги - организация работы системы видеонаблюдения в целях обнаружения лесных пожаров на территории лесных участков районных (межрайонных) лесничеств Нижегородской области.
Следовательно, ГБУ НО "Нижегородский лесопожарный центр" правомерно не установило в извещении об осуществлении закупки (номер извещения 0332200036217000012) и документации об электронном аукционе запрет в соответствии с Постановлением от 16.11.2015 N1236.
В данной части жалоба заявителя является необоснованной.
5) В пункте 1.6 раздела II документации об электронном аукционе определено, что исполнитель обязан в течение двух дней с даты подписания контракта предоставить для проверки заказчику предоставляемое в пользование оборудование Системы со всей технической документацией, серийными номерами, датами изготовления, схемой установки и паролями администраторов для всего оборудования.
Такое требование о коротких сроках предоставления оборудования с целью его проверки обусловлено началом пожароопасного сезона. В силу пункта 10 раздела II документации о закупке начало срока оказания услуг не позднее 30 календарных дней с момента заключения контракта.
Соответственно, участник закупки при подаче заявки и заключении контракта имеет представление о сложности оказываемой услуги и сроке, в течение которого необходимо произвести все работы, в том числе предоставить необходимое оборудование в указанные сроки, которое само по себе не противоречит требованиям законодательству о контрактной системе в сфере закупок.
В связи с этим жалоба ООО "ДиСиКон" в данной части признаётся необоснованной.
6) В пункте 1.13 раздела II документации о закупке указано, в том числе следующее.
Все необходимое оборудование для обеспечения выполнения Системой требований настоящего технического задания, кроме камер AXIS в количестве 11 штук и автоматизированных рабочих мест в количестве 16 штук, обязан на время исполнения контракта предоставить Исполнитель за свой счет. При этом из предоставляемых Исполнителем 31 камеры, 5 камер видеонаблюдения AXIS или эквивалент (оснащенных всеми необходимыми для размещения, подключения к каналам связи и функционирования на высотных объектах оборудованием, крепежом (грозозащита, кронштейн, инвертор 48В в 220В и кабель) и 4 комплекта автоматизированных рабочих мест Исполнитель безвозмездно передает Заказчику с даты окончания оказания услуг. Передача камер видеонаблюдения и комплектов автоматизированных рабочих мест оформляется "Актом о приеме-передаче объектов нефинансовых активов" Форма по ОКУД 0504101.
Целью проводимой закупки является организация и обеспечение бесперебойного функционирования дистанционного мониторинга земель лесного фонда Нижегородской области для обеспечения автоматизированного обнаружения лесных пожаров на ранней стадии, оперативного информирования о возникновении возгорания с указанием координат очага посредством организации системы с возможностью дистанционного доступа пользователей.
В рассматриваемой части жалоба ООО "ДиСиКон" также является необоснованной.
7) По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать заказчику, единой комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России нарушения части 6 статьи 31, части 5 статьи 63, частей 1, 3 статьи 64 и частей 5, 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, допущенные Государственным бюджетным учреждением Нижегородской области "Нижегородский лесопожарный центр", являются существенными и повлияли на результаты определения исполнителя.
Данные нарушения необходимо устранить путём внесения изменений в извещение об осуществлении закупки и документацию об электронном аукционе, что свидетельствует о необходимости выдачи заказчику соответствующего предписания.
Также выдаётся предписание оператору электронной площадки (АО "ЭТС") для обеспечения возможности исполнения предписания ГБУ НО "Нижегородский лесопожарный центр".
С учётом изложенного, руководствуясь частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок
решила:
1. Признать жалобу ООО "ДиСиКон" на действия ГБУ НО "Нижегородский лесопожарный центр" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на оказание информационных услуг по организации видеонаблюдения в целях обнаружения лесных пожаров на территории лесных участков Нижегородской области, номер извещения 0332200036217000012, обоснованной в части неправомерного установления требования о наличии лицензии у участников закупки.
2. В остальной части жалобу ООО "ДиСиКон" на действия заказчика при проведении электронного аукциона (номер извещения 0332200036217000012) признать необоснованной.
3. Признать заказчика нарушившим требования части 6 статьи 31, части 5 статьи 63, частей 1, 3 статьи 64 и частей 5, 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику и оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
5. Передать уполномоченному должностному лицу материалы дела для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии А.А. Шумилов
Члены комиссии С.Е. Кирьякова
Д.В. Рыжов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 3 апреля 2017 г. N 522
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.04.2017