Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 5 апреля 2017 г. N фкс17/64
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
председателя Комиссии Тюменского УФАС России, руководителя Тюменского УФАС России
членов Комиссии Тюменского УФАС России:
начальника отдела
ведущего специалиста - эксперта
с участием представителей сторон:
от заказчика: ФКУ "Исправительная колония N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Тюменской области" (далее также-заказчик)
в отсутствии заявителя: ООО "Дифферон Урал" (далее также-заявитель, участник закупки, Общество), извещенного надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела,
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) жалобу Общества на действия заказчика и его аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту предупредительного ограждения (далее также - электронный аукцион) (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0367100010117000020),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 29.03.2017 в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе), поступила жалоба заявителя на действия заказчика, аукционной комиссии при проведении электронного аукциона.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заявителя и заказчика.
Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
В этой связи, на основании ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, приказа Тюменского УФАС России от 31.03.2017 г. N 116 "О проведении внеплановой проверки", комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий заказчика, аукционной комиссии при проведении обозначенного электронного аукциона.
Согласно доводам жалобы, Общество, участвую в закупке, выразило согласие на выполнение работ по капитальному ремонту предупредительного ограждения, однако заявителю отказано в допуске к участию в аукционе. При этом протокол рассмотрения заявок поступивших на участие в аукционе не содержит обоснования отказа в допуске Обществу к участию в закупке.
Согласно пояснениям представителей заказчика, участником закупки на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" дано согласие на выполнение работ по ремонту предупредительного ограждения лишь в электронном виде. При этом, Обществом в составе заявки на участие в аукционе не представлено согласия на выполнение работы в письменной форме, что послужило основанием для отклонения участника от закупки.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей заказчика исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что ФКУ "Исправительная колония N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Тюменской области", выступило организатором проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту предупредительного ограждения.
Информация об электронном аукционе была размещена на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0367100010117000020.
Как следует из части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 названной статьи.
По смыслу части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 названной статьи, не допускается (часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок).
Согласно части 2 статьи 66 Закона о контрактной системе Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
В силу пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги;
Пунктом 20 аукционной документации определены требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе.
Так, в соответствии с пунктом 20.1 аукционной документации первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги;
Комиссией установлено, что согласно пункту 4 Информационной карты электронного аукциона объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту предупредительного ограждения.
Техническим заданием аукционной документации (Приложение N 1 к контракту) определены следующие виды работ, подлежащие выполнению:
N п./п. |
Наименование и характеристики товара (работ, услуг) |
Единица измерения |
Количество товара (объем работ, услуг) |
1. |
Бурение ям в грунте под стойки ограждения |
шт. |
156 |
2. |
Подготовка фундамента для монтажа опорных стоек |
м3 |
78 |
3. |
Замоноличивание опорных стоек ограждения непосредственно в фундамент |
шт. |
156 |
4. |
Изготовление секций ограждения |
шт. |
155 |
5. |
Изготовление сварных решеток противоподкопного усиления. |
шт. |
155 |
6. |
Изготовление стоек для противопобегового козырька. |
шт. |
156 |
7. |
Монтаж секций ограждения к опорным стойкам ограждения |
шт. |
155 |
8. |
Монтаж двухстороннего противопобегового козырька на ограждение внутренней запретной зоны |
м. |
934 |
9. |
Огрунтовка металлических поверхностей секций ограждения |
м2 |
1906 |
10. |
Огрунтовка металлических поверхностей опорных стоек |
м2 |
15 |
При таких условиях, учитывая, что в техническом задании отсутствуют значения технических и качественных характеристик объекта закупки, конкретные показатели которых должны быть указаны участником аукциона в первой части заявки, и учитывая, что заказчик нуждался в выполнении исключительно работ по ремонту предупредительного ограждения, участнику аукциона в первой части заявки в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе достаточно было выразить согласие на выполнение данной работы, являющейся объектом закупки, что и было выполнено ООО "Дифферон Урал".
Как установлено Комиссией участником закупки на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" в электронном виде дано согласие на выполнение работ по ремонту предупредительного ограждения. Предоставление в составе заявки на участие в закупке в письменной форме путем прикрепления отдельного документа - согласия на выполнение работ, являющихся объектом закупки, Законом о контрактной системе не предусмотрено.
Таким образом, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что решение аукционной комиссии об отказе в допуске к участию в закупке, противоречит требованиям части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, а также пункту 20.1 аукционной документации.
Согласно части 1 статьи 107 КоАП РФ лица, виновные в нарушении законодательства РФ и иных нормативно правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за отказ в допуске к участию в аукционе, по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Кроме того, в силу части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать, в том числе обоснование решения об отказе в допуске к участию в аукционе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
Комиссия, исследовав протокол рассмотрения заявок поступивших на участие в аукционе от 28.03.2017 года, приходит к выводу, что в нарушение части 6 статьи 67 Закона о контрактной обозначенный протокол, не содержит обоснование решения об отказе Обществу в допуске к участию в аукционе с указанием положений аукционной документации, которым не соответствует заявка.
Таким образом, заказчик не указав обоснование решения об отказе Обществу в допуске к участию в аукционе нарушил требования части 6 статьи 67 Закона о контрактной.
Кроме того, Комиссией антимонопольного органа при проведении внеплановой проверки, установлено следующее.
1. В соответствии с ч.2 ст.34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В соответствии с ч. 2 статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Из содержания данной нормы следует, что стороны могут определить срок действия контракта путем указания лишь на то событие, наступление которого не зависит от воли и действий сторон (п.4 Информационного письма Президиума ВАС Российской Федерации от 11.01.2002 N66). Если событие не обладает качеством неизбежности наступления, оно не может определять начало (окончание) течения срока, в том числе и срока действия контракта.
При этом, предусмотренный проектом контракта срок выполнения работ не может учитываться участником закупки в качестве срока действия контракта для целей предоставления надлежащего обеспечения исполнения договора в виде банковской гарантии, срок действия которой, должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. Сроки оказания (выполнения работ) и срок действия контракта (договора) не являются тождественными и могут не совпадать.
Учитывая изложенное, Комиссия указывает, что проект контракт должен содержать дату окончания действия контракта.
Комиссия, проанализировав проект контракта на выполнение работ по капитальному ремонту предупредительного ограждения установила, что настоящий контракт не содержит срок действия контракта, что противоречит требованиям части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Комиссией установлено, что заказчиком 20.03.2017, 21.03.2017 в Единой информационной системе в сфере закупок размещены разъяснения положений аукционной документации без указания предмета запроса.
Таким образом, действия заказчика, разместившего в Единой информационной системе в сфере закупок разъяснения положений документации об Аукционе без указания предмета запроса, нарушают часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства РФ в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать специализированной организации, заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством РФ, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В этой связи, Комиссия считает необходимым выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе путем отмены всех протоколов составленных в ходе проведения электронного аукциона, внесения изменений в аукционную документацию (реестровый номер закупки 0367100010117000020), продлению сроков подачи заявок на участие в аукционе и проведения процедур в соответствии с требованиями действующего законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Дифферон Урал" на действия заказчика и его аукционной комиссии при проведении электронного аукциона (реестровый номер закупки 0367100010117000020) на выполнение работ по капитальному ремонту предупредительного ограждения обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим часть 4 статьи 67, часть 6 статьи 67, часть 4 статьи 65,часть 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику обязательное для исполнение предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем отмены всех протоколов составленных в ходе проведения закупки, внесения изменений в аукционную документацию, продлению сроков подачи заявок на участие в аукционе и проведения процедур в соответствии с требованиями действующего законодательства.
4. По фактам выявленных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок передать материалы настоящего дела должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 5 апреля 2017 г. N фкс17/64
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.04.2017