Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 15 марта 2017 г. N 06-180/17т
изготовлено в полном объеме 20 марта 2017 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д.- начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Нановой Т.А. - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Яцковой Н.Н.-государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителяобщества с ограниченной ответственностью "Стройинвест"(далее также -ООО "Стройинвест"):не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом;
от заказчика Улусной (районной) администрации муниципального образования "Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)"(далее также -Администрация,заказчик):не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, а также письменное пояснение;
рассмотревООО "Стройинвест" на действия заказчика Улусной (районной) АМО "Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)" при проведении электронного аукциона"Приобретение 8-микв жилого дома для молодых специалистов в с. СаскылахАнабарского улуса" (извещение N 0316300177417000020),проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закона 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у ст а н о в и л а:
07 марта 2017 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), соответственно, поступилижалобы ООО "Профит плюс", ООО "Стройинвест" на действия заказчика Улусной (районной) АМО "Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)" при проведении электронного аукциона на приобретение 8-микв жилого дома для молодых специалистов в с.СаскылахАнабарского улуса (извещение N 0316300177417000020).
Рассмотрение жалобы назначено на 15 марта 2017 года в 17 часов 00 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
Из текста жалобыООО "Стройинвест" следует:
1. В нарушение требований Закона о контрактной системе заказчикомв аукционной документации не установлен запрет на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
2. В нарушение требований Закона о контрактной системе заказчик не установил в рамках данной закупки дополнительное требование к участникам закупки о наличии опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 99 от 04.02.2015 года.
Просят признать жалобу обоснованной, выдать соответствующее предписание заказчику.
Из письменных пояснений заказчика по доводам жалобы ООО "Стройинвест" следует:
1. С доводом жалобы не согласны, поскольку предметом данной закупки является приобретение 8-ми квартирного жилого дома, а не выполнение/оказание услуг.
2. С доводом жалобы не согласны, поскольку главная цель заказчикам в рамках данной закупки - приобретение жилых помещений, имеющих соответствующую проектную документацию, которая имеет положительное заключении государственной экспертизы. Именно приобретение жилых помещений, а не их строительство обусловлено потребностью заказчика, связанной с отдаленностью и труднодоступностью места нахождения заказчика.
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), а также на сайте оператора электронной торговой площадки ООО "РТС - тендер"- 21.02.2017 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 34 567 400,00 рублей;
4) электронный аукцион признан несостоявшимся, в связи с тем, что на участие в электронном аукционе не подано ни одной заявки.
Комиссия считает жалобуООО "Стройинвест"необоснованной на основании следующего.
1. Довод жалобы в части неустановления в аукционной документации запрет на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики подлежит признанию необоснованным на основании следующего.
Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуг, являющихся объектом закупки.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457"О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее также - Постановление N 1457)утвержден исчерпывающий перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года, а именно:
1. Строительство зданий, строительство инженерных сооружений и работы строительные специализированные, коды ОКВЭД 41-43 ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2);
2. Деятельность в области архитектуры и инженерно-технического проектирования; технических испытаний, исследований и анализа, код ОКВЭД 71 ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2);
3. Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма, код ОКВЭД 79 ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2);
4. Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания, код ОКВЭД 55.1 ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2);
5. Выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
6. Обработка древесины.
Согласно извещению N 0316300177417000020 от 21.02.2017 года предметом данного электронного аукциона является приобретение 8-микв жилого дома для молодых специалистовв с. СаскылахАнабарского улуса, код по ОКПД2 68.10.11.000 "Услуги по покупке и продаже жилых зданий и занимаемых ими земельных участков".
Данный вид деятельности включен в раздел L "Деятельность по операциям с недвижимым имуществом" "ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности".
При этом, деятельность по операциям с недвижимым имуществом в установленный Постановлением N 1457 перечень не включена.
Таким образом, Комиссия антимонопольного органа не усматривает нарушение требований Закона о контрактной системе в части не установления в извещении о проведении закупки, а также аукционной документации запрета на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Довод жалобы признан необоснованным.
2. Довод в части неустановления в рамках данной закупки дополнительного требования к участникам закупки о наличии опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 99 от 04.02.2015 года подлежит признанию необоснованным на основании следующего.
Как установлено ранее, частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В целях реализации указанных положений Закона о контрактной системе принято Постановление Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее также Постановление N 99).
Приложениями N 1 и N 2 Постановления N 99 установлен исчерпывающий перечень случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурсов с ограниченным участием, с указанием перечня подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям документов.
Предметом данной закупки является приобретение 8-микв жилого дома для молодых специалистов в с. СаскылахАнабарского улуса с кодом по ОКПД2 68.10.11.000.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 названного Федерального закона.
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства) и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, регулируются Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Закона N 214-ФЗ).
В соответствии с пунктом 16 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Пунктом 22 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что технический заказчик - физическое лицо, действующее на профессиональной основе, или юридическое лицо, которые уполномочены застройщиком и от имени застройщика заключают договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, подготавливают задания на выполнение указанных видов работ, предоставляют лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждают проектную документацию, подписывают документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляют иные функции, предусмотренные настоящим Кодексом. Застройщик вправе осуществлять функции технического заказчика самостоятельно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона N 214-ФЗ застройщик - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды, на праве субаренды либо в предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" (далее - Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства"), подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации случаях на праве безвозмездного пользования земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с настоящим Федеральным законом для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство.
Согласно части 1 статьи 4 Закона N 214-ФЗ по договору участия в долевом строительстве (далее - договор) одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
Следовательно, застройщик не обязан осуществлять самостоятельно строительные работы, а вправе привлечь в качестве подрядчика строительную организацию, имеющую опыт исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных в соответствии с Постановлением N 99.
Требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных в соответствии с Постановлением N 99 возникает исключительно в тех случаях, когда имеет место необходимость выполнения строительных работ самим участником закупки, что не может являться обязательным в данной конкретной закупке.
Таким образом, в данном случае Постановление N 99 не подлежит применению, исходя из предмета закупки.
Комиссия приходит к выводу, что действия заказчика в части не установления дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 99 от 04.02.2015 года не противоречат действующему законодательству.
Вышеуказанный довод жалобы признан необоснованным.
Жалоба ООО "Стройинвест" признается необоснованной полностью.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
1. В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1,частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе установлены единые требования к участникам закупки.
В силу Федерального закона от 28.12.2016 N 489-ФЗ "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 28.12.2016 N 489-ФЗ) пункт 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе изложен в следующей редакции:
"отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации";
А также часть 1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнена пунктом 7.1 следующего содержания:
"7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
При этом, проанализировав положения аукционной документации, Комиссией антимонопольного органа установлено, что единые требования к участникам закупки установлены заказчиком без учета указанных изменений, внесенных Федеральным законом от 28.12.2016 N 489-ФЗ, в связи с чем не соответствуют положениям действующего законодательства.
Таким образом, действия заказчика нарушают требования ч. 1 ст. 31, ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе в части установления в аукционной документации единых требований к участникам закупки без учета изменений Закона о контрактной системе, вступивших в силу 09 января 2017 года.
2. В соответствии с ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке исроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Между тем, заказчикомв нарушение требований ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта срок осуществления приемки объекта долевого строительства 8-микв жилого дома для молодых специалистов в с. СаскылахАнабарского улуса заказчиком не установлен.
3. В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
П. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в том числе следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно извещению N 0316300177417000020 от 21.02.2017 годапредметом данной закупки являетсяприобретение 8-микв жилого дома для молодых специалистов в с. СаскылахАнабарского улуса.
В силу чего, применению в рамках данной закупки подлежат положения Закона N 214-ФЗ, регулирующего отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства) и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости.
Согласно требованиям ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Закон N 214-ФЗ) регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства) и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.
Согласно требованиям ч. 1 ст. 3 Закона N 214-ФЗ застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости только после получения в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования, размещения и (или) представления проектной декларации в соответствии с настоящим Федеральным законом и государственной регистрации застройщиком права собственности на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых будут входить объекты долевого строительства, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка или в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства", договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Следовательно, в соответствии с указанным положением Закона N 214-ФЗ аукционная документация должна содержать требования к участникам закупки в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе о наличии у нихразрешения на строительство, проектной декларации и документа, подтверждающий государственную регистрацию застройщиком права собственности на земельный участок, либо договор аренды/договор субаренды, либо договора безвозмездного срочного пользования таким земельным участком, а также требование о представлении участниками закупки указанных документов в составе второй части заявки на участие в закупке.
Между тем, материалами дела установлено, что в пункте 33 "Информационная карта" аукционной документации установлены единые требования к участникам закупки, в том числе следующее: "Участник электронного аукциона должен соответствовать следующим обязательным требованиям:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки:
- Копия разрешения на строительство многоквартирного дома, полученное в установленном порядке, в соответствии со статьей 51 Градостроительного Кодекса РФ;
- Наличие положительного заключения экспертизы проектной документации строящихся или запланированных к строительству многоквартирных домов. (Согласно статьи 4 Федерального закона от 29.12.2015 г. N 402-ФЗ "О внесении изменений в статью 49 Градостроительного кодекса РФ" если разрешение на строительство многоквартирного жилого дома выдано до 01.01.2016 г. положительное заключение экспертизы не требуется)".
Также, в пункте 19 "Информационная карта" аукционной документации установлены требования к содержанию и составу второй части заявки на участие в электронном аукционе, а именно документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии этих документов:
- Копия разрешения на строительство многоквартирного дома, полученное в установленном порядке, в соответствии со статьей 51 Градостроительного Кодекса РФ;
- Копия положительного заключения экспертизы проектной документации строящихся или запланированных к строительству многоквартирных домов. (Согласно статьи 4 Федерального закона от 29.12.2015 г. N 402-ФЗ "О внесении изменений в статью 49 Градостроительного кодекса РФ" если разрешение на строительство многоквартирного жилого дома выдано до 01.01.2016 г. положительное заключение экспертизы не требуется).
Таким образом, в нарушение требований п. 1 ч. 1 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 3 ст. 64, п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе заказчиком в аукционной документации не установлено требования к участникам закупки о наличии правоустанавливающих документов на земельный участок, а также представления таких документов в составе вторых частей заявок на участие в закупке.
4. В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещение о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в том числе требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Как установлено ранее, в рамках данного электронного аукциона участники закупки в составе вторых частей заявок на участие в электронном аукционе должны представить, в том числе следующие документы:
- Копию разрешения на строительство многоквартирного дома, полученное в установленном порядке, в соответствии со статьей 51 Градостроительного Кодекса РФ;
- Копию положительного заключения экспертизы проектной документации строящихся или запланированных к строительству многоквартирных домов. (Согласно статьи 4 Федерального закона от 29.12.2015 г. N 402-ФЗ "О внесении изменений в статью 49 Градостроительного кодекса РФ" если разрешение на строительство многоквартирного жилого дома выдано до 01.01.2016 г. положительное заключение экспертизы не требуется);
- Документ, подтверждающий государственную регистрацию застройщиком права собственности на земельный участок, либо договор аренды/договор субаренды, либо договора безвозмездного срочного пользования таким земельным участком.
Между тем, согласно извещению N 0316300177417000020 от 21.02.2017 г. к участникам закупки установлены, в том числе требования по представлению следующих документов:
- Копия разрешения на строительство многоквартирного дома, полученное в установленном порядке, в соответствии со статьей 51 Градостроительного Кодекса РФ;
- Копия положительного заключения экспертизы проектной документации строящихся или запланированных к строительству многоквартирных домов. (Согласно статьи 4 Федерального закона от 29.12.2015 г. N 402-ФЗ "О внесении изменений в статью 49 Градостроительного кодекса РФ" если разрешение на строительство многоквартирного жилого дома выдано до 01.01.2016 г. положительное заключение экспертизы не требуется).
Таким образом, в нарушение п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении о проведении закупки не установлен исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
5. Согласно ч. 1 ст. 63 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе.
Ч. 3 ст. 63 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Как следует из материалов дела, начальная (максимальная) цена контракта по данной закупке составляет 34 567 400, 00 руб.
Согласно сведениям с официального сайта ЕИС, извещение N 0316300177417000020 о проведении электронного аукциона на приобретение 8-микв жилого дома для молодых специалистов в с. СаскылахАнабарского улуса опубликовано заказчиком 21 февраля 2017 года.
Следовательно, срок окончания подачи заявки на участие в электронном аукционе согласно положениям части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе должен быть установлен по истечению пятнадцати дней, то есть не ранее 09 марта 2017 года.
Между тем, Комиссией установлено, что дата окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе установлена на пятнадцатый день - 08 марта 2017 года.
Таким образом, заказчик в нарушение ч. 3 ст. 63 Закона о контрактной системе установил в извещении о проведении закупки срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе, не соответствующий требованиям Закона о контрактной системе.
6. П. 1 ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
Материалами дела установлено, что в извещении проведении данного электронного аукциона, а также пункте 31 раздела I "Информационная карты" аукционной документации установлено ограничение в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе в части того, что в данном электронном аукционе могут принять участие только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Начальная (максимальная) цена контракта -34 567 400, 00 руб.
Следовательно, поскольку начальная (максимальная) цена контракта превышает двадцать миллионов рублей ограничение в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе в данном случае установлено быть не может.
Таким образом, заказчик нарушил требования п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Стройинвест" на действия заказчика Улусной (районной) АМО "Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)" при проведении электронного аукциона на приобретение 8-микв жилого дома для молодых специалистов в с. СаскылахАнабарского улуса (извещение N 0316300177417000020)необоснованной.
2. Признать заказчика Улусную (районную) администрацию муниципального образования "Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)" нарушившим ч. 1 ст. 31, ч. 3 ст. 64;ч. 13 ст. 34;п. 1 ч. 1 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 64; п. 2 ч. 5 ст. 66;ч. 3 ст. 63; п. 2 ч. 5 ст. 66; п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику Улусной (районной) администрации муниципального образования "Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)" предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: Т.А. Нанова
Н.Н. Яцкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 15 марта 2017 г. N 06-180/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.04.2017