Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 12 ноября 2013 г. N 06-643/13т ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
изготовлено в полном объеме 14 ноября 2013 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее также - Комиссия) в составе:
Кырбасова В.П. - начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Игнатьевой А.А. - главного государственного инспектора отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Матвеевой Т.В. - старшего государственного инспектора отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя Кузнецовой Анны Александровны (далее по тексту - гр. Кузнецова А.А., заявитель): не явились о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом;
от государственного заказчика и котировочной комиссии Федерального бюджетного учреждения "Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей" (далее по тексту - заказчик, котировочная комиссия): Мишина Г.М. (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобу гр. Кузнецовой А.А. на действия государственного заказчика - ФБУ "Администрация Ленского бассейна" при проведении запроса котировок N 371/13 на оказание услуг по абонентскому дистанционному сопровождению программных продуктов "1С: Зарплата и кадры бюджетного учреждения 8", "1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8" для нужд ФБУ "Администрация Ленского бассейна" и его филиалов (извещение N 0316100015213000330), проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о размещении заказов) внеплановую проверку размещения заказа, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 498 от 24.07.2012,
у с т а н о в и л а:
05 ноября 2013 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба гр. Кузнецовой А.А. на действия государственного заказчика - ФБУ "Администрация Ленского бассейна" при проведении запроса котировок N 371/13 на оказание услуг по абонентскому дистанционному сопровождению программных продуктов "1С: Зарплата и кадры бюджетного учреждения 8", "1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8" для нужд ФБУ "Администрация Ленского бассейна" и его филиалов.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 12 ноября 2013 года в 15 часов 30 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступало.
В ходе рассмотрения дела жалоба гр. Кузнецовой А.А. оглашена в полном объеме из содержания которой следует, что, по мнению заявителя, заказчиком установлены требования, ограничивающие количество участников размещения заказа, в части обязательных условий в извещении о проведении запроса котировок. Считает, что установление данных обязательных условий ограничивает конкуренцию, так как не позволяет участвовать в запросе котировок физическим лицам.
Просит выдать предписание об устранении нарушений.
В ходе рассмотрения представитель Заказчика пояснила, что установленные заказчиком требования о наличии партнерских отношений с фирмой "1С", наличие в штате Исполнителя не менее 2-х сотрудников, успешно сдавших экзамены "1С: Специалист по технологической платформе" и "1С:Профессионал" по программе "1С: Бухгалтерия бюджетного учреждения" обусловлены желанием заказчика получения услуг гарантированного качества ведения учета с соблюдением единой технологии обслуживания, соблюдения стандартов оказания услуг.
Полученные сертификаты подтверждают высокую квалификацию и профессионализм специалистов, что также служит гарантией качества обслуживания программных продуктов, безопасности и конфиденциальности передаваемых данных.
Наличие у исполнителя указанных заказчиком требований служит подтверждением использования в своей работе всего спектра возможностей наиболее распространенных программ, от комплексного бухгалтерского и налогового обслуживания до разных дополнительных услуг, связанных с ведением учета и составлением отчетности.
Во исполнение требований закона участником размещения заказа могло быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. Установленные требования о наличии в штате исполнителя не менее 2-х сотрудников, не ограничивают участников размещения заказа, поскольку законодательство не запрещает возможность заключения участником размещения заказа гражданско-правовых договоров с лицами, успешно сдавшими экзамены по соответствующим программам "1С".
В соответствии со статьей 43 Закона о размещении заказов в состав запроса котировок входила разработанная заказчиком форма котировочной заявки, согласно которой участником размещения заказа при оформлении заявки должна быть указана только стоимость оказания услуг.
Требований о предоставлении в составе котировочной заявки каких-либо документов (сертификатов, соглашений) и иных сведений, не предусмотренных ст.44 Закона о размещении заказов, заказчиком не установлено.
Просит признать жалобу гр. Кузнецовой А.А. необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лицо, участвующее в деле, изучив имеющиеся в деле документы, приходит к следующему.
30 октября 2013 года на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru государственным заказчиком размещено извещение N 0316100015213000330 о проведении запроса котировок N 371/13 на оказание услуг по абонентскому дистанционному сопровождению программных продуктов "1С: Зарплата и кадры бюджетного учреждения 8", "1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8" для нужд ФБУ "Администрация Ленского бассейна" и его филиалов.
Максимальная цена контракта составила 250 000,00 рублей.
До окончания срока подачи заявок (09:00 07.11.2013 года) в адрес государственного заказчика поступили три котировочные заявки: ООО "Лидер", ООО "1 АБ Центр Павелецкая", ООО "Альтерком".
08 ноября 2013 года котировочной комиссией проведена процедура рассмотрения и оценки котировочных заявок, составлен протокол N 0316100015213000330-П. Согласно которому участниками размещения заказа сделаны следующие предложения о цене государственного контракта:
1. ООО "Лидер" - 230 000,00 руб.;
2. ООО "1 АБ Центр Повелецкая" - 99 900,00 руб.;
3. ООО "Альтерком" - 99 000,00 руб.
Решением котировочной комиссии все участники допущены к участию в запросе
котировок, победителем признано ООО "Альтерком", ООО "1 АБ Центр Повелецкая" лучшее предложение после победителя.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 4 статьи 60 Закона о размещении заказов, размещение заказа в части подписания государственного контракта приостановлено до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) жалобу гр. Кузнецовой А.А. признала необоснованной по следующим основаниям.
Из сути жалобы следует, что заявитель обжалует положения извещения о проведении запроса котировок в части установления заказчиком требований, ограничивающих количество участников размещения заказа.
Частью 2 статьи 45 Закона о размещении заказов установлено, что извещение о проведении запроса котировок должно содержать сведения, предусмотренные статьей 43 настоящего Федерального закона, и быть доступным для ознакомления в течение всего срока подачи котировочных заявок без взимания платы. Извещение о проведении запроса котировок может содержать указание на товарные знаки. В случае, если в извещении о проведении запроса котировок содержится указание на товарные знаки товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в этом извещении также должно содержаться указание на товарный знак товара российского происхождения (при наличии информации о товаре российского происхождения, являющемся эквивалентом товару, происходящему из иностранного государства или группы иностранных государств). В случае, если в извещении о проведении запроса котировок содержится указание на товарные знаки, они должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, установленными на основании пункта 4 статьи 43 настоящего Федерального закона. Извещение о проведении запроса котировок не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименования мест происхождения товаров или наименования производителей, а также требования к товарам, их производителям, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Согласно пункту 4 статьи 43 Закона о размещении заказов запрос котировок должен содержать наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, наименование, характеристики и объем выполняемых работ, оказываемых услуг. При этом должны быть указаны требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. Указанные требования устанавливаются в соответствии с частями 2.1 - 3.4 статьи 34 настоящего Федерального закона.
Следовательно, любой заказчик вправе установить требования к услугам, работам, таким образом, чтобы они соответствовали его потребностям.
Предметом запроса котировок является оказание услуг по абонентскому дистанционному сопровождению программных продуктов "1С: Зарплата и кадры бюджетного учреждения 8", "1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8" для нужд ФБУ "Администрация Ленского бассейна" и его филиалов.
В извещении о проведении запроса котировок заказчиком установлены следующие требования:
- Исполнитель должен являться официальным партнером фирмы "1С".
- Наличие в штате Исполнителя не менее 2-х сотрудников, успешно сдавших экзамены "1С: Профессионал" по программе "1С: Бухгалтерия бюджетного учреждения";
- Наличие в штате Исполнителя не менее 2-х сотрудников, успешно сдавших экзамены "1С: Специалист" по технологической платформе;
- При возникновении необходимости оказания услуг на стороне Заказчика осуществляется выезд специалиста Исполнителя. Выезд осуществляется по заявке главного бухгалтера ФБУ "Администрация Ленского бассейна".
Между тем, в проекте государственного контракта и форме котировочной заявки данные требования отсутствуют.
Из материалов дела следует, что в адрес государственного заказчика поступили три котировочные заявки: ООО "Лидер", ООО "1 АБ Центр Павелецкая", ООО "Альтерком".
Кроме того, включение в извещение о проведении запроса котировок условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих всем требованиям заказчика, а также целям эффективного использования средств бюджета, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Следовательно, установленные заказчиком требования к услуге, не привели к ограничению количества участников размещения заказа.
Таким образом, жалоба признана необоснованной, поскольку указанные требования запроса котировок не повлекли за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Касательно указания заявителя на нарушение норм Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Якутского УФАС России поясняет, что сроки, порядок и другие процессуальные действия по рассмотрению жалобы на нарушения антимонопольного законодательства регламентируются положениями данного закона и другими нормативными документами, таким образом, данный довод не может быть рассмотрен в рамках настоящего дела.
Между тем, Комиссией усматриваются признаки нарушения статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части установления требований, ограничивающих конкуренцию, поскольку данные требования исключают право участия в данном запросе котировок физических лиц.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), руководствуясь статьями 17, 60 Закона о размещении заказов,
р е ш и л а:
1. Признать жалобу гр. Кузнецовой А.А. необоснованной.
2. Передать материалы дела в отдел антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) для рассмотрения в рамках Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии В.П. Кырбасов
Члены комиссии: А.А. Игнатьева
Т.В. Матвеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 12 ноября 2013 г. N 06-643/13т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.11.2013