Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 13 ноября 2013 г. N 06-650/13т ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
изготовлено в полном объеме 15 ноября 2013 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в составе:
Кырбасова В.П. - начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Игнатьевой А.А. - главного государственного инспектора отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Матвеевой Т.В. - старшего государственного инспектора отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "ТехноЭнергоРесурс" (далее - ООО "ТехноЭнергоРесурс", заявитель): Кобяков С.Д. (представитель по доверенности);
от заказчика - государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Республиканская больница N1 - Национальный центр медицины" (далее - Медцентр, заказчик): Захаров Ю.С., Васильев В.Е. (представители по доверенности);
от уполномоченного органа - Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов (далее - Госкомзаказ, уполномоченный органк): Тогуллаев Е.А (представитель по доверенности);
рассмотрев жалобу ООО "ТехноЭнергоРесурс" на действия заказчика - государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Республиканская больница N1 - Национальный центр медицины", уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов при проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по вывозу, размещению твердых коммунальных отходов на 2014 год (извещение N 0116200007913004721), проведя в соответствии с ч.5 ст.17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о размещении заказов, Закон N 94-ФЗ) внеплановую проверку размещения заказа, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 года N 498,
у с т а н о в и л а:
6 ноября 2013 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "ТехноЭнергоРесурс" на действия заказчика - государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Республиканская больница N1 - Национальный центр медицины", уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов при проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по вывозу, размещению твердых коммунальных отходов на 2014 год.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на общероссийском официальном сайте размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 13 ноября 2013 года в 16 часов 30 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела представитель "ТехноЭнергоРесурс" изложил суть жалобы.
31 октября 2013 года заявителем была подана заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов. Согласно пункту 1.7.3.1. аукционной документации (стр.3) участник размещения заказа должен соответствовать следующим обязательным требованиям: устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов к лицам, осуществляющим оказание услуги, которая является предметом настоящего аукциона, и информация о них содержится в Информационной карте.
В соответствии с пунктом 3.2.3. аукционной документации (стр. 5-6) вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие документы и сведения: копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1.7.3 настоящей части, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим оказание услуг, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме, и такие требования предусмотрены Информационной картой аукциона.
Содержание данных пунктов документации к аукциону раскрыто в пункте 13 Информационной карты открытого аукциона, в котором указано, что участники размещения заказа во вторых частях заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме предоставляют копию лицензии согласно ФЗ N2 99-ФЗ от 04.05.2011 г. - деятельность по обезвреживанию и размещению отходов 1 - IV классов опасности.
Вместе с тем, техническим заданием аукциона предусмотрен только такой вид услуг, как вывоз твердых бытовых отходов. Так, в Техническом задании оказываемых услуг заказчиком размещен План-график вывоза твердых бытовых отходов с объектов, с территории которых вывозятся отходы, а также указано на необходимость применения спецтехники по вывозу мусора (мусоровозов), ручного труда и вспомогательного технологического оборудования.
Понятия "вывоз", "обезвреживание" и "размещение" отходов приведены в статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", где указано следующее:
размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;
захоронение отходов изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему
использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
обезвреживание отходов обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
объект размещения отходов специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое);
транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.
В силу пункта 30 статьи 20 Федерального закона от 04.05.2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" из вышеперечисленных услуг лицензированию подлежит только деятельность по обезвреживанию и размещению отходов 1 - IV классов опасности.
При этом деятельность по транспортированию, т.е, вывозу отходов лицензированию не подлежит, следовательно, указанное в пункте 13 Информационной карты требование к участникам аукциона предоставить лицензию противоречит Техническому заданию Заказчика, в которых услуги по обезвреживанию и размещению отходов не предусмотрены.
Тем самым, Заказчик требует от Участников конкурса лицензию на оказание услуг по транспортированию (вывозу) отходов, которые в силу вышеуказанных положений закона лицензированию не подлежат.
Согласно части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов при размещении заказа путем про ведения торгов устанавливаются следующие обязательные требования к участникам размещения заказа: соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Частью 4 статьи 11 Закона о размещении заказов установлен запрет на установление требований к участникам размещения заказа, не предусмотренных Законом о размещении заказов.
В связи с вышеизложенным, поскольку транспортирование (вывоз) отходов с территории заказчика не является лицензируемой деятельностью, требование о необходимости предоставить лицензию к участникам открытого аукциона является необоснованным и нарушает требования статьи 11 Закона о размещении заказов.
Общеизвестным является тот факт, что указанные Заказчиком услуги по размещению и обезвреживанию отходов в настоящее время может предоставить только одна организация - ОАО "ЯГТК", на праве собственности которой находится единственный полигон в г. Якутске для размещения отходов, поэтому условие об одновременном предоставлении данной категории услуг делает невозможным участие других организаций, что априори исключает конкуренцию при про ведении данного аукциона.
Просят признать заказчика нарушившим часть 4 статьи 11 Закона о размещении заказов, выдать соответствующее предписание.
Представитель уполномоченного органа с жалобой не согласился и указал на следующее.
Вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме, и такие требования предусмотрены документацией об открытом аукционе в электронной форме (п.2 ч.6 ст.41.8).
Пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов установлено требование о соответствии участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
В соответствии с пунктом 13 Информационной карты аукционной документации уполномоченным органом установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки копии лицензии по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности.
Указанное требование основано на положениях Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", постановления от 28 марта 2012 года N 255 "О лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности".
Просят признать жалобу необоснованной.
Представители заказчика в ходе рассмотрения дела с жалобой не согласились и пояснили следующее.
Предметом аукциона является: "Оказание услуг по вывозу, размещению твердых коммунальных отходов на 2014 год". Согласно п. 30 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности подлежит обязательному лицензированию.
Документация соответствует требованиям, предусмотренным частями 1-3.2, 4.1-6 статьи 34 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ и содержит требования, установленные заказчиком в соответствии с п. 1 части 1 статьи 11 указанного закона: "соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов".
В наименовании технического задания конкретно прописано наименование оказываемых услуг: "На оказание услуг по вывозу, размещению твердых коммунальных отходов на 2014 год", а отсутствие в тексте ТЗ отдельно размещения отходов, не отменяет данный вид услуг.
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
28 октября 2013 года уполномоченным органом на официальном сайте zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-Тендер" http://www.rts-tender.ru размещены извещение N 0116200007913004721 на оказание услуг по вывозу, размещению твердых коммунальных отходов на 2014 год, а также документация об открытом аукционе в электронной форме.
Начальная (максимальная) цена государственного контракта составила 1 599 004 рубля 80 копеек.
Уполномоченным органом размещен ответ на запрос на официальном сайте 30.10.2013 года.
Окончание срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме установлено на 6.11.2013 года в 09:00 по местному времени.
В соответствии с требованием Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), на основании части 4 статьи 60 Закона о размещении заказов, размещение заказа в части подписания государственного контракта приостановлено до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "ТехноЭнергоРесурс" обоснованной по следующим основаниям.
Заявитель обжалует положения аукционной документации в части требования от участников размещения заказа лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать сведения о требовании к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
Вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме, и такие требования предусмотрены документацией об открытом аукционе в электронной форме (п.2 ч.6 ст.41.8).
Пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов установлено требование о соответствии участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
В соответствии с пунктом 30 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
В статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закона N 89-ФЗ) даны следующие понятия:
обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;
размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;
захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое);
транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.
Таким образом, деятельность по сбору, использованию, транспортированию отходов в настоящее время не лицензируется.
Однако, согласно части 1 статьи 19 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
В соответствии с частью 3 статьи 4 Закона N 89-ФЗ собственник отходов I-IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.
Уполномоченным органом на официальном сайте размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по вывозу, размещению твердых коммунальных отходов на 2014 год.
Согласно Приказу МПР РФ от 02.12.2002 N 786 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов" мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) присвоен код 91200400 01 00 4 (4 класс опасности).
Следовательно, отходы заказчика, в соответствии с положениями Закона N 89-ФЗ и Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и принятых санитарных правил, подлежат размещению.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 настоящей статьи сведениями должна содержать следующие сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта: требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
28 октября 2013 года уполномоченным органом на официальном чайте zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-Тендер" http://www.rts-tender.ru размещены извещение N 0116200007913004721 на оказание услуг по вывозу, размещению твердых коммунальных отходов на 2014 год.
В пункте 21 Информационной карты документации указано: "требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, оказания услуг: Предусмотрено, указано в части 3 документации об открытом аукционе в электронной форме".
Часть 3 техническое задание документации содержит следующее:
N п/п |
Наименование показателя |
Требуемое значение |
1 |
2 |
3 |
1 |
Количественные и качественные характеристики оказываемых услуг (применение техники, ручного труда, вспомогательного технологического оборудования и иное) |
С применением спецтехники по вывозу мусора (мусоровозов), ручного труда, вспомогательного технологического оборудования |
1.2 |
Организационно-технологическая схема оказания услуг (смета, календарный план и иное) |
План-график вывоза твердых бытовых отходов |
Проектом контракта, являющегося неотъемлемой частью документации, установлен в пункте 1 "предмет контракта": "исполнитель обязуется оказать услуги по вывозу и размещению твердых коммунальных отходов (далее - услуги), согласно калькуляции (сметы) услуг, "Таблице объемов и стоимости услуг" (Приложение N1), которые прилагаются к настоящему договору и являются его неотъемлемой частью".
Таким образом, предметом рассматриваемого открытого аукциона в электронной форме является оказание услуг по вывозу, размещению твердых коммунальных отходов, между тем аукционной документацией, в том числе техническим заданием не установлены требования к размещению отходов (полигонам размещения отходов, требования к качеству оказываемых услуг: санитарные, экологические требования действующего законодательства и пр.). Следовательно, уполномоченным органом (заказчиком) установлены требования только к вывозу отходов, таким образом, требование лицензии по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности необоснованно, уполномоченный орган нарушил часть 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
Данный вывод подтверждается также, поступлением запрос о разъяснении документации от участника размещения заказа в адрес уполномоченного органа с текстом разъяснения по факту "требования предоставления со второй частью заявок копии лицензии участника ОАЭФ на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 класса опасности в соответствии с п.13 информационной карты аукциона".
Факт поступления жалобы ООО "ТехноЭнергоРесурс" на действия заказчика - государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Республиканская больница N1 - Национальный центр медицины", уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов при проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по вывозу, размещению твердых коммунальных отходов на 2014 год, свидетельствует об отсутствии требований к размещению отходов.
Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о том, что уполномоченным органом нарушены положение пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, в части отсутствия требований к оказанию услуг по размещению отходов.
В результате рассмотрения жалобы ООО "ТехноЭнергоРесурс" по существу доводы заявителя жалобы нашли своё подтверждение, что дает основание признать жалобу ООО "ТехноЭнергоРесурс" обоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 17, 60 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТехноЭнергоРесурс" обоснованной.
2. Признать уполномоченный орган - Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов нарушившим часть 4 статьи 11, пункт 1 часть 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
3. Уполномоченному органу - Государственному комитету Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов выдать предписание об устранении нарушений Закона о размещении Заказов.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии В.П. Кырбасов
Члены комиссии: А.А. Игнатьева
Т.В. Матвеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 13 ноября 2013 г. N 06-650/13т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.11.2013