Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 18 ноября 2013 г. N 06-658/13т ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
изготовлено в полном объеме 21 ноября 2013 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее также - Комиссия Якутского УФАС России) в следующем составе:
Луковцевой С.В. - заместителя начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Осиповой Я.Д. - старшего государственного инспектора отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Нановой Т.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Фарм Сиб" (далее - ООО "Фарм Сиб", Общество, заявитель): не явились, о времени и месте уведомлены надлежащим образом;
от государственного заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Якутская городская клиническая больница" (далее - заказчик): Федоров Б.П. (представитель по доверенности);
от уполномоченного органа и аукционной комиссии Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов (далее - Госкомзаказ, аукционная комиссия, уполномоченный орган): Федорова А.И. (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "Фарм Сиб" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку лекарственных средств (извещение N 0116200007913004659), проведя в соответствии с ч.5 ст.17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о размещении заказов, Закон N 94-ФЗ) внеплановую проверку размещения заказа, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 года N 498,
у с т а н о в и л а:
11 ноября 2013 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Фарм Сиб" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку лекарственных средств (извещение N 0116200007913004659).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) вышеуказанная жалоба принята к рассмотрению, на официальном сайте Российской Федерации размещена информация о ее поступлении, времени и месте рассмотрения (18 июня 2013 года в 16 часов 30 минут в помещении Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)).
До рассмотрения жалобы по существу, от заинтересованных лиц возражений не поступило.
Как следует из сути жалобы ООО "Фарм Сиб", оглашенной в ходе рассмотрения дела в полном объеме, заявитель обжалует решение аукционной комиссии об отказе в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме N 0116200007913004659 от 07 ноября 2013 года участнику размещения заказа N 5 (ООО "Фарм Сиб") отказано в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме на основании следующего: "Не допустить участника размещения заказа на основании п. 1 ч. 4 ст. 41.9 Закона о размещении заказов. Предлагаемый участником лекарственный препарат с торговым наименованием "Эссенциальные фосфолипиды" не соответствует требованиям Технического задания аукционной документации по первичной упаковке".
С решением аукционной комиссии заявитель не согласен, указывает, что лекарственный препарат с торговым наименованием "Эссенциальные фосфолипиды" раствор для внутривенного введения 50 мг/мл 5 мл, ампулы (5), упаковки ячейковые контурные (1), пачки картонные" полностью соответствует требованиям части 3 "Техническое задание" документации об открытом аукционе в электронной форме. В инструкции по применению лекарственного препарата для медицинского применения "Эссенциальные фосфолипиды" указано "ампулы из светозащитного, нейтрального стекла" (копию прилагают), что полностью гарантирует хранение препарата в течении трех лет при температуре от 2 до 8С.
В ходе рассмотрения дела представитель уполномоченного органа с жалобой не согласилась и пояснила следующее.
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
Кроме того, в соответствии п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Из положений данной статьи следует, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований Законом о размещении заказов не предусмотрены ограничения по включению в документацию об аукционе требований к товару, являющихся значимыми для заказчика, а также отсутствуют требования к заказчику обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару. Таким образом, заказчик не имеет возможности установить требования к техническим характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников размещения заказа для государственных нужд, то есть Закон о размещении заказов не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в документации об аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Пункт 3.6. "Инструкции по заполнению заявки" части 1 аукционной документации содержит следующие положения "При подаче сведений участниками размещения заказа должны применяться обозначения (единицы измерения, наименования показателей, технических, функциональных характеристик) в соответствии с обозначениями, установленными в Техническом задании.
Таким образом, участник размещения заказа при составлении первой части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должен руководствоваться частью 3 "Техническое задание".
Предметом торгов является поставка лекарственного средства международное непатентованное наименование (далее - МНН) "Фосфолипиды", раствор для внутривенного введения 50 мг/мл, 5 МЛ., ампулы темного стекла (5), упаковки контурные пластиковые (поддоны), количество 372 упаковки. Участником размещения заказа N 5 предложен к поставке лекарственное средство торговым наименованием "Эссенциальные фосфолипиды", раствор для внутривенного введения 50 мг/мл, 5 мл., ампулы (5), упаковки ячейковые контурные (1) - пачки картонные, количество 372 уп., страна происхождения Россия.
Кроме того, установление требования "ампулы темного стекла" в аукционной документации имеет значение для хранения лекарственного средства, как поясняет представитель уполномоченного органа, темное стекло предохраняет лекарственное средство от воздействия света.
Аукционная комиссия, рассмотрев заявку участника размещения заказа N 5, приняла решение не допустить участника размещения заказа на основании п. 2 части 4 ст. 41.9 Закона о размещении заказов, поскольку предложенный к поставке лекарственный препарат "Эссенциальные фосфолипиды", раствор для внутривенного введения 50 мг/мл, 5 мл., ампулы (5) - упаковки ячейковые контурные (1) - пачки картонные, количество 372 уп., не соответствует требованиям, установленным в части 3 "Техническое задание" по первичной упаковке. Участником размещения заказа N 5 в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме не указан вид ампулы.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями ч. 2 и 6 ст. 60 Закона N 94-ФЗ, просит признать жалобу ООО "Фарм Сиб" необоснованной.
Представитель заказчика поддержал позицию представителя уполномоченного органа.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся документы, приходит к следующему.
25 октября 2013 года на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ОАО "Единая электронная торговая площадка" уполномоченным органом размещены извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0116200007913004659, документация об аукционе на поставку лекарственных средств.
Начальная (максимальная) цена государственного контракта составила 299 612,52 руб.
07 ноября 2013 года состоялась процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, о чем составлен соответствующий протокол N 0116200007913004659-1.
Согласно данному протоколу, до окончания срока подачи заявок в адрес уполномоченного органа поступили 6 (шесть) заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, которым присвоены соответствующие порядковые номера. По результатам рассмотрения поступивших заявок, аукционной комиссией принято решение о признании участниками открытого аукциона в электронной форме участников размещения заказа, подавших заявки N 1, 3, 4, 6. Участникам размещения заказа, подавшим заявки N 2, 5 отказано в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме.
11 ноября 2013 года на электронной площадке ОАО "Единая электронная торговая площадка" проведен открытый аукцион в электронной форме.
Предложения участников о цене государственного контракта выглядят следующим образом (ранжированные по мере убывания):
- 185 757, 94 руб. предложение о цене контракта от участника размещения заказа, подавшего заявку N 4;
- 187 256, 00 руб. предложение о цене контракта от участника размещения заказа, подавшего заявку N 6;
- 232 199, 70 руб. предложение о цене контракта от участника размещения заказа, подавшего заявку N 1.
12 ноября 2012 года проведена процедура рассмотрения вторых частей и подведения итогов открытого аукциона в электронной форме, о чем составлен протокол N 0116200007913004659-2.
Согласно данному протоколу, по результатам рассмотрения вторых частей заявок участников размещения заказа N 1, 4, 6 аукционной комиссией принято решение о признании их соответствующими требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
В соответствии с требованием Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), на основании части 4 статьи 60 Закона о размещении заказов, размещение заказа в части подписания государственного контракта приостановлено до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) жалобу ООО "Фарм Сиб" считает необоснованной по следующим основаниям.
Как следует из сути жалобы, заявитель обжалует отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме.
Пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов установлено, что документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 настоящей статьи сведениями должна содержать сведения о товарах, на поставку которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта: требования к качеству, техническим характеристикам товара, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Часть 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов указывает, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 34 Закона о размещении заказов установлено, что документация об открытом аукционе в электронной форме разрабатывается и утверждается заказчиком.
Следовательно, любой заказчик вправе установить требования к поставляемым товарам таким образом, чтобы они соответствовали его потребностям. Более того, Закон о размещении заказов не содержит положений, которые бы обязывали Заказчика устанавливать требовании к поставляемым товарам, выполняемым работам таким образом, чтобы им отвечало максимальное количество наименований какого бы то ни было товара.
Таким образом, указанные положения норм Закона о размещении заказов устанавливают, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований к товару и которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. Поэтому заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок, в том числе к упаковке поставляемого товара.
Потребности заказчика ограничены нормой части 3.1 статьи 34 Закона N 94-ФЗ, согласно которой документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Из указанных норм следует, что заказчик, уполномоченный орган вправе определить в документации об аукционе такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, поскольку в силу части 2 статьи 34 Закона о размещении заказов потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. При этом, Законом о размещении заказов не предусмотрено: ограничений по включению в документацию об аукционе требований к товару, являющихся значимыми для заказчика; требований к заказчику обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару, также не установлены какие-либо запреты на установление характеристик товара, ни по функциональным качествам, ни по техническим характеристикам.
Вместе с тем, согласно норме п. 2 ч. 4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов, участник размещения заказа, подавая заявку на участие в электронном аукционе, подтверждает, что товары, работы, услуги, предлагаемые им, соответствуют требованиям, изложенным в извещении и документации о проведении электронного аукциона, а также подтверждает свое согласие поставить товар/выполнить работу/оказать услугу в соответствии с требованиями, установленными в документации об аукционе и извещении. Более того, дача такого согласия является необходимым условием для подачи заявки в принципе.
Фактически, любой участник размещения заказа, подавая заявку, своим согласием подтверждает, что условия открытого аукциона в электронной форме, в том числе, требования заказчика к поставляемому товару, для него понятны и приемлемы.
Кроме того, установление требования "ампулы темного стекла" в аукционной документации имеет значение для хранения лекарственного средства, как поясняет представитель уполномоченного органа, темное стекло предохраняет лекарственное средство от воздействия света.
Из извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме, следует, что предметом открытого аукциона в электронной форме является поставка лекарственных средств.
Согласно части 2.1 статьи 41.6 Закона N 94-ФЗ в случае, если предметом открытого аукциона в электронной форме является поставка лекарственных средств, в документации об открытом аукционе в электронной форме должно содержаться указание их международных непатентованных наименований или при отсутствии таких наименований химических, группировочных наименований лекарственных средств, за исключением случая, предусмотренного частью 2.2 настоящей статьи.
Техническое задание документации об аукционе в электронной форме содержит МНН лекарственного средства, а также определены характеристики: форма выпуска лекарства, упаковка, дозировка, комплектность; а также единица измерения и фактическая потребность подлежащих поставке лекарственного средства, то есть содержатся характеристики и требуемые параметры, которым должны соответствовать поставляемые лекарственные средства.
Из материалов дела следует, что часть 3 Техническое задание аукционной документации содержит следующее:
П/н |
Международное непатентованное наименование |
Лекарственная форма, дозировка |
Упаковка лекарственного препарата, количество доз в упаковке, комплектность упаковки |
Ед. изм. |
Кол-во |
1 |
Фосфолипиды |
раствор для внутривенного введения 50 мг/мл, 5 мл |
ампулы темного стекла (5), упаковки контурные пластиковые (поддоны) |
уп |
372 |
Как следует из материалов дела, участником размещения заказа N 5 в первой части заявки указано следующее: МНН "Фосфолипиды" с торговым наименованием "Эссенциальные фосфолипиды", раствор для внутривенного введения 50 мг/мл, 5 мл, ампулы (5), упаковки ячейковые контурные (1), пачки картонные, страна происхождения товара России, 372 уп.
Таким образом, в первой части заявки ООО "Фарм Сиб" предложен к поставке товар не соответствующий требованиям, установленным в аукционной документации в соответствии с потребностями заказчика, в части не указания участником размещения заказа упаковки лекарственного средства - "ампулы темного стекла".
Полномочия аукционной комиссии в общей форме определены в главе 3.1 Закона N 94-ФЗ, в соответствии с которой, в частности, аукционной комиссией осуществляются рассмотрение заявок на участие в аукционе и отбор участников аукциона, ведение протокола рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме.
Согласно частям 1, 3 статьи 41.9 Закона о размещении заказов, аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащие предусмотренные частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона сведения, на соответствие требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме в отношении товаров, работ, услуг, на поставки, выполнение, оказание которых размещается заказ. На основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащих сведения, предусмотренные частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, аукционной комиссией принимается решение о допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в открытом аукционе, участником открытого аукциона или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в открытом аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
Из системного толкования вышеперечисленных положений Закона о размещении заказов следует, что основополагающей функцией аукционной комиссии является отбор участников аукциона. При этом, проводя процедуру рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, при проверке факта соответствия или несоответствия первой части заявки отдельно взятого участника торгов требованиям аукционной документации, аукционная комиссия руководствуется исключительно положениями такой документации.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 41.9 Закона N 94-ФЗ участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае несоответствия сведений, представленных в составе первой части заявки, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
Следовательно, аукционная комиссия уполномоченного органа правомерно отказала участнику размещения заказа, подавшему заявку N 5 (ООО "Фарм Сиб"), в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 17, 60 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
Признать жалобу ООО "Фарм Сиб" на действия аукционной комиссии Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку лекарственных средств (извещение N 0116200007913004659) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии С.В. Луковцева
Члены комиссии: Я.Д. Осипова
Т.А. Нанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 18 ноября 2013 г. N 06-658/13т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.11.2013