Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 25 ноября 2013 г. N 06-688/13т ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
изготовлено в полном объеме 28 ноября 2013 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в составе:
Кырбасова В.П. - начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Осиповой Я.Д. - старшего государственного инспектора отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Нановой Т.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Комплект сервис" (далее - ООО "Комплект сервис", заявитель): не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом;
от заказчика и Единой комиссии Государственного казенного учреждения "Служба государственного заказчика" Республики Саха (Якутия) (далее - ГКУ СГЗ РС(Я), заказчик, Единая комиссия): Павлов Р. Н. (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "Комплект сервис" на действия государственного заказчика ГКУ "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)" при проведении открытого аукциона в электронной форме на строительно-монтажные работы на условиях "под ключ" по объекту: "Школа на 165 учащихся в с. Усун-Кюель Чурапчинского улуса (Сыланская)" (извещение N 0316200000113000190), проведя в соответствии с ч.5 ст.17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о размещении заказов, Закон N 94-ФЗ) внеплановую проверку размещения заказа, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 года N 498,
у с т а н о в и л а:
18 ноября 2013 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Комплект сервис" на действия государственного заказчика ГКУ "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)" при проведении открытого аукциона в электронной форме на строительно-монтажные работы на условиях "под ключ" по объекту: "Школа на 165 учащихся в с. Усун-Кюель Чурапчинского улуса (Сыланская)" (извещение N 0316200000113000190).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на общероссийском официальном сайте размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 25 ноября 2013 года в 17 часов 30 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела жалоба ООО "Комплект сервис" оглашена в полном объеме.
Заявитель обжалует неправомерное включение заказчиком в состав одного лота товаров и работ, технологически и функционально не связанных между собой, что повлекло за собой ограничение количества участников размещения заказа, что является нарушением части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Указывает, что предметом аукциона является выполнение строительно-монтажных работ на условиях "под ключ". При этом, согласно аукционной документации, необходимо поставить следующие товары: технологическое оборудование для пищеблока, мебель, электронное оборудование, оборудование для спортивного зала, медицинское оборудование и пр.
По мнению заявителя, вышеперечисленное оборудование имеет различное назначение, его поставка технологически и функционально не связана ни с предметом аукциона, ни между собой.
Поскольку на выполнение строительных работ требуется специальное разрешение - свидетельство СРО, то потенциальные поставщики технологического оборудования не могут принять участие в данном аукционе. Включение указанного оборудования в состав одного лота вместе со строительными работами, является незаконным, поскольку ограничивает круг лиц, претендующих на заключение государственного контракта в рамках открытого аукциона в электронной форме.
Просит выдать заказчику предписание об устранении нарушений закона.
Представитель заказчика ГКУ СГЗ РС(Я) в ходе рассмотрения дела с жалобой не согласился и пояснил следующее.
Порядок формирования лотов Законом о размещении заказов не определен. Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями Закона о размещении заказов (части 2.1 и 3 статьи 10 Закона о размещении заказов). При размещении заказа заказчик наделен правом самостоятельного выделения отдельных лотов (по группам, классам, видам и иным единицам), правом выставления предмета торгов единым лотом, а также правом определения его содержания (с обязательным указанием отдельных условий оказания соответствующих услуг), допускается также возможность объединения в составе лота продукции (товаров, работ, услуг) технологически и функционально связанных между собой, если такое формирование лота не противоречит положениям действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 1.2 Положения об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного постановлением Государственного строительного комитета СССР от 10.11.1989 N 147, метод строительства объектов "под ключ" предусматривает обеспечение сооружения объектов, подготовленных к эксплуатации или оказанию услуг, на основе сосредоточения функций управления всеми стадиями инвестиционного процесса в одной организационной структуре и осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием - ввод в эксплуатацию).
Пунктом 2 Приложения к указанному Положению предусмотрено, что в договорную цену при строительстве объектов "под ключ" включается, помимо прочего, стоимость оборудования, мебели, инвентаря.
Согласно пункту 3.14 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 05.03.2004 N 15/1, в сметную стоимость строительства (ремонта) в соответствии с технологической структурой капитальных вложений и порядком осуществления деятельности строительно-монтажных организаций может включаться стоимость строительных (ремонтно-строительных) работ; стоимость работ по монтажу оборудования (монтажных работ); затраты на приобретение (изготовление) оборудования, мебели и инвентаря и прочие затраты.
Указывают, что в данном случае ООО "Комплект сервис" не представлены доказательства того, что формирование заказчиком лота повлияло на конкретный товарный рынок, привело к ограничению конкуренции.
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лицо, участвующее в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
08 июля 2013 года на общероссийском официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ОАО "Единая электронная торговая площадка" www.roseltorg.ru заказчиком размещены извещение N 0316200000113000190 о проведении открытого аукциона в электронной форме на строительно-монтажные работы на условиях "под ключ" по объекту: "Школа на 165 учащихся в с. Усун-Кюель Чурапчинского улуса (Сыланская)", а также документация об аукционе.
Начальная (максимальная) цена государственного контракта составила 142 737 582,00 рубля.
19 ноября 2013 года проведена процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, о чем составлен протокол N 0316200000113000190.
Согласно указанному протоколу до окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме поступила одна заявка. Единая комиссия приняла решение допустить к участию в открытом аукционе в электронной форме единственного участника размещения заказа и признать открытый аукцион в электронной форме не состоявшимся
На момент рассмотрения жалобы по существу государственный контракт не заключен.
В соответствии с требованием Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), на основании части 4 статьи 60 Закона о размещении заказов, размещение заказа в части подписания государственного контракта приостановлено до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Комплект сервис" обоснованной по следующим основаниям.
Заявитель обжалует включение заказчиком в состав одного лота товаров и работ, технологически и функционально не связанных между собой, что влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов установлено, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Таким образом, указанные положения норм Закона о размещении заказов устанавливают, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований к товару, работам, услугам, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций.
В соответствии с частью 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Следовательно, любой заказчик вправе установить требования к поставляемым товарам, выполняемым работам таким образом, чтобы они соответствовали его потребностям, и при этом, они отвечали требованиям законодательства о размещении заказов, в том числе норме части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов.
Из материалов дела установлено, что предметом открытого аукциона в электронной форме является выполнение строительно-монтажных работ на условиях "под ключ" по объекту: "Школа на 165 учащихся в с. Усун-Кюель Чурапчинского улуса (Сыланская)"с начальной (максимальной) ценой государственного контракта более 142 млн. рублей.
В соответствии с предметом аукциона заказчиком установлено требование о наличии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, а именно:
1) Копия выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, свидетельства о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства: 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), стоимость которого по одному договору не превышает пятьсот миллионов рублей.
33.3. Жилищно-гражданское строительство
2) Выполнение участниками размещения заказа за последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, относящихся к той же группе, подгруппе или одной из нескольких групп, подгрупп работ, на выполнение которых размещается заказ, в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, стоимость которых составляет не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены Контракта (цены лота), на право заключить который проводится аукцион.
Таким образом, участие в данном аукционе могут принять только участники размещения заказа, имеющие специальное разрешение - свидетельство СРО и обладающие определенным опытом.
Между тем, согласно Приложению N1 к технической части "Перечень выполняемых строительно-монтажных работ на условиях "под ключ" по объекту: "Школа на 165 учащихся в с. Усун-Кюель Чурапчинского улуса (Сыланская)" в рамках исполнения контракта предусматривается поставка технологического оборудования и мебели на общую сумму 6 895 060,00 рублей, а также приобретение 2 единиц спецтехники на базе КамАЗ (или эквивалент): а/ц вакуумная, а/ц для перевозки питьевой воды на общую сумму 5 965 417,00 рублей.
Согласно аукционной документации поставка технологического оборудования включает в себя в том числе:
- медицинское оборудование: стул, кушетка, ширма, шкаф медицинские, ростомер с металлическим стульчиком (в комплекте с установленными электронными весами), осветитель таблиц для определения остроты зрения (аппарат Ротта), холодильник фармацевтический с электронным блоком управления и пр.;
- компьютерное и прочее оборудование: системный блок. NESCA 03-96, монитор 19", Asus VW193DR, лазерный копир-принтер-сканер, бюджетная 2-х полосная акустическая система с 2-мя 15-тилюймовыми динамиками и 1 дюймовым ВЧ драйвером, музыкальный центр Panasonic SC-HC35 и пр.;
- оборудование для пищеблока: мясорубка электрическая МИМ-300, кипятильник непрерывного действия электрический КНЭ-100, весы электронные настольные CAS AD 5, мармит стационарный электрический Вега 3МЭВ2-11/7Н и пр.;
- оборудование для спортивного зала, мебель офисная и пр.
Часть 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Частным случаем общего запрета на ограничение конкуренции при проведении торгов является положение части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, запрещающее установление требований к товарам, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Из диспозиции указанной нормы Закона о размещении заказов следует, что ограничение количества участников размещения заказа (менее двух участников) предполагает, что определенными действиями заказчика (требования к товару, работам) ущемляются права и законные интересы конкретного участника торгов.
Из материалов дела установлено, что на участие в данном открытом аукционе в электронной форме поступила только одна заявка, аукцион признан не состоявшимся.
Факт подачи жалобы ООО "Комплект-Сервис" также свидетельствует о том, что конкретный потенциальный участник размещения заказа, претендующий на возможность принятия участия в торгах на поставку определенного товара (группы товаров), прямо указывающего на невозможность принятия участия в данных торгах, действиями заказчика ограничен в праве участия в данном аукционе.
При этом, принимая данное решение Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) исходила из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать указанные в одном из следующих подпунктов сведения:
1) при размещении заказа на поставку товара:
а) согласие участника размещения заказа на поставку товара в случае, если участник размещения заказа предлагает для поставки товар, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе в электронной форме <_>.
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме <_>.
2) согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, при условии размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг;
3) при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар <_>.
Таким образом, законодательством установлена невозможность подачи заявки одновременно на выполнение работ и поставку товара, непосредственно не используемого при выполнении работ (например: спецтехника на базе КамАЗа: а/ц вакуумная, а/ц для перевозки питьевой воды не используется непосредственно при строительстве школы).
Указание заказчика на Положение об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного постановлением Государственного строительного комитета СССР от 10.11.1989 N 147 Комиссией антимонопольного органа не принят во внимание по следующим основаниям.
Нормы данного Положения применяются в части не противоречащей действующему законодательству Российской Федерации, в частности, Закону о размещении заказов и закону о защите конкуренции.
При этом, в соответствии с пунктом 1.2 Положения, метод строительства объектов "под ключ" предусматривает обеспечение сооружения объектов, подготовленных к эксплуатации или оказанию услуг, на основе сосредоточения функций управления всеми стадиями инвестиционного процесса в одной организационной структуре и осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием - ввод в эксплуатацию).
Таким образом, объединение функций управления всеми стадиями инвестиционного процесса по сооружению школы в с. Усун-Кюель Чурапчинского улуса в одной организационной структуре - ГКУ СГЗ РС(Я) соответствует Положению об организации строительства объектов "под ключ". Однако, порядок определения исполнителя государственного контракта регулируется нормами Закона о размещении заказов, в том числе, частью 3.1 статьи 34 указанного закона.
Данная позиция также подтверждается письмом Федеральной антимонопольной службы России от 23.06.2011 N ИА/19713, в котором разъяснено, что при осуществлении строительства объекта "под ключ" заказчик вправе предусмотреть в документации о торгах необходимость поставки и монтажа оборудования, неразрывно связанного с объектом строительства. При этом, в качестве неразрывно связанного с объектом строительства оборудования необходимо рассматривать оборудование, поставка и установка которого невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства.
Исходя из вышеизложенного, в действиях заказчика установлено нарушение части 3.1. статьи 34 Закона о размещении заказов, а жалоба признана обоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 17, 60 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Комплект сервис" обоснованной.
2. Признать государственного заказчика - государственное казенное учреждение "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)" нарушившим часть 3.1 статьи 34 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать государственному заказчику - государственному казенному учреждению "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)" предписание об устранении допущенных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии В.П. Кырбасов
Члены комиссии: Я.Д. Осипова
Т.А. Нанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 25 ноября 2013 г. N 06-688/13т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.11.2013