Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 25 ноября 2013 г. N 06-685/13т ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
изготовлено в полном объеме 28 ноября 2013 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее также - Комиссия) в составе:
Кырбасова В.П. - начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Матвеевой Т.В.- старшего государственного инспектора отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Евсеевой А.С. - государственного инспектора отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя - закрытого акционерного общества "Новый Диск-трейд" (далее по тексту- заявитель, ЗАО "Новый Диск-трейд"): Куклин И.Ю. (представитель по доверенности);
от уполномоченного органа - Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов (далее - Госкомзаказ, уполномоченный орган): Федорова А.И. (представитель по доверенности);
от государственного заказчика - Министерства образования Республики Саха (Якутия) (далее по тексту - заказчик, Минобразования): Гоголева Ю.В., Мыреев Г.Г. (представители по доверенности),
рассмотрев жалобу закрытого акционерного общества "Новый Диск-трейд" на действия заказчика - Министерства образования Республики Саха (Якутия), уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку комплекса оборудования для организации творческой и проектной деятельности в начальной школе ОУ РС(Я) (извещение N 0116200007913004895), проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о размещении заказов) внеплановую проверку размещения заказа, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 498 от 24.07.2012,
у с т а н о в и л а:
18 ноября 2013 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ЗАО "Новый Диск-трейд" на действия заказчика - Министерства образования Республики Саха (Якутия), уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку комплекса оборудования для организации творческой и проектной деятельности в начальной школе ОУ РС(Я).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) жалоба принята к рассмотрению, на официальном сайте Российской Федерации размещена информация о поступлении, времени и месте ее рассмотрения.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы Республики Саха (Якутия) возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела представитель ЗАО "Новый Диск-трейд" пояснил следующее.
В нарушение требований части 2.1 статьи 34 Закона о размещении заказов заказчиком в техническом задании аукционной документации установлено требование: "Пособие должно быть издано организацией, включенной в "Перечень организаций, осуществляющей издание учебных пособий которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 N 729", указанное требование заказчика об организациях - издателей может относиться только к печатным учебным пособиям, но не к интерактивным пособиям.
Просят выдать соответствующее предписание уполномоченному органу.
Представители уполномоченного органа, заказчика с доводами жалобы не согласились и пояснили следующее.
Доводы, приведенные в жалобе не соответствуют фактическим обстоятельствам. Предметом открытого аукциона в электронной форме является поставка комплекса оборудования для организации творческой и проектной деятельности в начальной школе общеобразовательных учреждений Республики Саха (Якутия).
Требования, установлены в техническом задании в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - закон об образовании). В части 26 статьи 2 закона об образовании дается понятие о существующих средствах обучения и воспитания- это приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.
Статьи 18 закона об образовании "Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы" устанавливает что, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям). Также частью 9 статьи 18 закона об образовании установлено, что при реализации профессиональных образовательных программ используются учебные издания, в том числе электронные, определенные организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Статьей 28 закона об образовании и приказа Минобрнауки России от 18.03.2009 г. N 88 утвержден Порядок отбора организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования в образовательных учреждениях.
Перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 N 729 (далее - Перечень). В указанный Перечень на данный момент включены сведения о семидесяти юридических лицах, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе.
При этом участником размещения заказа на поставку комплекса оборудования для организации творческой и проектной деятельности в начальной школе общеобразовательных учреждений Республики Саха (Якутия) может выступать лицо, не включенное в Перечень, поскольку предметом торгов является поставка комплекса оборудования, включающего, в том числе и интерактивное пособие на СD диске с информацией ранее изданных учебных изданий.
Статьей 41.6 Закона о размещении заказов установлено, что документация о торгах должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Согласно положениям ст.41.8 Закона о размещении заказов при подаче заявки на участие в торгах такая заявка должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товаров, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товарам, работам, услугам и если предоставление указанных документов предусмотрено документацией о торгах. При этом не допускается требовать предоставление указанных документов в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такие документы передаются вместе с товаром.
Таким образом, при установлении в документации о торгах требований к поставке комплекса оборудования для организации творческой и проектной деятельности в начальной школе Республики Саха (Якутия), в том числе к электронным образовательным и информационным ресурсам (интерактивным пособиям на СD диске) поставляемым образовательному учреждению на основании положений законодательства Российской Федерации об образовании, указанные требования необходимо устанавливать в документации об открытом аукционе в электронной форме.
Также в соответствии с п.1.7, а именно п.1.7.3.1 "Общая часть" документации об открытом аукционе в электронной форме требования к участникам размещения заказа устанавливаются в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, которые являются предметом настоящего аукциона. Если такие требования установлены, информация о них содержится в Информационной карте.
В части 2 "Информационная карта" требований к участникам размещения заказа в соответствии с законодательством РФ не установлено, соответственно доводы, указанные в жалобе неосновательны.
Кроме того, аналогичная жалоба рассмотрена комиссией Якутского УФАС России, решение N 06-292/13т от 14.06.2013 года о признании жалобы необоснованной.
На основании вышеизложенного, просят признать жалобу ЗАО "Новый Диск-трейд" необоснованной, а требования, содержащиеся в ней, не подлежащими удовлетворению.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, приходит к следующему.
1 ноября 2013 года уполномоченным органом на сайте оператора электронной площадки http://rts-tender.ru и на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru было размещено извещение N 0116200007913004895 о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку комплекса оборудования для организации творческой и проектной деятельности в начальной школе ОУ РС(Я), а также документация об аукционе.
Начальная (максимальная) цена государственного контракта составила 11 720 000,00 рублей.
Согласно извещению N 0116200007913004895 окончание срока подачи заявок на участие значится на 22.11.2013 года в 9 часов 00 минут по местному времени.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службой по Республике Саха, в соответствии с частью 4 статьи 60 Закона о размещении заказов, размещение заказа в части возможности подписания государственного контракта приостановлено до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) жалобу ЗАО "Новый Диск-трейд" считает необоснованной по следующим основаниям.
Из содержания жалобы следует, что в нарушение требований части 2.1 статьи 34 Закона о размещении заказов заказчиком в техническом задании аукционной документации установлено требование "Пособие должно быть издано организацией, включенной в "Перечень организаций, осуществляющей издание учебных пособий которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 N 729", между тем, требование заказчика об организациях - издателей может относиться только к печатным учебным пособиям, но не к интерактивным пособиям.
Пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов установлено, что документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 настоящей статьи сведениями должна содержать сведения о товарах, на поставку которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта: требования к качеству, техническим характеристикам товара, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика.
Часть 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов указывает, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 34 Закона о размещении заказов установлено, что документация об открытом аукционе в электронной форме разрабатывается и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
Таким образом, указанные положения норм Закона о размещении заказов устанавливают, что потребности заказчика (уполномоченного органа) являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований к товару, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций, поэтому заказчик вправе, исходя из своих потребностей детализировать предмет закупок.
Потребности заказчика ограничены нормой части 2.1 статьи 34 Закона N 94-ФЗ, согласно которой не допускается включать в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из указанных норм следует, что заказчик вправе определить в документации об аукционе такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, поскольку в силу части 2 статьи 34 Закона о размещении заказов потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Исходя из извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме, видно, что предметом открытого аукциона в электронной форме является поставка комплекса оборудования для организации творческой и проектной деятельности в начальной школе ОУ РС(Я), в том числе поставка интерактивных пособий, наглядных комплектов таблиц к ним, брошюр с методическими рекомендациями.
Информационной картой документации в пунктах 13, 21 установлено следующее:
13 |
Пункт 1.7.3.1; часть 2 пункта 3.2.3 |
Требования, установленные к участникам размещения заказа, в соответствии с законодательством: Не установлены |
21 |
|
Требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара: Предусмотрено, указано в части 3 документации об открытом аукционе в электронной форме |
Техническим заданием документации, в том числе установлено следующее требование:
"Пособия должны быть изданы организацией, включенной в "Перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 N729".
Статьей 28 Закона об образовании и Приказом Минобрнауки России от 18.03.2009 г. N 88 утвержден Порядок отбора организаций (далее-Порядок отбора), осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования в образовательных учреждениях.
В соответствии со статьями 1, 2 Порядка отбора определена процедура проведения отбора организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях. Отбор осуществляется с целью обеспечения качества учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях. Отбор проводится среди организаций, осуществляющих подготовку и выпуск печатных изданий, полученных печатанием или тиснением, полиграфически самостоятельно оформленных, предназначенных для распространения содержащейся в них информации, прошедших редакционно-издательскую обработку, имеющих выходные сведения.
Перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 N 729 (далее - Перечень). В указанный Перечень на данный момент включены сведения о семидесяти юридических лицах, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе.
Исходя из вышеуказанного, видно, что предметом поставки является поставка комплекса оборудования для обучения, в том числе интерактивных пособий, напечатанных таблиц и брошюр. Уполномоченным органом установлены требования относительно поставляемого товара, в том числе о том, чтобы пособия (в т.ч.таблицы) были изданы организацией, включенной в Перечень; причем, исходя из предмета аукциона (в т.ч. поставка интерактивных (электронных) пособий), уполномоченным органом, требования к участникам размещения заказа, в том числе обязанность предоставления в составе заявки дополнительных сведений и документов, таких как обязанность участника размещения заказа состоять в указанном Перечне, не установлены.
Таким образом, участником размещения заказа на поставку комплекса оборудования для организации творческой и проектной деятельности в начальной школе общеобразовательных учреждений Республики Саха (Якутия) может выступать лицо, не включенное в Перечень, поскольку в рамках аукциона закупается не только печатная продукция.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), руководствуясь статьями 17, 60 Закона о размещении заказов,
р е ш и л а:
Признать жалобу закрытого акционерного общества "Новый Диск-трейд" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии В.П. Кырбасов
Члены комиссии: Т.В. Матвеева
А.С. Евсеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 25 ноября 2013 г. N 06-685/13т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.11.2013