Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 27 ноября 2013 г. N 06-697/13т ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
изготовлено в полном объеме 29 ноября 2013 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в составе:
Кырбасова В.П. - начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Матвеевой Т.В. - старшего государственного инспектора отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Евсеевой А.С. - государственного инспектора отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Комплект сервис" (далее - ООО "Комплект сервис", заявитель): не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом;
от заказчика и Единой комиссии Государственного казенного учреждения "Служба государственного заказчика" Республики Саха (Якутия) (далее - ГКУ СГЗ РС(Я), заказчик, Единая комиссия): Семенов А.Л. (представитель по доверенности);
рассмотрев жалобу ООО "Комплект сервис" на действия заказчика Государственного казенного учреждения "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)" при проведении открытого аукциона в электронной форме на строительно-монтажные работы на условиях "под ключ" по объекту: "Школа на 165 учащихся в с. Алтанцы, Амгинского улуса" (извещение N 0316200000113000211), проведя в соответствии с ч.5 ст.17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о размещении заказов, Закон N 94-ФЗ) внеплановую проверку размещения заказа, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 года N 498,
у с т а н о в и л а:
22 ноября 2013 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Комплект сервис" на действия заказчика Государственного казенного учреждения "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)" при проведении открытого аукциона в электронной форме на строительно-монтажные работы на условиях "под ключ" по объекту: "Школа на 165 учащихся в с. Алтанцы, Амгинского улуса" (извещение N 0316200000113000211), направленная по подведомственности от Федеральной антимонопольной службы России.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на общероссийском официальном сайте размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 27 ноября 2013 года в 11 часов 30 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела жалоба ООО "Комплект сервис" оглашена в полном объеме.
Заявитель обжалует неправомерное включение заказчиком в состав одного лота товаров и работ, технологически и функционально не связанных между собой, что повлекло за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В соответствии с частью 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Предметом аукциона согласно извещению о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0316200000113000211 является выполнение строительно-монтажных работ.
Согласно приложению N1 к технической части аукционной документации по размещению заказа N 0316200000113000211 в рамках аукциона необходимо поставить некое технологическое оборудование на сумму 10 083 465,00 рублей. Причем заказчиком не установлены технические характеристики, техническая документация не позволяет должным образом определить потребности заказчика. По мнению заявителя, поставка оборудования технологически и функционально не связана ни с предметом аукциона, ни между собой. Включение указанного оборудования в состав одного лота является незаконным, поскольку ограничивает круг лиц, претендующих на заключение государственного контракта в рамках открытого аукциона в электронной форме.
Согласно положениям Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ "Градостроительный кодекс Российской Федерации", юридическое лицо, осуществляющее строительные работы, должно соответствовать ряду установленных требований и являться членом саморегулируемой организации, подтверждением чего является свидетельство саморегулируемой организации о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - свидетельство СРО).
Указывает, что не каждая организация, занимающаяся поставкой технологического оборудования, имеет свидетельство СРО. Необходимость наличия свидетельства СРО служит препятствием для участия в открытом аукционе в электронной форме.
Таким образом, такие компании как ООО "Комплект Сервис", осуществляющие поставку специализированного оборудования лишены возможности участвовать в аукционе. Необходимость наличия свидетельства СРО служит главным препятствием для участия в указанном аукционе. При этом важно учитывать, что стоимость поставляемого оборудования по каждой из групп товаров, составляет весьма значительную сумму от общей стоимости контракта, а потому нельзя говорить о том, что условия о поставке соответствующего оборудования существенно не влияют на характер правоотношений сторон в рамках аукциона.
Также указывает на то, что одним из главных принципов Закона о размещении заказов является эффективное использование средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, а также развитие добросовестной конкуренции. Считает, что компании, осуществляющие строительные работы, будут вынуждены обращаться к субпоставщикам, что не может обеспечить возможность формирования конкурентного ценового предложения, поскольку к стоимости оборудования, установленной производителем, будут прибавлены дилерская наценка, расходы по доставке от производителя к дилеру, расходы по хранению оборудования и т.д.
По мнению заявителя, объединение в один лот различных по функциональным и технологическим характеристикам товаров и работ влечет за собой ограничение конкуренции при проведении торгов ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов, которые могли бы принять участие в открытом аукционе в электронной форме. Включение в один лот товаров, технологически и функционально не связанных между собой, не позволяет гарантировать наличие условий для конкурентной среды при размещении заказа, проявляет себя в вытеснении малых, экономически слабых хозяйствующих субъектов, неспособных освоить столь крупный лот.
К жалобе приложена судебно-арбитражная и административная практика.
Просят признать жалобу обоснованной.
Представитель заказчика в ходе рассмотрения дела с жалобой не согласился и пояснил следующее.
Порядок формирования лотов Законом о размещении заказов не определен. Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями Закона о размещении заказов (части 2.1 и 3 статьи 10 Закона о размещении заказов). При размещении заказа заказчик наделен правом самостоятельного выделения отдельных лотов (по группам, классам, видам и иным единицам), правом выставления предмета торгов единым лотом, а также правом определения его содержания (с обязательным указанием отдельных условий оказания соответствующих услуг), допускается также возможность объединения в составе лота продукции (товаров, работ, услуг) технологически и функционально связанных между собой, если такое формирование лота не противоречит положениям действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 1.2 Положения об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного постановлением Государственного строительного комитета СССР от 10.11.1989 N 147, метод строительства объектов "под ключ" предусматривает обеспечение сооружения объектов, подготовленных к эксплуатации или оказанию услуг, на основе сосредоточения функций управления всеми стадиями инвестиционного процесса в одной организационной структуре и осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием - ввод в эксплуатацию).
Пунктом 2 Приложения к указанному Положению предусмотрено, что в договорную цену при строительстве объектов "под ключ" включается, помимо прочего, стоимость оборудования, мебели, инвентаря.
Согласно пункту 3.14 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 05.03.2004 N 15/1, в сметную стоимость строительства (ремонта) в соответствии с технологической структурой капитальных вложений и порядком осуществления деятельности строительно-монтажных организаций может включаться стоимость строительных (ремонтно-строительных) работ; стоимость работ по монтажу оборудования (монтажных работ); затраты на приобретение (изготовление) оборудования, мебели и инвентаря и прочие затраты.
Указывают, что в данном случае ООО "Комплект сервис" не представлены доказательства того, что формирование заказчиком лота повлияло на конкретный товарный рынок, привело к ограничению конкуренции.
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лицо, участвующее в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
5 ноября 2013 года на общероссийском официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ОАО "Единая электронная торговая площадка" www.roseltorg.ru заказчиком размещены извещение N 0316200000113000211 о проведении открытого аукциона в электронной форме строительно-монтажные работы на условиях "под ключ" по объекту: "Школа на 165 учащихся в с. Алтанцы, Амгинского улуса", а также документация об аукционе.
Начальная (максимальная) цена государственного контракта составила 101 098 833,00 рублей.
26 ноября 2013 года проведена процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, о чем составлен соответствующий протокол N 0316200000113000211.
Согласно указанному протоколу до окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме поступила одна заявка от участника размещения заказа. Аукцион признан несостоявшимся.
На момент рассмотрения жалобы государственный контракт не заключен.
В соответствии с требованием Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), на основании части 4 статьи 60 Закона о размещении заказов, размещение заказа в части подписания государственного контракта приостановлено до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Комплект сервис" обоснованной по следующим основаниям.
Заявитель обжалует включение заказчиком в состав одного лота товаров и работ, технологически и функционально не связанных между собой, что влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона N 94-ФЗ целью закона является, в том числе расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирование такого участия, а также развитие добросовестной конкуренции.
Согласно части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям предусмотренным частями 1-3.2, 4.1-6 статьи 34 указанного закона.
Документация об аукционе, разрабатываемая и утверждаемая, в том числе заказчиком, в соответствии с частями 1, 2 статьи 34 Закона о размещении заказов должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Согласно части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать требования к товару, его производителю, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Таким образом, свобода заказчика в установлении требований к товару, выполняемым работам ограничена нормой части 3.1 статьи 34 Закона N 94-ФЗ.
Извещением N 0316200000113000211 о проведении открытого аукциона в электронной форме на строительно-монтажные работы на условиях "под ключ" по объекту: "Школа на 165 учащихся в с. Алтанцы, Амгинского улуса" установлен предмет - выполнение работ.
В соответствии с предметом аукциона заказчиком установлено требование о наличии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, а именно:
1) Копия выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, свидетельства о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства: 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), стоимость которого по одному договору не превышает пятьсот миллионов рублей.
33.3. Жилищно-гражданское строительство
2) Выполнение участниками размещения заказа за последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, относящихся к той же группе, подгруппе или одной из нескольких групп, подгрупп работ, на выполнение которых размещается заказ, в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, стоимость которых составляет не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены Контракта (цены лота), на право заключить который проводится аукцион.
Таким образом, участие в данных аукционах могут принять только участники размещения заказа, имеющие специальное разрешение - свидетельство СРО и обладающие определенным опытом.
Техническое задание аукционной документации содержит приложение N 1 к технической части и включает в себя, в том числе следующее:
Приложение N1
к технической части
Перечень выполняемых строительно-монтажных работ на условиях "под ключ" по объекту: "Школа на 165 учащихся в с. Алтанцы, Амгинского улуса"
N |
Наименование работ |
Всего стоимость в руб. с НДС |
28 |
Технологическое оборудование. Локальная смета N 204901610 |
10 083 465.00 |
29 |
Приобретение спецтехники - 2 един. |
6 100 000.00 |
Аналогичное положение содержится в приложение N 1 к проекту контракта, причем в пункте 1.2 указанного контракта указано, что Подрядчик обязуется выполнить все строительно-монтажные и прочие работы и услуги по Объекту, указанные в Приложении N1, являющимся неотъемлемой частью Контракта, собственными силами или силами привлеченных субподрядных организации; пункте 9.1 - Подрядчик принимает на себя обязательство обеспечить строительство Объекта строительными материалами, изделиями и конструкциями, инженерным оборудованием, в соответствии с проектной и технической документацией и с ГОСТами.
Аукционная документация содержит, в том числе перечень следующего оборудования:
1. Мебель: кресло, шкаф, стол письменный, стеллаж, диван, тумба, зеркало и прочее,
2. Компьютерное оборудование: монитор, мышь лазерная, клавиатура, системный блок, моноблок и т.д.
3. Оборудование для пищеблока: мясорубка электрическая, кипятильник, весы, мармит, тестомесительная машина, холодильник, электроплита и пр.
4. Медицинское оборудование: стул, кушетка, ширма, шкаф медицинские, ростомер с металлическим стульчиком (в комплекте с установленными электронными весами), осветитель таблиц для определения остроты зрения (аппарат Ротта), холодильник фармацевтический с электронным блоком управления, стерилизатор вертикальный круглый электрический, бактерицидный облучатель - рециркулятор закрытого типа (5 лампы PhilipsTUV 15W) и пр.
5. Иное оборудование: манекен, сейф огнестойкий и другое.
6. Автомобиль Камаз а/ц вакуумная машина КО-505А с учетом доставки до г Якутска, автомобиль Камаз а/ц для перевозки питьевой воды 68065-011-10 с учетом доставки до г Якутска.
Исследовав представленную техническую часть документации, Комиссия приходит к выводу, что целью указанного размещения заказа является выполнение работ по строительству школы, между тем товары, используемые в ходе выполнения работ, не соответствуют указанной цели, имеют отличное назначение, например, автомобиль, техника широкого круга применения (телевизор).
Таким образом, требуемые к поставке товары, не соотносятся с предметом аукциона, технологически и функционально не связаны с выполнением работ. Более того, объединение указанных товаров в один лот с выполнением работ является препятствием для подачи заявок на участие в открытом аукционе как для заявителя жалобы, так и для неограниченного круга лиц - потенциальных участников размещения заказа.
При осуществлении строительства объекта "под ключ" заказчик вправе предусмотреть в документации о торгах необходимость поставки и монтажа оборудования, неразрывно связанного с объектом строительства. При этом в качестве неразрывно связанного с объектом строительства оборудования необходимо рассматривать оборудование, поставка и установка которого невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства.
Так, столы ученические, доски настенные, спортинвентарь предназначены для обеспечения учебного процесса, в то время как поставка автомобиля-цистерны для перевозки воды, автомобиля вакуумного не соотносится ни с учебным процессом, ни со строительством здания.
Часть 4 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях российской Федерации установлено, что включение в состав одного лота товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой, влечет наложение административного штрафа в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.
Причем, указание представителя заказчика на применение положений Положения об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного постановлением Государственного строительного комитета СССР от 10.11.1989 N 147 не может быть принято к рассмотрению, вследствие того, что положения данного положения применяются в части, не противоречащей действующему законодательству, в том числе Закону о размещении заказов.
В соответствии с пунктом 1.2 указанного Положения, метод строительства объектов "под ключ" предусматривает обеспечение сооружения объектов, подготовленных к эксплуатации или оказанию услуг, на основе сосредоточения функций управления всеми стадиями инвестиционного процесса в одной организационной структуре и осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием - ввод в эксплуатацию).
Таким образом, объединение функций управления всеми стадиями инвестиционного процесса по сооружению школы в одной организационной структуре - ГКУ СГЗ РС(Я) соответствует Положению об организации строительства объектов "под ключ". Однако, порядок определения исполнителя государственного контракта регулируется нормами Закона о размещении заказов, в том числе, частью 3.1 статьи 34 указанного закона.
Положение части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, запрещает установление требований к товарам, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Из диспозиции указанной нормы Закона о размещении заказов следует, что ограничение количества участников размещения заказа (менее двух участников) предполагает, что определенными действиями заказчика (требования к товару, работам) ущемляются права и законные интересы конкретного участника торгов.
Кроме того, материалами дела установлено, что открытый аукцион в электронной форме признан несостоявшимся, ввиду подачи заявки от единственного участника размещения заказа, что подтверждает довод об ограничении количества участников размещения заказа, о препятствии участия в аукционе других хозяйствующих субъектов.
Таким образом, заказчик нарушил часть 1статьи 41.6 (часть 3.1 статьи 34) Закона о размещении заказов.
При этом, принимая данное решение Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) исходила из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать указанные в одном из следующих подпунктов сведения:
1) при размещении заказа на поставку товара:
а) согласие участника размещения заказа на поставку товара в случае, если участник размещения заказа предлагает для поставки товар, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе в электронной форме <_>.
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме <_>.
2) согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, при условии размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг;
3) при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар <_>.
Таким образом, законодательством установлена невозможность подачи заявки одновременно на выполнение работ и поставку товара, непосредственно не используемого при выполнении работ (например: спецтехника на базе КамАЗа: а/ц вакуумная, а/ц для перевозки питьевой воды не используется непосредственно при строительстве школы).
В результате рассмотрения жалобы ООО "Комплект сервис" по существу доводы заявителя жалобы нашли своё подтверждение, что дает основание признать жалобу ООО "Комплект сервис" обоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 17, 60 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Комплект сервис" обоснованной.
2. Признать государственного заказчика - государственное казенное учреждение "Служба государственного заказчика" Республики Саха (Якутия) нарушившим часть 3.1 статьи 34, часть 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
3. Государственному заказчику - государственному казенному учреждению "Служба государственного заказчика" Республики Саха (Якутия) выдать предписание об устранении нарушений Закона о размещении Заказов.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии В.П. Кырбасов
Члены комиссии: А.С. Евсеева
Т.В. Матвеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 27 ноября 2013 г. N 06-697/13т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.12.2013