Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 2 декабря 2013 г. N 06-707/13т ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
изготовлено в полном объеме 05 декабря 2013 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее также - Комиссия) в составе:
Кырбасова В.П. - начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Якутского УФАС России, заместителя председателя комиссии;
Игнатьевой А.А. - главного государственного инспектора отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Евсеевой А.С. - государственного инспектора отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Эталон" (далее по тексту- ООО "Эталон", заявитель): Костылева А.В. (представитель по доверенности);
от уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов (далее - Госкомзаказ, уполномоченный орган): Федорова А.И. (представитель по доверенности), Веревкин С.А.;
рассмотрев жалобу ООО "Эталон" на действия уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку специализированного лечебного питания: безглютеновая мука для больных целиакией (извещение N 0116200007913005236), проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о размещении заказов, Закон N 94-ФЗ) внеплановую проверку размещения заказа, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 498 от 24.07.2012,
у с т а н о в и л а:
25 ноября 2013 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Эталон" на действия уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку специализированного лечебного питания: безглютеновая мука для больных целиакией.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 02 декабря 2013 года в 15 часов 30 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения представитель ООО "Эталон" поддержал жалобу в полном объеме и пояснил следующее.
1. Протокол рассмотрения первых частей заявок по данному аукциону вовремя не размещен, что является нарушением ч.3 ст.36 Закона N 94-ФЗ. (Скриншот со страницы официального сайта прилагается).
2. Учитывая тот факт, что заявка ООО "Эталон" была подана под порядковым номером 2 и что на момент подачи жалобы протокол рассмотрения заявок отсутствовал на электронной площадке, а также, что товар, являющийся предметом аукциона относится к лечебному питанию для больных целиакией, документы, подтверждающие качество и безопасность, в соответствии с требованиями, предъявляемыми законодательством Российской Федерации к данному виду товаров, участники аукциона, подавшие заявки, должны предоставить в составе первых частей.
3. Просит исключить из п.9.4. проекта договора, условие об освобождении Заказчика от оплаты неустойки из-за неисполнения обязательств по оплате по причине отсутствия денежных средств на расчетном счете, как противоречащее федеральному законодательству в частности гл. 23 ГК РФ.
Представитель уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов с доводами жалобы ООО "Эталон" не согласился и пояснил следующее.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о размещении заказов, документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
Кроме того, согласно пункту 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, документация о торгах должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
С учетом своих потребностей, Заказчик в соответствии с вышеназванными нормами указал в документации об открытом аукционе в электронной форме конкретные характеристики необходимого к поставке специализированного лечебного питания, изложенные в части 3 "Техническое задание" документации.
На участие в открытом аукционе в электронной форме по извещению N0116200007913005236 от оператора электронной площадки поступили 4 (четыре) заявки с порядковыми номерами 1, 2, 3, 4.
Аукционная комиссия, рассмотрев первые части заявок на участие в аукционе на соответствие требованиям, установленным частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, документацией об открытом аукционе в электронной форме, приняла решение допустить всех участников размещения заказа и признать их участниками аукциона.
В соответствии с частью 1 статьи 41.9 Закона о размещении заказов аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащие предусмотренные частью 4 статьи 41.8 настоящего закона сведения, на соответствие требования, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме в отношении товаров, работ, услуг, на поставки, выполнение, оказание которых размещается заказ.
В соответствии с нормами части 6 статьи 41.9 Закона о размещении заказов, на основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме оформляется протокол рассмотрения заявок и в день окончания рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе направляется уполномоченным органом, оператору электронной площадки.
Рассмотрение первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме по извещению N0116200007913005236 состоялось 21 ноября 2013 года, протокол рассмотрения первых частей заявок опубликован в день окончания срока рассмотрения заявок, о чем свидетельствуют скриншоты как с электронной торговой площадки ОАО "Единая электронная торговая площадка", так и с Общероссийского официального сайта.
Таким образом, довод заявителя о том, что уполномоченным органом не был во время размещен протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, не состоятелен.
Также, заявитель указывает, что документы подтверждающие качество и безопасность, в соответствии с требованиями, предъявляемыми законодательством Российской Федерации к данному виду товаров, участники аукциона, подавшие заявки, должны представить в составе первых частей.
Однако, согласно положениям ст.41.8 Закона о размещении заказов при подаче заявки на участие в торгах такая заявка должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товаров, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товарам, работам, услугам и если предоставление указанных документов предусмотрено документацией о торгах. При этом не допускается требовать предоставление указанных документов в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такие документы передаются вместе с товаром.
Так, в соответствии со статьей 456 Гражданского кодекса Российской Федерации, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также, относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т. п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.
Согласно пункту 2 Требований части 3 "Технического задания" документации об открытом аукционе в электронной форме данные документы представляются при поставке товара.
Также, заявитель ссылается на неправомерность пункта 9.4 проекта государственного контракта заказчик освобождается от уплаты пени, если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение (просрочка исполнения), произошло вследствие отсутствия целевых средств на расчетном счете Заказчика.
Однако, в соответствии с пунктом 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Кроме того, при этом проектом контракта установлено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств по контракту (просрочки исполнения обязательств), Заказчик уплачивает Поставщику пеню в размере 1/300 действующей на день уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ. При этом пеня начисляется за каждый день просрочки (неисполнения или ненадлежащего исполнения) исполнения обязательства по контракту, начиная со дня, следующего после дня истечения срока исполнения обязательств по настоящему контракту.
Иными словами, бремя доказывания отсутствия лежит на Заказчике, в ином случае Заказчик несет ответственность в соответствии с пунктом 9.3 проекта государственного контракта.
Отсюда, доводы заявителя о неправомерности установления условий освобождения от ответственности - не состоятельны.
Кроме того, в соответствии с нормами статьи 41.7 Закона о размещении заказов, участник размещения заказа вправе направить заказчику, уполномоченному органу запрос о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме.
Запросов о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме в адрес уполномоченного органа не поступало.
Стоит также отметить, что жалоба на положения документации об открытом аукционе в электронной форме может быть подана до срока окончания приема заявок на участие в электронном аукционе, в соответствии с нормами части 2.1 статьи 57 Закона о размещении заказов.
Также, заявителем была подана заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме, следовательно, заявитель при подаче такой заявки был согласен со всеми положениями аукционной документации. Кроме того, заявка заявителя была допущена к участию в аукционе, однако ценовых предложений от него не поступало, следовательно, права и законные интересы заявителя как участника размещения заказа Аукционной комиссией не были нарушены.
Просят признать жалобу ООО "Эталон" необоснованной, а требования, содержащиеся в ней не подлежащими удовлетворению.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, приходит к следующему.
12 ноября 2013 года уполномоченным органом на сайте оператора электронной площадки ОАО "Единая электронная торговая площадка" http://roseltorg.ru и на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru было размещено извещение N 0116200007913005236 о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку специализированного лечебного питания: безглютеновая мука для больных целиакией, а также документация об аукционе.
Начальная (максимальная) цена государственного контракта составила 2 299 244,00 рублей.
21 ноября 2013 года проведена процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, о чем составлен соответствующий протокол N 0116200007913005236-1.
Согласно данному протоколу, до окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме поступило 4 (четыре) заявки участников размещения заказа с порядковыми номерами N 1, 2, 3, 4.
По итогам их рассмотрения Единая комиссия приняла решение о допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме всех участников размещения заказа подавших заявки.
25 ноября 2013 года проведен открытый аукцион в электронной форме, о чем составлен соответствующий протокол.
Предложения о цене контракта выглядят следующим образом (ранжированные по мере убывания, степени выгодности):
1 |
Участник N1 |
1 988 846.06 |
Заявка N1 |
ООО "ЯСХ" |
2 |
Участник N4 |
2 000 342.28 |
Заявка N4 |
ИП Осипов В.Л. |
3 |
Участник N3 |
2 138 296.92 |
Заявка N3 |
ООО "Чаран" |
4 |
Участник N2 |
2 287 747.00 |
Заявка N2 |
ООО "Эталон" |
26 ноября 2013 года состоялась процедура подведения итогов размещения заказа, о чем составлен протокол N 0116200007913005236-2.
Согласно данному протоколу заявки участников размещения заказа признаны соответствующими требованиям, установленным в аукционной документации.
Победителем открытого аукциона в электронной форме признан участник размещения ООО "ЯСХ".
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 4 статьи 60 Закона о размещении заказов, размещение заказа в части возможности подписания государственного контракта приостановлено до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) жалобу ООО "Эталон" считает необоснованной по следующим основаниям.
Из содержания жалобы ООО "Эталон" следует, что заявитель обжалует факт не размещения на официальном сайте www.zakupki.gov.ru протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме.
Материалами дела установлено, что протокол рассмотрения первых частей заявок N 0116200007913005236-1 от 21.11.2013 года размещен на сайте оператора электронной торговой площадки http://roseltorg.ru.
Согласно части 6 статьи 41.9 Закона о размещении заказов на основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащей сведения, предусмотренные частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, аукционной комиссией оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе, который ведется аукционной комиссией и подписывается всеми присутствующими на заседании членами аукционной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом в день окончания рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе. Указанный протокол в день окончания рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе направляется заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией оператору электронной площадки.
Пунктом 11.7 раздела 11 "Порядок рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме" Регламента организации и проведения открытых аукционов в электронной форме для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" оператора электронной площадки ОАО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Регламент) установлено, что по завершению рассмотрения первых частей заявок организатор торгов АС Оператора формирует письменный протокол рассмотрения первых частей заявок, который подписывается всеми членами аукционной комиссии. Указанный протокол содержит данные решения о допуске, либо отказе в допуске в отношении каждой заявки. Протокол рассмотрения первых частей заявок направляется Оператору, для этого пользователю Организатора торгов необходимо зайти на страницу аукциона в раздел "Первые части заявок".
Пункт 11.9 Раздела 11 данного Регламента содержит следующее при заполнении карточки результатов рассмотрения заявок заказчиком (уполномоченным органом) должен осуществляться контроль вводимых данных: в случае, если принято решение об отказе в допуске участника размещения заказа должно быть указано основание (основания) принятия такого решения по каждому члену аукционной комиссии с указанием положений документации которым не соответствует данная заявка.
Также в примечании к данным пунктам указывается, что в файле протокола, загружаемого при формировании на электронной площадке протокола при отклонении заявки, в процессе заполнении формы на электронной площадке, специалисту организатора торгов необходимо заполнить обязательное текстовое поле с причиной отклонения такой заявки. Содержимое данного поля включается в электронное сообщение, направляемое в личный кабинет участника размещения заказа, о результате рассмотрения первой части его заявки на участие в электронном аукционе. В случае отклонения заявки, поле "Причина отклонения" является обязательным для заполнения.
Пунктом 11.13. Регламента после поступления к Оператору протокола рассмотрения заявок, участнику размещения заказа, подавшему заявку на участие, в течение одного часа с момента опубликования указанного протокола направляется уведомление о принятом относительно его заявки решении.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что протокол, составленный Единой комиссией, содержащий сведения о результатах рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме Заказчик направляет оператору электронной площадки.
Таким образом, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) приходит к выводу, что данный довод жалобы ООО "Эталон" подлежит признанию необоснованным.
Относительно 2 и 3 доводов Заявителя о несоответствии документации об открытом аукционе в электронной форме требованиям Закона о размещении заказов, Комиссия считает невозможным рассмотрение данных доводов жалобы в силу следующего.
Согласно части 2.1 статьи 57 Закона о размещении заказов, обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии в случае, если такие действия (бездействие) совершены при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме в соответствии с положениями главы 3.1 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном настоящей главой, допускается в любое время размещения заказа и в период аккредитации участника размещения заказа на электронной площадке, но не позднее чем через десять дней со дня размещения на электронной площадке протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме, а также протокола рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме или протокола проведения открытого аукциона в электронной форме в случае признания такого открытого аукциона несостоявшимся. Жалоба на положение документации об открытом аукционе в электронной форме может быть подана участником размещения заказа до окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником размещения заказа, подавшим заявку на участие в открытом аукционе. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в открытом аукционе или при заключении контракта, обжалование таких действий (бездействия) возможно до заключения контракта. По истечении указанных сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.
Из буквального толкования вышеприведенного положения Закона N 94-ФЗ следует, что в случае несогласия участника размещения заказа с положениями документации об открытом аукционе в электронной форме, такой участник вправе обжаловать действия заказчика или иного лица, утвердившего документацию об аукционе, в уполномоченный орган на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти исключительно до окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме.
Части 2.1 статьи 57 Закона о размещении заказов корреспондирует норма пункта 2 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, согласно которой участник размещения заказа, подавая заявку на участие в электронном аукционе, подтверждает, что товары, работы, услуги, предлагаемые им, соответствуют требованиям, изложенным в извещении и документации о проведении электронного аукциона, а также подтверждает свое согласие поставить товар/выполнить работу/оказать услугу в соответствии с требованиями, установленными в документации об аукционе и извещении. Более того, дача такого согласия является необходимым условием для подачи заявки в принципе.
Фактически, любой участник размещения заказа, подавая заявку, своим согласием подтверждает, что условия открытого аукциона в электронной форме, в том числе, требования заказчика к поставляемым товарам, для него понятны и приемлемы.
Положение части 2.1 статьи 57 Закона о размещении заказов направлено на обеспечение стабильности и определенности публичного порядка проведения торгов в форме открытого аукциона в электронной форме путем ограничения срока, в течение которого лицо вправе обжаловать положения документации об открытом аукционе в электронной форме, в том числе, с целью недопущения возможных злоупотреблений со стороны участников размещения заказа.
Кроме того, статья 41.7 Закона N 94-ФЗ предусматривает право участников размещения заказа направлять в адрес заказчика, уполномоченного органа или специализированной организации запросы о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме, в случае неясности ее положений, или при наличии, с точки зрения лица, направляющего запрос, определенных ограничений количества участников размещения заказа.
В соответствии с пунктом 3.39 Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России N 498 от 24.07.2012, в случае если одним из доводов жалобы является обжалование положений конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе документации об открытом аукционе в электронной форме) или извещения о проведении запроса котировок в случае подачи жалобы после окончания срока подачи соответственно заявок на участие в конкурсе, заявок на участие в аукционе (в том числе заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме) или котировочных заявок, рассмотрение данного довода жалобы не проводится.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), руководствуясь статьями 17, 60 Закона о размещении заказов,
р е ш и л а:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эталон" необоснованной. Относительно доводов ООО "Эталон" о несоответствии документации об открытом аукционе в электронной форме требованиям Закона о размещении заказов, Комиссия считает невозможным рассмотрение данных доводов жалобы в силу части 2.1 статьи 57 Закона о размещении заказов.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии В.П. Кырбасов
Члены комиссии: А.А. Игнатьева
А.С. Евсеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 2 декабря 2013 г. N 06-707/13т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.12.2013