Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 14 ноября 2013 г. N ЗК-237/2013 Р Е Ш Е Н И Е
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "ДиМедика" на действия Заказчика при проведении запроса котировок "Лекарственные средства (анастетики для стоматологии)" (извещение N0318200033913000250) в части нарушения законодательства о размещении заказов,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком - ГБУЗ "Краевой клинический стоматологический центр" Министерства здравоохранения Краснодарского края Федерального закона от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о размещении заказов) при проведении запроса котировок "Лекарственные средства (анастетики для стоматологии)".
ООО "ДиМедика" обжалует положения извещения о проведении запроса котировок, которые, по его мнению, не соответствуют нормам действующего законодательства о размещении заказов по следующим основаниям.
1.В форме котировочной заявки установлено требование о предоставлении контактной информации участника размещения заказа.
2.В обосновании начальной (максимальной) цены контракта отсутствуют наименование и реквизиты предложений от организаций, представивших коммерческие предложения.
3.Техническое задание Заказчика содержит избыточные требования к лекарственным препаратам, ограничивающие круг участников с эквивалентными препаратами:
-требование к отсутствию либо наличию вспомогательных веществ. Наличие вспомогательных веществ не относится к потребительским качествам лекарственного препарата и, по мнению Заявителя, свидетельствует о возможном сговоре и лоббировании интересов определенных производителей;
-требование к перечню противопоказаний, которые должны быть у запрашиваемого лекарственного средства.
Указанные требования, по мнению Заявителя, не соответствует ст.43, ст.44 Закона о размещении заказов.
Заказчик, не согласившись с доводами Заявителя, представил пояснения, согласно которым при составлении заявки на приобретение анестетиков учитывался многолетний опыт работы стоматологического центра (далее ЛПУ) в оказании стоматологической помощи жителям города Краснодара и Краснодарского края.
При указанных в техническом задании стоматологических манипуляциях и вмешательствах показаны не все анестетики, что находит подтверждение в большинстве инструкций артикаиновых анестетиков. Поэтому конкретизирован количественный и качественный состав анестетиков приобретаемых Заказчиком.
Ограничение количественного состава вспомогательных веществ является неотъемлемой частью любого местно-анестезирующего средства (альфа- и бета-адреномиметика) при его производстве.
Любое вспомогательное вещество в растворе анестетика является важным и влияет на лечебный процесс, например, этилендиаминтетрауксусная кислота (ЭДТА) - консервант, который добавляется в растворы для связывания ионов тяжелых металлов и вызывает головную боль, тошноту, рвоту, может вызывать поражение почек, нарушение ритма сердца и электролитные нарушения;
соляная кислота (хлористоводородная) - сильная одноосновная кислота, которая используется как стабилизатор раствора; ее попадание в кровеносное русло не желательно, так как она может вызывать электролитные нарушения, нарушения ритма сердца и др.
Вопрос о необязательности включения вспомогательных веществ в составе своих препаратов, Заказчик считает необоснованным, так как это может привести при их применении у пациентов к негативным последствиям (проявлением аллергических реакций, повышению давления, развитию гипертонического криза и т.д.).
Стоматологическая поликлиника является государственным учреждением практического здравоохранения. Только врач имеет право определить необходимость применения лекарственного препарата. Врач несет юридическую ответственность за назначение и применение лекарственного средства.
Указание отсутствия вспомогательных веществ необходимо, т.к. они напрямую влияют на качество и безопасность препарата, а учитывая, что сейчас очень много пациентов с сопутствующей патологией - риски увеличиваются
Содержание или отсутствие содержания вспомогательных веществ находит отражение в показаниях, противопоказаниях или осложнениях, указанных в инструкции для применения препарата. Указание в техническом задании вспомогательных веществ соответствует требованиям ФЗ-94, так как является качественной характеристикой товара.
Под заявленные параметры (поз.2,3 технического задания) подходят, как минимум два препарата: Ультракаин и Альфакаин.
Заказчиком в техническом задании указаны необходимые характеристики препаратов, с лучшими качественными параметрами и более чистым составом, для снижения рисков возникновения неотложных состояний у пациентов. Под них подпадает несколько препаратов, например, таких как Ультракаин и Артикаин Перрель.
Указание организаций, предоставивших коммерческие предложения, создаёт условие для раскрытия информации о потенциальных участниках, что, в свою очередь, создаёт возможность к сговору и лоббированию чьих-либо интересов. Кроме того, действующим законодательством данное требование в обязанности заказчика не вменяется.
ГБУЗ "Краевой клинический стоматологический центр" министерства здравоохранения Краснодарского края представлено:
-извещение о проведении запроса котировок;
-техническое задание;
-пояснения по жалобе.
Изучив представленные материалы, Комиссия провела внеплановую проверку запроса котировок "Лекарственные средства (анастетики для стоматологии)" (извещение N0318200033913000250) и пришла к следующим выводам.
На официальном сайте в сети "Интернет" было размещено извещение о проведении запроса котировок "Лекарственные средства (анастетики для стоматологии)" (извещение N0318200033913000250).
Начальная (максимальная) цена контракта: 96 690,00 руб.
Заказчик - ГБУЗ "Краевой клинический стоматологический центр" министерства здравоохранения Краснодарского края.
Статьей 43 Закона о размещении заказов установлен перечень сведений, которые должен содержать запрос котировок.
Согласно п.4 ст.43 Закона о размещении заказов запрос котировок должен содержать наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, наименование, характеристики и объем выполняемых работ, оказываемых услуг. При этом должны быть указаны требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. Указанные требования устанавливаются в соответствии с частями 2.1 - 3.4 статьи 34 настоящего Федерального закона.
Таким образом, законодательно установлено право Заказчика на установление требований к закупаемым товарам, работам, услугам.
Частью 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов предусмотрено, что документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Исходя из своих потребностей, действующей нормативной и справочной документации, разработано техническое задание по предмету контракта.
Требования к функциональным и качественным характеристикам товара содержат указания на международные непатентованные наименования, требования к форме выпуска, дозировке и фасовке лекарственных препаратов, требования к качеству и безопасности, к сроку годности, к упаковке.
Технические характеристики содержат используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Таким образом, требования п.4) ст.43 Закона о размещении заказов соблюдены.
Извещение о проведении запроса котировок сформировано в соответствии с заявками лечащих врачей ГБУЗ "Краевой клинический стоматологический центр" министерства здравоохранения Краснодарского края, потребностями в указанных препаратах для пациентов, а также в соответствии со сложившейся практикой применения данных лекарственных средств.
В соответствии с официальной позицией Минздравсоцразвития России возможность замены лекарственных средств, находящихся в обращении под одним МНН, решает лечащий врач.
Законом о размещении заказов не предусмотрено ограничений по включению в документацию запроса котировок требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика, не установлены запреты на установление технических и функциональных характеристик товара.
Таким образом, указание в техническом задании к наличию, либо отсутствию вспомогательных веществ, установление требований к упаковке товара является правом Заказчика.
Под указанные в поз. 2, 3 технического задания характеристики подходят минимум два препарата: Ультракаин и Альфакаин, и следовательно положения ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов не нарушены.
Заказчиком на заседание Комиссии представлены инструкции по применению лекарственных препаратов, соответствующих требуемым характеристикам Заказчика.
В материалах дела Заказчиком представлены коммерческие предложения трех поставщиков, соответствующие размещенной на сайте информации о ценах и содержащие наименование, реквизиты и информацию о ценах: ООО ТД "Алмеа-Юг", ООО "АРТИ-ПЛЮС", ООО "Сфера".
Кроме того, Заявитель не представил доказательств того, что действия Заказчика по установлению требований к закупаемым лекарственным препаратам создали одним участникам размещения заказа преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников размещения заказа.
Комиссия, руководствуясь ч. 1,2,3 ст.57 и на основании ч.5 ст.17, ч.6 ст.60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "ДиМедика" необоснованной.
2.Отменить приостановление размещения заказа (извещение N0318200033913000250).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 14 ноября 2013 г. N ЗК-237/2013
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.11.2013