Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 6 ноября 2013 г. N 1191 Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссии по рассмотрения жалоб) в составе: Председатель - заместитель руководителя управления О.П. Харченко, члены Комиссии по рассмотрению жалобы - начальник отдела Я.Ю. Бычкова, специалист-эксперт Н.В. Смирнова, (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "ЯрМед" на действия Заказчика - ФГБУЗ "Сибирский клинический центр Федерального медико-биологического агентства" (далее - Заказчик) при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме "На поставку дезинфицирующих средств для нужд ФГБУЗ СКЦ ФМБА России" (далее по тексту - аукцион в электронной форме) на электронной площадке ОАО "Единая электронная торговая площадка" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0319100004913000426, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "ЯрМед" на действия Заказчика - ФГБУЗ "Сибирский клинический центр Федерального медико-биологического агентства" (далее - Заказчик) при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме "На поставку дезинфицирующих средств для нужд ФГБУЗ СКЦ ФМБА России" (далее - жалоба).
Существо жалобы: утверждение Заказчиком документации об открытом аукционе в электронной форме, противоречащей требованиям законодательства о размещении заказов.
Жалоба подана в управление в срок, установленный частью 2.3 статьи 57 Федерального Закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), подготовлена в соответствии с требованиями статьи 58 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению.
В адрес заказчика, оператора электронной площадки, подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику, оператору электронной площадки, подателю жалобы было также предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы присутствовали:
- представитель заказчика Пелевина Я.П. (доверенность N 14 от 09.01.2013);
- представители ООО "ЯрМед" Васильев С.В.(доверенность от 01.11.2013), Кравцова С.О. (доверенность от 01.11.2013).
Из содержания жалобы следует, что заказчики в техническом задании при проведении открытого аукциона в электронной форме "На поставку дезинфицирующих средств для нужд ФГБУЗ СКЦ ФМБА России" указали характеристики запрашиваемого товара соответствующие одному производителю, а именно:
- по позиции 1 указан состав: действующее вещество (ДВ) - комбинация четвертичных аммониевых соединений (ЧАС) (суммарно не более 12.5%). Натуральные терпеновые масла растений и неоногенные поверхностно-активные вещества (ПАВ).
По мнению представителей ООО "ЯРМед" среди средств представленных на рынке под данную характеристику подходит лишь "3D-ctgn (ООО "НПОЛ СПецСинтез", Россия), так как среди зарегистрированных средств ни одно не содержит натуральные терпеновые масла растений.
- по позиции 2 под указанные характеристики подходят два средства: "Абсолюцид ЭНЗИМ" и "РОсдез Энзим", но оба средства изготовлены одним производителем - ЗАО "Химический завод "АЛДЕЗ""
- по позиции 4 подходит одно средство "Аниозим ДДТ" (лаборатория АНИОС", Франция);
- по позиции 7 подходит одно средство "Бактерокос ментол" (ПФХ СНС, Франция);
- по позиции 17 подходит только одно средство "ТРиосепт эндо" (ООО "НПО СпецСинтез" Россия)
Таким образом податель жалобы считает, что совокупность характеристик Технического задания по указанным выше позициям указывает на продукцию единственных производителей без указания установленных Законом параметров эквивалентности.
Таким образом, податель жалобы полагает, что требования Заказчика, установленные в аукционной документации ограничивают количество участников размещения заказа, что является нарушением части 3.1 статьи 34, части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
Представитель заказчика возражал относительно доводов жалобы, пояснив тем, что в процессе формирования технического задания в рамках подготовки аукционной документации Заказчиком в соответствии с нормами Закона о размещении заказов были сформулированы требования к товару, которые отражают потребность лечебного учреждения в дезинфицирующих средствах для использования их в рамках технологического процесса по поддержанию санитарно- противоэпидемического режима. Среди этих требований - активно действующие вещества, срок годности концентрата и готовых растворов, микробиологическая активность, возможность применения средства для выполнения определенных манипуляций, экономическая составляющая и т.п.
Проанализировав рынок дезинфицирующих средств, был выделен перечень средств, соответствующих условиям применения в ЛПУ. Требования к химическому составу прописаны подобным образом в связи с тем, что препараты, обладающие более низкой концентрацией действующих веществ, либо более высокой их концентрацией, при их использовании в лечебном учреждении, с учетом специализации данного ЛПУ, не привели к нужному Заказчику микробоцидному эффекту.
Также представитель заказчика добавила, что товары, описанные Заказчиком по всем 18 позициям технического задания, не являются "закрытой" (дилерской или сетевой) продукцией, следовательно, могут быть приобретены любым лицом и предложены к поставке неограниченным количеством участников размещения заказа. Данное положение также подтверждается тем, что при проведении мониторинга цен на желаемую к поставке продукцию Заказчик получил коммерческие предложения от семи хозяйствующих субъектов, которые смогли предложить цену на необходимые Заказчику товары. Отсутствие у ООО "ЯрМед" возможности предложить к поставке товар в соответствии с документацией открытого аукциона в электронной форме и с действующим законодательством Российской Федерации не накладывает на Заказчика обязательств руководствоваться именно этими обстоятельствами при составлении документации, не может ограничивать требования, которые Заказчик может устанавливать для определения соответствия поставляемого товара своим потребностям.
Таким образом ФГБУЗ СКЦ ФМБА России указало, что требования документации открытого аукциона в электронной форме относительно характеристик дезинфицирующих средств установлены в соответствие с законодательством о размещении заказов и антимонопольным законодательством, не нарушают конкуренцию.
Государственным заказчиком совершены действия по проведению торгов путем проведения открытого аукциона в электронной форме "На поставку дезинфицирующих средств для нужд ФГБУЗ СКЦ ФМБА России".
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о размещении заказов под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее также - федеральные нужды), либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее также - нужды субъектов Российской Федерации). Под нуждами федеральных бюджетных учреждений и бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации понимаются обеспечиваемые федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений.
В соответствии со статьей 5 Закона о размещении заказов под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков (далее также - контракты), а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
В силу части 1 статьи 9 Закона о размещении заказов под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Из совокупности указанных норм Закона о размещении заказов следует, что предмет контракта определяется заказчиком самостоятельно, исходя из собственной нужды, то есть обеспеченной за счет средств соответствующего бюджета потребности заказчика в товарах, работах, услугах.
В соответствии с техническим заданием документации об аукционе в электронной форме предметом контракта является поставка хирургического шовного материала для нужд медицинских организаций Красноярского края на 2013 - 2014 гг.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
В силу части 1 статьи 41.6 и части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Из документов представленных представителем заказчика Комиссией Красноярского УФАС установлено, что дезинфицирующее средство описанное в позиции N1 документации об открытом аукционе в электронной форме имеют свойства, которые и обусловили выбор описанного средства:
- Дезсредство с низким содержанием ЧАС, что влияет на его невысокую стоимость. В свою очередь это позволяет использовать средство в больших объемах для проведения не только генеральных уборок, но и текущих;
- Дезсредство имеет очень широкий спектр применения (от обычной дезинфекции при уборке поверхностей в помещениях, палатах, туалетах для дезинфекции медицинских отходов и санитарного транспорта, транспорта для перевозки пищевых продуктов и т.д.;
- Дезсредство полностью нейтрализует неприятные запахи (в том числе запах мочи, других биологических выделений, плесени, гнилостные запахи, запахи в помещениях с лежачими пациентами), что особенно важно при наличии в ЛПУ четырех отделений неврологии и нахождении в них лежачих тяжелобольных пациентов. Само средство не имеет неприятного резкого запаха, благодаря нахождению в составе эфирных масел растений придает приятный аромат после обработки и дезинфекции. Кроме того, в течение предыдущего опыта использования именного описного дезсредства не выявлены случаи раздражения слизистых оболочек, аллергии;
- Срок годности рабочего раствора не менее 21 суток с короткой экспозицией и низкой концентрацией используемого рабочего раствора позволяет оптимизировать рабочий процесс и экономить денежные средства Заказчика.
Что касается указания на содержание в составе дезинфицирующего средства терпеновых масел растений, то Заказчик в пояснениях указал, что терпены содержатся во многих растениях - от сосны до лимона. Среди примеров Заказчик обозначил:
- d-Лимонен - основная часть многих цитрусовых терпеновых масел. Его содержание в маслах составляет 90 процентов и даже более. Содержится также практически во всех цитрусовых и многих других эфирных маслах: лимона, мандарина, лайма, грейпфрута, бергамота, нероли, петигрейна, элеми, тмина, укропа, фенхеля, петрушки, эригерона, ортодона;
- Пинен содержится в эфирных маслах - в черном перце, эвкалипте, можжевельнике, сосне;
- Камфен содержится в камфоре, можжевельнике, сосне.
d-Лимонен получил широкое применение в производстве благодаря разнообразным химическим свойствам: растворитель жиров, восков, смол, пластмасс, нефтепродуктов; антиоксидант; дезинфицирующее средство и т.д. Именно d-Лимонен широко применяется при производстве дезинфицирующих средств. d-Лимонен входит в состав таких дезинфицирующих средств, представленных на отечественном рынке, как "3D- Септ" (производиться ООО "НПО СпецСинтез", Россия, ИНСТРУКЦИЯ N1/09), "ХИМИТЕК УНИВЕРСАЛ-ПД" (производиться ООО "НПФ Химитек", Россия) и т.д.
По заключению Эпидемиологической комиссии именно использование дезсредства, в составе которого имеются терпеновые масла растений, позволяет наиболее эффективно нейтролизовывать неприятные запахи. По результатам многолетней апробации это наиболее эффективный компонент, помогающий нейтрализовать проблему неприятного запаха, которая является наиболее острой в поликлиниках и стационарах с учетом многоэтажности, когда неприятные запахи с одного этажа перемещаются на другие. При апробации иных дезсредств без терпеновых масел растений запах распространялся по поликлинике, что вызывало фискомфорт и неудобство для персонала и пациентов.
По позиции N2 утверждение подателя жалобы о том, что под характеристики, указанные в техническом задании, подходят только два дезинфицирующего средства, изготовленные одним производителем, по мнению комиссии Красноярского УФАС является необоснованным, так как согласно инструкции по применению - ИНСТРУКЦИЯ N 7/11 дезинфицирующее средство "АБСОЛЮЦИД энзим", производится фирмой ЗАО "Химический завод "АЛДЕЗ", Россия. Согласно инструкции по применению - ИНСТРУКЦИЯ N 14/11 дезинфицирующее средство "РОС ДЕЗ-ЭНЗИМ", производится фирмой ООО "РДЕЗ", Россия. Таким образом, указанные характеристики данных средств принадлежат разным производителям, и под техническое задание подходят оба средства.
По позиции N4 под техническое задание подходит два дезинфицирующих средства, а именно: "Аниозим ДД1", производимое фирмой "Лаборатории АНИОС", Франция (ИНСТРУКЦИЯ N 08/07 А), дезинфицирующее средство "Энзимодез", производимое фирмой ООО "Мир дезинфекции", Россия (ИНСТРУКЦИЯ N 16/09-И).
Также комиссией Красноярского УФАС из представленных пояснений заказчика установлено, что характеристики дезсредства, описанного в позиции N7, указанны Заказчиком исходя из заключения Эпидемиологической комиссии, так как дезсредсто с данными характеристиками можно использовать в присутствии людей (4 класс малоопасных веществ) для обеззараживания воздуха помещений в ЛПУ, относящихся к III-V категориям (палаты, врачебные и процедурные кабинеты, помещения приемных покоев, боксы инфекционных больниц, тамбуры, помещения сортировки грязного белья, туалеты) при бактериальных инфекциях и гриппе, а также для профилактической дезинфекции в ЛПУ. Данная возможность является для Заказчика очень важной, так как в состав ЛПУ входит три поликлиники - места массового скопления людей. Кабинеты терапевтов расположены на одной территории с кабинетами иных специалистов (врачи гинекологи, эндокринологи и т.д.). В период эпидемий гриппа инфицированные пациенты находятся в непосредственной близости с неинфицированными, что может привести к значительному и быстрому распространению эпидемии.
Форма спрея обеспечивает быстрое и удобное применение, возможность распыления средства в местах массового скопления людей позволяет снизить (а иногда и исключить) иные способы профилактики гриппа и других инфекций. Применение описанного дезсредства избавляет от необходимости соблюдения масочного режима, сокращает необходимость дополнительной дезинфекционной обработки поверхностей иными дезсредствами, сокращает необходимость использования бактерицидных облучателей. Стоит отметить, что количество бактерицидных облучателей, находящихся у Заказчика, применение которых возможно в присутствие людей, носит ограниченный характер.
Дезсредство, описанное в позиции N17, имеет широкий спектр применения в сфере обработки медицинской техники.
Описанное средство опробовано Заказчиком в 2013 году, случаев коррозии не выявлено. Также не было выявлено аллергических реакций. При апробации иных дезсредств Заказчиком, напротив, выявлены аллергические реакции: приступы удушья и лиц, страдающих бронхиальной астмой (вплоть до анафилактического шока), экземы и дерматиты у персонала, покраснения слизистых, кашель и т.д., что опять же недопустимо для Заказчика.
Существенной характеристикой для Заказчика также является длительный срок годности рабочего раствора (не менее 30 суток).
Изучив содержание документации об аукционе в электронной форме Комиссией по рассмотрению жалобы сделан вывод о том, что установление заказчиком в документации об аукционе в электронной форме характеристик дезинфицирующих средств не может ограничивать количество участников размещения заказа.
Согласно ст. 34 Закона о размещении заказов, заказчик самостоятельно принимает решение о формировании лотов, в том числе в отношении предмета размещаемого заказа, начальной цены контракта и иных условий поставки, с учетом ограничений, установленных законодательством. При этом документация об аукционе должна содержать требования, определенные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работ, и иные показатели, связанные с соответствием поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Соответственно, заказчик вправе самостоятельно определять условия аукционной документации в пределах, оговоренных законом.
С учетом указанных обстоятельств Комиссией по рассмотрению жалобы не усматривает в действиях заказчика нарушений части 1 статьи 41.6 и части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, то есть установления требований к товару, ограничивающее количество участников размещения заказа.
На основании изложенного, руководствуясь частью 6 статьи 60 Федерального Закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу ООО "ЯрМед" необоснованной.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Н.В.Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 6 ноября 2013 г. N 1191
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.11.2013