Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 23 октября 2013 г. N 1133 Агентство государственного заказа
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссии по рассмотрения жалоб) в составе: Председатель - заместитель руководителя управления О.П. Харченко, члены Комиссии по рассмотрению жалобы - начальник отдела Т.М. Чудинова, специалист-эксперт Н.В. Смирнова, (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Домашняя аптека" на действия Заказчика - КГКУ "Управление капитального строительства" (далее - Заказчик) при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме "На право поставки в 2013 году медицинского оборудования (инструментов медицинских) в рамках строительства объекта "Реконструкция и расширение Красноярского краевого онкологического диспансера в г. Красноярске" за счет средств краевого бюджета" (далее по тексту - аукцион в электронной форме) на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0119200000113004577, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Домашняя аптека" на действия Заказчика - КГКУ "Управление капитального строительства" (далее - Заказчик) при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме "На право поставки в 2013 году медицинского оборудования (инструментов медицинских) в рамках строительства объекта "Реконструкция и расширение Красноярского краевого онкологического диспансера в г. Красноярске" за счет средств краевого бюджета" (далее - жалоба).
Существо жалобы: утверждение Заказчиком документации об открытом аукционе в электронной форме, противоречащей требованиям законодательства о размещении заказов.
Жалоба подана в управление в срок, установленный частью 2.3 статьи 57 Федерального Закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), подготовлена в соответствии с требованиями статьи 58 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению.
В адрес уполномоченного органа, заказчика, оператора электронной площадки, подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Уполномоченному органу, аукционной комиссии, Заказчику, оператору электронной площадки, подателю жалобы было также предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
КГКУ "Управление капитального строительства", уведомленное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, своего представителя на заседание Комиссии Красноярского УФАС России не направило.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы присутствовали:
- представитель уполномоченного органа Истомин А.К. (доверенность от 09.01.2013);
- представитель ООО "Домашняя аптека" Кривоносенко Т.В. (доверенность N 5 от 21.10.2013).
Из содержания жалобы следует, что в техническом задании заказчик объеденил изделия медицинской техники различного назначения, а именно аппараты медицинские сшивающие, Инструменты хирургические для открытых операций, Контейнеры медицинские для транспортировки и хранения.
Данные виды медицинской техники в соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93 имеют разные коды ОКП: инструменты хирургические для открытых операций - код 94 3300, Аппараты медицинские сшивающие - код 94 3110, Оборудование стерилизационное (контейнеры для стерилизации и хранения) - код 94 5120.
Хирургический инструментарий - инструменты, применяемые при хирургических манипуляциях в перевязочной и операционной, а также при диагностических обследованиях. (94 3300 Инструменты режущие и ударные с острой (режущей) кромкой).
Сшивающие аппараты- устройства для механического соединения органов и тканей. Их применение сокращает время наложения швов, упрощает процесс сшивания и повышает асептичность операции, уменьшает кровопотерю и травматизацию тканей, обеспечивает точную адаптацию краев соединяемых тканей с равномерным сжатием их по линии шва, что создает благоприятные условия для регенерации тканей в послеоперационном периоде.(94 3110 Инструменты сшивающие).
Стерилизационное оборудование - изделия медицинской техники, предназначенные для уничтожения микроорганизмов на хирургических инструментах, шприцах, перевязочном материале, операционном белье, изделиях из термолабильных материалов, в инъекционных растворах лекарственных средств, на посуде и других медицинских и микробиологических объектах с помощью высокой температуры или химических веществ. (94 5120 Оборудование стерилизационное).
По мнению подателя жалобы указанные изделия медицинской техники технологически и функционально не связаны между собой. Каждый вид медицинской техники имеет свое функциональное значение. У каждого вида существует отдельный функционирующий рынок, включающий различных производителей.
Также представитель ООО "Домашняя аптека" добавил, что включенные Заказчиком в один лот изделия медицинской техники входят в различные классы по степени потенциального риска применения в медицинских целях:
Инструменты хирургические, которые имеют регистрационное удостоверение с кодом ОКП 94 3300, относятся к классу потенциального риска 2а;
Сшивающие аппараты, которые имеют регистрационное удостоверение с кодом ОКП 943110, относятся к классу потенциального риска 26;
Контейнеры медицинские, которые имеют регистрационное удостоверение с кодом ОКП 945120, относятся к классу потенциального риска 1
Таким образом, ООО "Домашняя аптека" считает, что объединение в один лот различных по функциональным и технологическим характеристикам изделий медицинской техники влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа, что является нарушением требований статей 34, 41.6 Закона о размещении заказов.
Представитель уполномоченного органа возражал относительно доводов жалобы, пояснив тем, что 09.08.2013 г. в адрес Уполномоченного органа поступила заявка краевого государственного казенного учреждения "Управление капитального строительства" на организацию и проведение процедуры размещения заказа путем открытого аукциона в электронной форме. В составе заявки было представлено, в том числе, техническое задание, содержащее функционально-технические характеристики требуемых товаров.
Уполномоченным органом на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru 18.09.2013 г. в соответствии с заявкой КГКУ "УКС" опубликовано извещение о проведении торгов путем открытого аукциона в электронной форме N ЭА 2740/13 "На право поставки в 2013 году медицинского оборудования (инструментов медицинских) в рамках строительства объекта "Реконструкция и расширение Красноярского краевого онкологического диспансера в г. Красноярске" за счет средств краевого бюджета".
Также представитель уполномоченного органа добавил, что утверждение подателя жалобы о том, что "указанные изделия медицинской техники технологически и функционально не связаны между собой" не соответствует действительности, т.к. функционально-техническое предназначение всех указанных товаров едино - обеспечение целостности и неразрывности процесса оказания хирургической медицинской помощи.
Любое оперативное (хирургическое) вмешательство включает в себя следующие этапы:
- Подготовка стерильного инструмента к операции (т.е., прошедшего предварительную стерилизацию). Следовательно, цикл выполнения операции начинается только при наличии в оснащении ЛПУ стерилизационного оборудования.
- Оперативный доступ - обнажения органа или патологического очага. Выполняется посредством хирургического инструментария (скальпелей, ножниц, зажимов, иглодержателей и т.д.).
- Оперативный прием - хирургические манипуляции на органе или патологическом очаге. Выполняется посредством хирургического инструментария (скальпелей, ножниц, зажимов, иглодержателей и т.д.), а также посредством сшивающих аппаратов.
- Оперативный выход - комплекс мероприятий по восстановлению целостности тканей, повреждённых во время осуществления оперативного доступа. Выполняется посредством сшивающих аппаратов, а также посредством хирургического инструментария (скальпелей, ножниц, зажимов, иглодержателей и т.д.).
- Подготовка использованного инструмента к следующей операции, в том числе посредством стерилизационного оборудования.
Таким образом, хирургическое вмешательство представляет собой единый последовательный и неразрывный процесс, невыполнимый при отсутствии в технологической цепи любого из указанных компонентов.
Уполномоченным органом, государственным заказчиком совершены действия по проведению совместных торгов путем проведения открытого аукциона в электронной форме "На право поставки в 2013 году медицинского оборудования (инструментов медицинских) в рамках строительства объекта "Реконструкция и расширение Красноярского краевого онкологического диспансера в г. Красноярске" за счет средств краевого бюджета".
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о размещении заказов под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее также - федеральные нужды), либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее также - нужды субъектов Российской Федерации). Под нуждами федеральных бюджетных учреждений и бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации понимаются обеспечиваемые федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений.
В соответствии со статьей 5 Закона о размещении заказов под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков (далее также - контракты), а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
В силу части 1 статьи 9 Закона о размещении заказов под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Из совокупности указанных норм Закона о размещении заказов следует, что предмет контракта определяется заказчиком самостоятельно, исходя из собственной нужды, то есть обеспеченной за счет средств соответствующего бюджета потребности заказчика в товарах, работах, услугах.
В соответствии с техническим заданием документации об аукционе в электронной форме предметом контракта является поставка медицинского оборудования (инструментов медицинских) в рамках строительства объекта "Реконструкция и расширение Красноярского краевого онкологического диспансера в г. Красноярске" за счет средств краевого бюджета.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
В силу части 1 статьи 41.6 и части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Комиссией по рассмотрению жалобы установлено, что Заказчику требовалась:
N |
Наименование товара |
Ед. изм. |
Количество |
1. |
Отделение голова и шея |
Шт. |
15 |
2. |
Отделение торакальное |
Шт. |
8 |
3. |
Перевязочный набор |
Шт. |
210 |
4. |
Большой хирургический набор инструментария для радикальной мастэктомии (маммология 1) |
Шт. |
8 |
5. |
Малый хирургический набор инструментария для мастэктомии (маммология 2) |
Шт. |
10 |
6. |
Большой урологический набор |
Шт. |
10 |
7. |
Малый урологический набор |
Шт. |
4 |
8. |
Большой хирургический набор |
Шт. |
16 |
9. |
Большой гинекологический набор |
Шт. |
24 |
10. |
Малый гинекологический набор |
Шт. |
6 |
11. |
Большой набор лапаротомии |
Шт. |
3 |
12. |
Малый набор лапаротомии |
Шт. |
4 |
13. |
Костный |
Шт. |
3 |
Изучив содержание документации об аукционе в электронной форме Комиссией по рассмотрению жалобы сделан вывод о том, что установление заказчиком в документации об аукционе в электронной форме характеристик медицинского оборудования в комплекте не может ограничивать количество участников размещения заказа, так как запрашиваемые медицинские изделия технологически и функционально связанны между собой, и предназначены для единого последовательного и неразрывного процесса.
Согласно ст. 34 Закона о размещении заказов, заказчик самостоятельно принимает решение о формировании лотов, в том числе в отношении предмета размещаемого заказа, начальной цены контракта и иных условий поставки, с учетом ограничений, установленных законодательством. При этом документация об аукционе должна содержать требования, определенные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работ, и иные показатели, связанные с соответствием поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Соответственно, заказчик вправе самостоятельно определять условия аукционной документации в пределах, оговоренных законом.
С учетом указанных обстоятельств Комиссией по рассмотрению жалобы не усматривает в действиях заказчика нарушений части 1 статьи 41.6 и части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, то есть установления требований к товару, ограничивающее количество участников размещения заказа.
На основании изложенного, руководствуясь частью 6 статьи 60 Федерального Закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу ООО "Домашняя аптека" необоснованной.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
Н.В. Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 23 октября 2013 г. N 1133
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.11.2013