Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 28 ноября 2013 г. N 1282,1290,1291,1313 Сибирский региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов в составе: Председателя Комиссии-О.П.Харченко, заместителя руководителя Управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела информатизации и контроля рекламы, Е.А.Фадеевой - специалиста-эксперта отдела информатизации и контроля рекламы (далее - Комиссия), рассмотрев жалобы ООО "Бизнес-Строй", ЗАО "Сибагропромстрой", ООО "Реставрация СТК", ООО "Комплект-Сервис" на действия заказчика - Сибирский региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее- государственный заказчик) при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме "Строительство Учебно-тренировочного комплекса для подготовки спасателей МЧС России и отработки действий сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП в Красноярском крае, г. Дивногорск" (далее - открытый аукцион в электронной форме) на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0119100013313000073, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступили жалобы ООО "Бизнес-Строй", ЗАО "Сибагропромстрой", ООО "Реставрация СТК", ООО "Комплект-Сервис" на действия заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме.
Существо жалоб: документация об открытом аукционе в электронной форме составлена с нарушением требований законодательства Российской Федерации.
Жалобы подготовлены в соответствии с требованиями статьи 58 Федерального закона от 21.07.2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) и поданы в срок, установленный частью 2.1 статьи 57 Закона о размещении заказов. В связи с этим жалобы приняты Красноярским УФАС России к рассмотрению.
В адрес государственного заказчика, подателей жалоб были направлены уведомления о содержании жалоб с информацией о месте и времени их рассмотрения.
Государственному заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалоб.
На заседание по рассмотрению жалоб явилась:
-представитель государственного заказчика: Игумнова Наталия Владимировна (доверенность от 17.05.2013 N12-7-21);
- представители ЗАО "Сибагропромстрой": Газоян Агаси Акопович (доверенность от 27.11.2013 N173), Масалыгин Сергей Владимирович (доверенность от 26.11.2013 N172);
-представитель ООО "ООО "Реставрация СТК": Козлова Анна Викторовна (доверенность от 14.07.2013).
ООО "Бизнес-Строй" и ООО Комплект Сервис" явку своих представителей на заседание комиссии по рассмотрению жалобы не обеспечили.
Из содержания жалоб следует, что при составлении документации об открытом аукционе в электронной форме государственным заказчиком нарушены требования законодательства Российской Федерации о размещении заказов.
Доводами жалобы ООО "Бизнес Строй" является отсутствие в документации об аукционе требований к материалам, используемых при выполнении работ. Разъяснения заказчика на запрос участников размещения заказа о том, что указанные требования содержатся в техническом задании не отражают действительности.
Из жалобы ООО "Реставрация СТК" следует:
-в документации отсутствует перечень материалов, используемых при выполнении работ;
- документация об аукционе имеет указания на товарный знак без сопровождения словами "или эквивалент", отсутствуют значения для определения эквивалентности товара;
- указанный в документации ГОСТ 530-2007 утратил силу с 01.07.2013;
-в документации нет инструкции по заполнению заявки;
-установлены дополнительные требования к обеспечению заявки, а именно:
Безотзывная банковская гарантия должна быть выдана банком:
-не имеющим не устраненные нарушения по предписаниям Центрального Банка России;
-не находящимся в стадии ликвидации или банкротства;
-имеющим период работы не менее пяти лет;
-имеющим прибыль по итогам работы за предыдущие годы.
Подтверждение этих требований должно быть представлено участником аукциона при заключении государственного контракта.
По мнению ООО "Реставрация СТК" указанные нарушения затрудняют (делают невозможным) участие в аукционе как на стадии подачи заявки, так и на стадии заключения контракта.
Из жалобы ООО "Комплект Сервис" следует, что документация об аукционе содержит требования, влекущие к ограничению количества участников аукциона, поскольку при предмете контракта "строительство объекта" в документацию включено требование о поставке технологического оборудования. Таким образом, поставщики оборудования, не имеющие допусков СРО, не имеют возможности участвовать в данном аукционе.
В жалобе ЗАО "Сибагропромстрой" утверждает, что обществом в адрес Заказчика был направлен запрос о разъяснениях о том, что документация содержит противоречивые сведения, а именно: абзац 3 пункта 2.3 документации об аукционе и абзац 2 пункта 3.3 проекта контракта не соответствуют пункту 8.1 проекта контракта, а также общество выразило пожелание об уточнении кадастрового номера участка. Заказчик в разъяснении 22.11.2013 года по запросу ответил, что в соответствии с запросом внесены изменения, однако изменения опубликованы не были.
На заседании комиссии по рассмотрению жалобы представитель заказчика сообщила о том, что жалобы ООО "Бизнес-Строй", ООО "Комплекс Сервис" ООО "Реставрация СТК" необоснованны, поскольку Документация об аукционе в электронной форме содержит требования к материалам, в разъяснении по запросу участника размещения заказа указано в каком конкретно разделе Документации об аукционе в электронной форме содержатся данные требования, следовательно, нарушение прав и законных интересов участников размещения заказа отсутствует. Упоминание в проекте контракта о технологическом оборудовании, обусловлено наличием в проекте по строительству указанного объекта оборудования по водоснабжению, водоотведению, энергоснабжению, необходимого для функционирования данного объекта.
Довод жалобы ООО "Реставрация СТК" о том, что Документация об аукционе в электронной форме не содержит инструкции по заполнению заявки необоснован, поскольку, согласно части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие сведения: требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению. Данное положение аналогично требованию пункту 1 части 4 статьи 34 Закона о размещении заказов в той части, согласно которой документация об аукционе должна устанавливать требования к содержанию и составу, заявки на участие в аукционе, в том числе заявки, подаваемой в форме электронного документа, и инструкции по ее заполнению. В то же время в части 2 статьи 41.6 Закона о размещении заказов в отличие от пункта 1 части 4 статьи 34 Закона о размещении заказов установлено, что документация об открытом аукционе в электронной форме не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме. Требования к содержанию первой и второй частей заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме установлены соответственно в ч. 4 и 6 ст. 41.8 Закона. Эти нормы и предписывает учитывать пункт 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов при установлении в документации об открытом аукционе в электронной форме требований к содержанию и составу такой заявки и инструкции по ее заполнению.
ООО "Реставрация СТК" утверждает, что Заказчик установил дополнительные (не предусмотренные статьями 41.6 и 41.12 Закона о размещении заказов) требования к обеспечению контракта в части установления требований к банкам и кредитным организациям, предоставляющим банковскую гарантию. В указанных статьях Закона, как и в целом в Законе отсутствуют требования к банкам и кредитным организациям, предоставляющим банковскую гарантию. Также отсутствует запрет на установление Заказчиком указанных требований. Заказчиком данные требования установлены на основании распорядительного документа Центрального аппарата МЧС России в целях усиления экономической безопасности.
Кроме того, ООО "Реставрация СТК" подало заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме. Пунктом 1.1 Части I Документации об аукционе в электронной форме установлено, что настоящая Документации об аукционе в электронной форме является публичной офертой порядка и условий проведения аукциона. Пунктом 3.2 Части I Документации об аукционе в электронной форме установлено, что заявка на участие в аукционе в электронной форме является акцептом порядка и условий проведения аукциона. В соответствии со статьей 438 Гражданского кодекса РФ Акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Таким образом, ООО "Реставрация СТК" путем подачи заявки на участие в аукционе принимает (соглашается) с условиями, изложенными в Документации об аукционе в электронной форме.
Представитель заказчика признала жалобу ЗАО "Сибагропромстрой" обоснованной и пояснила следующее.
В адрес Заказчика 19.11.2013 поступил запрос о разъяснении положений Документации об аукционе в электронной форме. В соответствии с запросом были подготовлены, утверждены изменения в указанные пункты документации по запросу и в техническое задание. Внесение изменений предусматривало установленное Законом продление сроков приема заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме. 19.11.2013 года на официальном сайте проводились регламентные работы и у пользователей был недоступен "Личный кабинет", о чем было размещено объявление в разделе "Новости" на официальном сайте. В соответствии с Законом о размещении заказов внесение изменений на следующий день уже становилось невозможным. Поэтому представителем Заказчика совершались попытки входа в "Личный кабинет" для создания и опубликование изменений. Доступ в "Личный кабинет" был нестабильным, в результате чего в 18:01 красноярского времени удалось создать Изменения извещения и прикрепить соответствующий файл "Изменения в документацию об аукционе в электронной форме". Неоднократные попытки опубликовать привели к тому, что в 21:02 красноярского времени изменение извещения было направлено "на утверждение". После этого, в контекстном меню осталась только одна функциональная кнопка "Печатная форма". Диалог по телефону со службой поддержки официального сайта результата не дал. В службу был направлен запрос по исправлению ошибки. Создать и внести новые изменения сайт возможности не давал, т.к. имелись не опубликованные изменения, которые всплывающее меню предлагало опубликовать или удалить, тогда как, в в контекстном меню такой возможности не имелось. В связи с тем, что службой поддержки официального сайта указанной проблеме был присвоенный повышенный статус "Инцидент" и операторы обещали в кратчайшие сроки решить проблему, срок публикации разъяснения в соответствии с Законом истекал, разъяснение было опубликовано на официальном сайте. До окончания срока подачи заявок проблема по публикации изменения решена не была.
На основании вышеизложенного, с целью устранения нарушения прав и законных интересов участников размещения заказа, а также приведения Документации об аукционе в электронной форме в соответствии с требованиями Закона представитель заказчика заявила ходатайство о выдаче Заказчику предписания о внесении изменений в Документацию об аукционе в электронной форме и продлении срока приема заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме.
Рассмотрев жалобу, заслушав пояснения лиц, присутствующих на рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Государственным заказчикам - Сибирским региональным центром по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий размещен заказ путем проведения открытого аукциона в электронной форме "Строительство Учебно-тренировочного комплекса для подготовки спасателей МЧС России и отработки действий сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП в Красноярском крае, г. Дивногорск".
В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона о размещении заказов.
Частью 1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
Согласно части 2 статьи 34 Закона о размещен заказов документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
В соответствии с частью 3 статьи 34 Закона о размещении заказов при указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о размещении заказов.
В силу пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частями 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов сведениями должна содержать следующие сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта: требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
На основании пункта 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с положениями пунктом 11 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов в случае, если цена контракта свыше 50 млн рублей, заказчик обязан устанавливать требование обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с частью 19 статьи 41.12 Закона о размещении заказов, в случае если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта, контракт заключается только после предоставления участником открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, безотзывной банковской гарантии, выданной банком или иной кредитной организацией, или передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения контракта, установленном документацией об открытом аукционе в электронной форме.
Комиссией Красноярского УФАС России установлено, что на официальном сайте в сети Интернет 20.11.2013 размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме. Предметом аукциона в электронной форме является Строительство объекта капитального строительства. Пунктом 3.2 документации об аукционе в электронной форме указаны требования к содержанию и составу заявки, согласно которому Заявка на участие в аукционе в электронной форме является акцептом порядка и условий проведения аукциона и состоит из двух частей.
Первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие сведения:
согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме;
конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и товарный знак (при его наличии) предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак.
Вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие документы и сведения:
- фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика;
- копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию к лицам, осуществляющим выполнение работ, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме (копия свидетельства о допуске к строительным работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства с правом заключения договоров по осуществлению организации работ по строительству документации, предельная стоимость которых по одному договору должна превышать размер начальной (максимальной)
цены контракта, на основании статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации);
- копии документов, подтверждающих соответствие работ, требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким работам;
- решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и если для участника размещения заказа выполнение работ, являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом аукционе, обеспечения исполнения контракта являются крупной сделкой. Предоставление указанного решения не требуется в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает максимальную сумму сделки, предусмотренную решением об одобрении или о совершении сделок, предоставляемым для аккредитации участника размещения заказа на электронной площадке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, копия акта приемки объекта капитального строительства (за исключением случая, если застройщик являлся лицом, осуществляющим строительство).
Требования к объему, результатам работ установлено в техническом задании (приложение N1 к проекту контракта), в котором содержатся в т.ч наименование товаров, используемых при выполнении работ, а также требуемые характеристики. В техническом задании присутствуют наименования товаров, которые содержат торговые марки без сопровождения словами "или эквивалент". Установлено, что товары с указанием товарного знака с сопровождением словами "или эквивалент" не содержат характеристик для определения эквивалентности, например, в качестве отопительных приборов предусмотрены стальные радиаторы "Nova-Florida" - 500 (или эквивалент).
Согласно информации, размещенной на официальном сайте 19.11.2013 потупил запрос о разъяснениях документации об аукционе о том, что абзац 3 пункта 2.3 документации об аукционе и абзац 2 пункта 3.3 проекта контракта не соответствуют пункту 8.1 проекта контракта в части сроков предоставления актов выполненных работ. Кроме того, необходимо уточнить кадастровый номер участка в проекте государственного контракта.
Ответ заказчика о том, что изменения в документацию внесены, не соответствует действительности.
Исходя из пояснений представителя заказчика, изменения заказчиком подготовлены, но не размещены на официальном сайте по техническим причинам сайта, независимым от заказчика, в связи и чем, заказчиком заявлено ходатайство о выдачи Комиссией Красноярского УФАС России предписания о внесении в документацию об аукционе в электронной форме изменений. На заседание Комиссии представлена документация об аукционе с учетом изменений.
Комиссия Красноярского УФАС России пришла к следующим выводам:
Документация об аукционе в электронной форме содержит техническое задание, в котором имеются требования к характеристикам материалов, используемых при выполнении работ, а также требования к составу заявок, с подробным указанием документов и сведений, входящих в заявки, следовательно, доводы жалоб ООО "Бизнес строй" и "Реставрация СТК" в части отсутствия требований к техническим характеристикам товаров и инструкции по заполнению заявки, необоснованны. Требования о предоставлении в качестве обеспечения исполнения контракта банковской гарантии не противоречат пункту 11 части 3 статьи 41.6, части 19 статьи 41.12 Закона о размещении заказов.
Довод жалобы ООО "Комплект сервис" об условиях, влекущих к ограничению количества участников также не обоснован, так как, упоминаемое в проекте контракта технологическое оборудование функционально и технологически связано с предметом контракта - строительством объекта капитального строительства, по условиям проекта которого предусмотрено оснащение системами водоснабжения, водоотведения, энергоснабжения.
Включение в документацию об аукционе указаний на товарный знак без сопровождения словами "или эквивалент" и отсутствие значений для определения эквивалентности товара, а также наличие противоречий в сроках предоставления отчетности, указанных в абзаце 3 пункта 2.3 документации об аукционе, абзаце 2 пункта 3.3 проекта контракта и пункте 8.1 проекта контракта нарушают требования статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 6 статьи 60, частей 4,5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", пунктами 3.32, 3.35 Приказа ФАС России от 24.07.2012 N498 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений", Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ООО "Бизнес Строй" необоснованной.
2.Признать жалобу ООО "Реставрация СТК" обоснованной в части.
3.Признать жалобу "Комплект сервис" необоснованной.
4. Признать жалобу ЗАО "Сибагропромстрой" обоснованной.
5.Признать государственного заказчика нарушившим требования статьи 41.6 Закона о размещении заказов, а также права и законные интересы участников размещения заказов.
6.Выдать государственному заказчику предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов, также прав и законных интересов участников размещения заказов.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М.Чудинова |
|
Е.А.Фадеева |
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 28 ноября 2013 г. N 1282,1290,1291,1313
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.11.2013