Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 1 ноября 2013 г. N 1176 ОООО "Строительное проектирование"
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела контроля размещения государственного заказа, Н.А. Яхонтовой, главного специалиста - эксперта контрольного отдела, рассмотрев жалобу ООО "Строительное проектирование" на действия заказчика - администрации Северо - Енисейского района при проведении открытого конкурса "Выполнение работ по разработке проекта генерального плана поселка Брянка Северо-Енисейского района", реестровый номер - 0119300019613000221, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Строительное проектирование" (далее - податель жалобы) на действия заказчика - администрации Северо - Енисейского района при проведении открытого конкурса "Выполнение работ по разработке проекта генерального плана поселка Брянка Северо-Енисейского района" (далее - открытый конкурс).
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 58 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) и подана в срок, установленный пунктом 2 статьи 57 Закона о размещении заказов. В связи с этим жалоба была принята Красноярским УФАС России к рассмотрению.
Существо жалобы: документация открытого конкурса составлена с нарушением требований Федерального закона от 21.07.2005 г. N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Красноярским УФАС России в адрес подателя жалобы - ООО "Строительное проектирование", заказчика - администрации Северо - Енисейского района (далее - заказчик) были направлены уведомления о содержании жалобы и сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику, конкурсной комиссии было предложено представить в адрес управления письменные пояснения и копии материалов, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседание комиссии Красноярского края явились:
- директор ООО "Строительное проектирование" Скробан В.А. (личность установлена);
- представитель заказчика по доверенности б/н от 30.10.2013 года Пономарева Ю.А.;
- представитель заказчика по доверенности б/н от 30.10.2013 года Пискунова Н.И.
Директор ООО "Строительное проектирование" Скробан В.А. доводы, изложенные в жалобе поддержал в полном объёме, пояснил, что полагает, что конкурсная документация составлена с нарушением Закона о размещении заказов, а именно: заказчиком неправомерно установлено требование по предоставлению лицензии на осуществление мероприятий и (или) оказание услуг в области защиты государственной тайны и предъявлены квалификационные требования к участнику размещения заказа.
Представители заказчика Пономарева Ю.А., Пискунова Н.И. с доводами, изложенными в жалобе не согласились, считают, что документация открытого конкурса соответствует требованиям действующего законодательства, просили признать жалобу ООО "Строительное проектирование" не обоснованной.
Рассмотрев жалобу, конкурсную документацию, проведя внеплановую проверку, выслушав пояснения лиц, присутствующих при рассмотрении жалобы ООО "Строительное проектирование", комиссия Красноярского УФАС России, установила следующие обстоятельства, в соответствии с которыми жалоба ООО "Строительное проектирование" является необоснованной.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по размещению заказа путем проведения открытого конкурса "Выполнение работ по разработке проекта генерального плана поселка Брянка Северо-Енисейского района".
Открытый конкурс на выполнение работ по разработке проекта генерального плана поселка Брянка Северо-Енисейского района (далее - конкурс) был объявлен в соответствии с постановлением администрации Северо-Енисейского района от 04.10.2013 N484-п "О размещении муниципального заказа путем проведения открытого конкурса на выполнение работ по разработке проекта генерального плана поселка Брянка Северо-Енисейского района". Предметом конкурса является выполнение работ по разработке проекта генерального плана поселка Брянка Северо-Енисейского района (далее - работы) в соответствии с градостроительным законодательством и с техническим заданием, на условиях конкурсной документации и проекта муниципального контракта.
Извещение N 0119300019613000221 о проведении открытого конкурса было размещено 04.10.2013 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт).
Вскрытие конвертов с заявками участников размещения заказа назначено на 05.11.2013 г. в 14 часов 30 минут по местному времени по адресу: ул. Ленина 48, р.п. Северо-Енисейский, Северо-Енисейского района Красноярского края, кабинет N15.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о размещении заказов любой участник размещения заказа вправе направить в письменной форме заказчику, уполномоченному органу запрос о разъяснении положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней со дня поступления указанного запроса заказчик, уполномоченный орган обязаны направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику, в уполномоченный орган не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе. В п. 1.5. конкурсной документации установлено, что запросы о разъяснении положений конкурсной документации принимаются по адресу: 663282, Красноярский край, Северо-Енисейский район, р.п. Северо-Енисейский, ул. Ленина, д.48, Администрация Северо-Енисейского района, кабинет N18 (Управление делами администрации района).
Согласно представленной представителем заказчика Пономаревой Ю.А. информации от ООО "Строительное проектирование" запросов в администрацию Северо-Енисейского района о разъяснении положений конкурсной документации не поступало. По состоянию на 31.10.2013 в администрации Северо-Енисейского района зарегистрирован один входящий документ от ООО "Строительное проектирование" - это входящий документ N4164 от 29.10.2013 г. "Жалоба".
В соответствии с частью 2 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, к качеству, техническим характеристикам работ, требования к их безопасности, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика. Данные требования в соответствии с предметом конкурса установлены Заказчиком в разделе 2 конкурсной документации.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать в соответствии с частями 2 - 4 статьи 25 Закона о размещении заказов требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в конкурсе. Данные требования установлены в п.4.2. конкурсной документации.
Также согласно пункту 10 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 Закона о размещении заказов. В соответствии со пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются следующие обязательные требования к участникам размещения заказа: соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся предметом торгов.
Согласно подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 25 заявка на участие в конкурсе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пункту 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, в случае, если в соответствии с законодательством РФ установлены требования к лицам, осуществляющим выполнение работ, такие работы являются предметом конкурса и данные требования предусмотрены конкурсной документацией.
Поскольку предметом торгов является "выполнение работ по разработке проекта генерального плана поселка Брянка Северо-Енисейского района" и в соответствии с пунктом 14 Технического задания данный проект должен содержать раздел ИТМ и ЧС, то в пункте 4.3 раздела 4 конкурсной документации установлено, что к заявке должны быть приложены документы или копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа установленным требованиям и условиям допуска к участию в конкурсе, а именно копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пункту 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов: копия лицензии Управления Федеральной службы безопасности на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданной в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.04.1995 N 333 "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны".
Требование в конкурсной документации наличия у участника размещения заказа лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, обусловлено следующими положениями действующего законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
В соответствии со статьей 23 Градостроительного Кодекса РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ предъявляются требования к содержанию генерального плана населенного пункта.
Частью 6 указанной статьи установлено, что "к генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт".
На основании подпункта 6 части 7 вышеуказанной статьи, материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме должны содержать раздел, устанавливающий перечень и характеристику основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Также требования к содержанию генеральных планов и инструкции по ее подготовке изложены в СНиП от 29.10.2002 N11-04-2003, утвержденных постановлением Госстроя России от 29.10.2002 N150.
Пунктом 2.7 указанного документа регламентировано следующее. Подготовка градостроительной документации любого вида разрабатывается на основании задания выдаваемого органами местного самоуправления. Требования и состав основных сведений, включаемых в задание на разработку градостроительной документации, устанавливаются настоящей инструкцией и могут быть уточнены заказчиком.
Пунктом 17 СНиП 11-04-2003 установлено, что в качестве обязательных положений генеральных планов поселений являются в том числе: меры по защите территорий от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и мероприятия по гражданской обороне.
Пунктом 14 Технического задания на разработку генерального плана п.Брянка Северо-Енисейского района установлено требование к Исполнителю о разработке раздела "инженерно-технических мероприятий по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям" по заданию выданному соответствующим государственным органом - Главным управлением по делам ГО и ЧС Красноярского края применительно к населенному пункту п.Брянка Северо-Енисейского района.
Сведения о содержании планов подготовки отдельных регионов РФ к возможным военным действиям, находящиеся в распоряжении МЧС России, включены в перечень сведений отнесенных к государственной тайне, установленный пунктом 30 Указа Президента РФ от 30.11.1995 г. N1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне".
На основании изложенного, комиссией Красноярского УФАС России установлено, что обеспечение государственной безопасности по вопросам, составляющим государственную тайну, осуществляется в процессе реализации мероприятий, предусмотренных документами генерального плана для подготовки которых, в свою очередь, необходимы исходные данные, составляющие государственную тайну.
Из вышеизложенного следует, что разработка генерального плана населенного пункта п. Брянка Северо-Енисейского района (как и генеральных планов других населенных пунктов и городских округов) невозможна без предоставления и учета исходной информации, составляющей государственную тайну, допуск к использованию которой регулируется нормами статьи 27 Федерального закона от 21.07.1993 N5485-1 "Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну".
Лицензия на проведение указанных работ выдается на основании результатов специальной экспертизы предприятия, учреждения и организации и государственной аттестации их руководителей, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну.
Таким образом, комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о том, что доводы подателя жалобы о включении муниципальным заказчиком требования по предъявлению лицензии на осуществление мероприятий и (или) оказание услуг в области защиты государственной тайны не правомерно и о том, что заказчик, включивший при составлении конкурсной документации, требование о предоставлении лицензии ФСБ являются нарушением требований Закона о размещении заказов, являются необоснованными.
Довод подателя жалобы ООО "Строительное проектирование" о том, что заказчиком предъявлены квалификационные требования к участнику размещения заказа, комиссия Красноярского УФАС России также считает необоснованным по следующим основаниям.
Согласно части 2.1. статьи 22 Закона о размещении заказов не допускается включать в конкурсную документацию (в том числе и в форме требований к качеству, техническим характеристикам работ) требования к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для выполнения работ, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена Законом о размещении заказов.
Требования, предъявляемые к участникам размещения заказа, указаны в пункте 4.1 конкурсной документации.
Согласно части 1 статьи 20 Закона о размещении заказов под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
Поэтому, в соответствии с пунктом 14 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсе, устанавливаемые в соответствии с частью 4 статьи 28 Закона о размещении заказов.
В части 4 статьи 28 Закона о размещении заказов установлено, что для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по цене контракта и иным критериям, указанным в конкурсной документации. При этом критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта могут быть:
1) функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;
1.1) качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг;
2) расходы на эксплуатацию товара;
3) расходы на техническое обслуживание товара;
4) сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
5) срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;
6) объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг.
В соответствии с нормами закона заказчиком в разделе 5 конкурсной документации помимо цены контракта установлены критерии оценки заявок: качество работ и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ (значимость критерия 20%), срок (период) выполнения работ (значимость критерия 45%). Также в подпункте 5.3.1. пункта 5 конкурсной документации определены показатели критерия "Качество работ и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ" и указаны максимальные значения в баллах для каждого показателя указанного критерия, для того, чтобы провести оценку заявок участников размещения заказа.
Таким образом, комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о том, что заказчиком в конкурсной документации установлен показатель "Квалификация участника конкурса" для критерия оценки заявок "Качество работ и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ", а не квалификационное требование к участнику размещения заказа.
Согласно подпункту "г" пункта 1 части 3 статьи 25 Закона о размещении заказов заявка должна содержать документы, подтверждающие квалификацию участника размещения заказа, в случае проведения конкурса на выполнение работ, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника размещения заказа, то заказчиком в пункте 4.3 документации установлено, что к заявке должны быть приложены документы, подтверждающие квалификацию участника размещения заказа.
На основании изложенного, в результате проведенной внеплановой проверки, руководствуясь частью 6 статьи 60 Федерального Закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", пунктами 3.41, 3.42 Приказа Федеральной антимонопольной службы России от 24 июля 2012 года N 498 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений" Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу ООО "Строительное проектирование" необоснованной.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Н.А. Яхонтова |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 1 ноября 2013 г. N 1176
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.11.2013