Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 5 ноября 2013 г. N 1180 ООО "РЕСТАРВАЦИЯ СТК"
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, Е.М. Слаутиной, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "РЕСТАРВАЦИЯ СТК" на действия заказчика - Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва "Старт" (далее - Муниципальный заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме "Выполнение работы по реконструкции бывшего здания ЖКО под оздоровительный центр МБОУ ДОД СДЮСШОР "Старт" для нужд Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва "Старт" (далее - аукцион в электронной форме), установила следующее.
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю 29.10.2013 поступила жалоба ООО "РЕСТАРВАЦИЯ СТК" (далее - Податель жалобы) на действия Муниципального заказчика при проведении аукциона в электронной форме, размещенного на электронной площадке ЗАО ЭТП ММВБ "Госзакупки" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0319300002713000015.
Существо жалобы: документация об открытом аукционе в электронной форме составлена с нарушением требований Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о размещении заказов).
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 58 Закона о размещении заказов и подана в срок, установленный частью 2.1 статьи 57 указанного Закона.
В адреса Муниципального заказчика, оператора электронной площадки, Подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Муниципальному заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании по рассмотрению жалобы присутствовал представитель Муниципального заказчика - Бесчастнова Евгения Александровна (доверенность б/н от 19.10.2012, удостоверение личности).
Явку своего представителя Податель жалобы на рассмотрение Комиссией жалобы по существу не обеспечил, до момента рассмотрения жалобы Податель жалобы представил ходатайство о рассмотрении жалобы по существу в отсутствие своего представителя.
Из существа жалобы следует, что 09.10.2013 Муниципальным заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме. По мнению Подателя жалобы, документация об аукционе в электронной форме составлена с нарушениями Закона о размещении заказов по следующим основаниям.
Во-первых, по мнению Подателя жалобы, в документации об аукционе в электронной форме отсутствует перечень товаров, в соответствии с которым участник размещения заказа должен указать в первой части заявки, подаваемой на участие в аукционе в электронной форме, конкретные показатели товаров, используемых при выполнении работ, являющихся предметом аукциона.
Во-вторых, по мнению Подателя жалобы, Муниципальным заказчиком в документации об аукционе в электронной форме необоснованно установлено требование о том, что первая часть заявки участника размещения заказа должна содержать конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе в электронной форме, в том числе, по количеству поставляемого товара.
В-третьих, по мнению Подателя жалобы, к позициям 41, 45, 51, 57, 65, 75, 116 Технической части аукционной документации не установлены показатели, используя которые участник размещения заказа может определить эквивалентность предлагаемого к поставке товара, соответствующего потребностям Муниципального заказчика.
В-четвертых, по мнению Подателя жалобы, позиции 124, входящая в раздел "Кровля", 18 и 19, входящие в раздел "Материалы, не учтенные ценниками" Технической части аукционной документации, имея в содержании товарные знаки, не сопровождаются словами "или эквивалент".
Согласно письменным пояснениям Муниципального заказчика, частью 2 статьи 34 Закона о размещении заказов предусмотрено, что документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Частью 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов установлено, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Техническое задание документации об аукционе в электронной форме содержит перечень основных данных и требований к строительно-монтажным работам, технико-экономические показатели, описание объекта, состав и содержание основных работ, а проектно-сметная документация, сметный материал содержит требования к используемым при выполнении работ товарам и материалам. Следовательно, техническое задание, проектно-сметная документация, сметный материал, пояснительная записка позволяли Подателю жалобы определить соответствие выполняемых работ, показатели товаров, используемых при выполнении работ по потребностям Муниципального заказчика.
В силу пункта 4 части 4 статьи 41.5 Закона о размещении заказов в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме указываются предмет контракта с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг, за исключением случая, если при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить контракт на выполнение технического обслуживания и (или) ремонта техники, оборудования, оказание услуг связи, юридических услуг невозможно определить необходимое количество запасных частей к технике, к оборудованию, объем работ, услуг.
Муниципальным заказчиком в извещении о проведении аукциона в электронной форме было указано, в том числе, количество поставляемого товара, объем выполняемых работ, оказываемых услуг - 1 работа, что подразумевает выполнение работ в соответствии с документацией об аукционе в электронной форме, где проектно-сметная документация является неотъемлемой частью настоящей документации.
В соответствии с требованиями части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов по позициям 41, 45, 51, 57, 65, 75, 116 в Технической части аукционной документации товарные знаки указаны в сопровождении слов "или эквивалент", параметры эквивалентности указаны в проектной документации, которая является неотъемлемой частью документации об аукционе в электронной форме.
При размещении заказа на выполнение подрядных работ используются товары. Как правило, перед размещением заказа был подготовлен локальный сметный расчет, при этом наименование и объемы работ в них одинаковы. Документы готовятся в соответствии с требованиями отраслевых документов (МДС 81-35.2004 "Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации"), но без учета требований Закона о размещении заказов, в частности в локальной смете можно встретить указание на товарный знак, но без сопровождения словами "или эквивалент", т.к. смета служит для определения общей стоимости работ, которая и является начальной ценой контракта, фигурирующей в извещении о проведении процедуры. Только после подготовки этих документов готовится техническое задание, в котором указываются сведения, необходимые в соответствии с Законом о размещении заказов.
При подготовке аукционной документации Муниципальный заказчик определил свои требования к выполняемым работам в техническом задании, сметном материале, пояснительной записке и проектной документации.
В письменных пояснениях Муниципальный заказчик обратил внимание на факт того, что Податель жалобы имел возможность обратиться к Муниципальному заказчику с запросом о разъяснении положений документации об аукционе в электронной форме.
Рассмотрев жалобу, иные документы и сведения, представленные на заседание Комиссии, проведя внеплановую проверку, Комиссией были установлены следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о размещении заказов под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков. Под нуждами муниципальных бюджетных учреждений понимаются обеспечиваемые муниципальными бюджетными учреждениями (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах данных бюджетных учреждений.
В соответствии со статьей 5 Закона о размещении заказов под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков (далее также - контракты), а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
В силу части 1 статьи 9 Закона о размещении заказов под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Из совокупности указанных норм Закона о размещении заказов следует, что предмет контракта определяется заказчиком самостоятельно, исходя из собственной нужды, то есть обеспеченной за счет средств соответствующего бюджета потребности заказчика в товарах, работах, услугах.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
В результате изучения технической части аукционной документации Комиссией было установлено, что при выполнении работы по реконструкции бывшего здания ЖКО под оздоровительный центр МБОУ ДОД СДЮСШОР "Старт" для нужд МБОУ ДОД СДЮСШОР "Старт" предполагается, в том числе, устройство теплых полов из термоматов (позиция N 100, раздел "разное"), установка унитазов: с бачком непосредственно присоединенным (позиция N 25, раздел "канализация"), установка умывальников одиночных: с подводкой холодной и горячей воды (позиция N 26, раздел "канализация").
Исследовав документацию об аукционе в электронной форме, проектную документацию по реконструкции бывшего здания ЖКО под оздоровительный центр МБОУ ДОД СДЮСШОР "Старт", Комиссия пришла к выводу о том, что документация об аукционе в электронной форме не содержит требований к качеству, техническим характеристикам термоматов, унитазов, умывальников при их установке и укладке, требований к их безопасности, требований к их функциональным характеристикам (потребительским свойствам), требований к их размерам, упаковке, отгрузке и иных показателей, связанных с определением соответствия поставляемых товаров и выполняемых с их использованием работ потребностям Муниципального заказчика.
В силу пункта 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов и инструкцию по ее заполнению.
Согласно абзацу 3 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар должна содержать следующие сведения:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, в том числе означающее согласие на использование товара, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе, или согласие, предусмотренное пунктом 2 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для использования товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
Изучив раздел 1.6 документации об аукционе в электронной форме, устанавливающий требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, Комиссия установила, что Муниципальным заказчиком установлено следующее требование к сведениям первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме: наличие согласия участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об аукционе в электронной форме, которое должно содержать конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе в электронной форме, в том числе, по количеству поставляемого товара, его характеристикам (в соответствии с техническим заданием Приложения N1).
Исходя из вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу о том, что установление Муниципальным заказчиком в разделе 1.6 аукционной документации в качестве требования к содержанию первой части заявки участника размещения заказа указания конкретных показателей количества поставляемого товара является необоснованным и нарушает требования, установленные пунктом 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Комиссия установила, что техническая часть аукционной документации содержит следующие виды работ по реконструкции бывшего здания ЖКО под оздоровительный центр МБОУ ДОД СДЮСШОР "Старт" для нужд МБОУ ДОД СДЮСШОР "Старт" и товары, используемые при оказании указанных работ: изоляция стен плитами ISOVER или эквивалент (позиция N 41, раздел "устройство сауны"), утеплитель Пеноплекс или эквивалент (позиции N 45, 51, 57, 65, 75, раздел "полы" подразделы "Тип "А", "Б", "В", "Г", "Д"), утепление покрытий плитами Термит или эквивалент в один слой (позиция N 116, раздел "кровля").
В результате изучения проектной документации Комиссия пришла к выводу о том, что для всех вышеперечисленных товаров имеются показатели, используя которые, участник размещения заказа имеет возможность определить, в том числе, эквивалентность потребностям Муниципального заказчика товаров, предлагаемых к использованию при выполнении работ.
Частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов предусмотрено, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона о размещении заказов.
Согласно части 3 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки. В случае, если в документации об аукционе содержится указание на товарные знаки в отношении товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в документации об аукционе также должно содержаться указание на товарный знак в отношении товара российского происхождения (при наличии информации о товаре российского происхождения, являющемся эквивалентом товара, происходящего из иностранного государства или группы иностранных государств). При указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о размещении заказов.
В части 15 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что проектная документация при ее подготовке на основании договора утверждается заказчиком. Кроме того, в случаях, предусмотренных статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на государственную экспертизу. При этом проектная документация утверждается заказчиком при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации. Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий". В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации Муниципальный заказчик не имеет возможность внести какие - либо изменения в проектно-сметную документацию без согласования с проектировщиком.
Комиссией было установлено, что технической частью аукционной документации предусмотрена антисептическая обработка деревянных конструкций составом "Пирилакс" (позиция N 124, раздел "кровля"), установка ББП с аккумулятором 12 А/ч "Скат 1200И7" (позиция N 18, раздел "материалы, не учтенные ценниками"), установка оповещателя "Маяк-12С" (позиция N 19, раздел "материалы, не учтенные ценниками").
Использование вышеуказанных товаров предусмотрено проектной документацией ООО "ПСК ВЕКТОР" по реконструкции бывшего здания ЖКО под оздоровительный центр МБОУ ДОД СДЮСШОР "Старт" для нужд МБОУ ДОД СДЮСШОР "Старт". В указанной проектной документации отсутствует согласие проектной организации на возможность отступления Муниципального заказчика от проектной документации в части установки оборудования иной марки и производителя.
На основании вышеизложенного Комиссия установила отсутствие у Муниципального заказчика необходимости сопровождения словами "или эквивалент" товаров, указанных в позициях 124, 18 и 19 технической части аукционной документации.
Таким образом Комиссия пришла к выводу о том, что в рассматриваемой документации об аукционе в электронной форме содержатся противоречия с требованиями статьи 41.6 Закона о размещении заказов, в действиях Муниципального заказчика присутствуют нарушения требований статьи 41.6 Закона о размещении заказов, действиями Муниципального заказчика нарушены права и законные интересы Подателя жалобы, участников размещения заказа.
На основании изложенного, в результате рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки и руководствуясь, частями 4, 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", пунктами 3.32, 3.35 Приказа ФАС России от 24.07.2012 N498 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений", Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение:
1. Признать жалобу ООО "РЕСТАВРАЦИЯ СТК" частично обоснованной.
2. Признать Муниципального заказчика нарушившим требования статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Муниципальному заказчику предписание об устранении нарушений требований Закона о размещении заказов на основаниях выводов, изложенных в решении.
4. Передать материалы должностному лицу Красноярского УФАС для принятия мер административного реагирования в отношении должностного лица Муниципального заказчика.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Е.М. Слаутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 5 ноября 2013 г. N 1180
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.11.2013