Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 5 ноября 2013 г. N 1184 ООО "Промышленные машины и оборудование"
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов в составе: Председателя Комиссии - О.П.Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела контроля размещения государственного заказа, Яхонтовой Н.А., главного специалиста-эксперта контрольного отдела (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Промышленные машины и оборудование" на действия заказчика - ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Байкал" Федерального дорожного агентства" при проведении открытого аукциона в электронной форме "Выполнение работ по капитальному ремонту действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Лот N106. Капитальный ремонт автомобильной дороги М-54 "Енисей" от Красноярска через Абакан, Кызыл до границы с Монголией км 241+000 - км 247+500 в Красноярском крае", реестровый номер - 0319100010313000103 (далее - открытый аукцион) на электронной площадке ООО "РТС - тендер" , установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Промышленные машины и оборудование" на действия заказчика - ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Байкал" Федерального дорожного агентства" при проведении открытого аукциона в электронной форме "выполнение работ по капитальному ремонту действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Лот N106. Капитальный ремонт автомобильной дороги М-54 "Енисей" от Красноярска через Абакан, Кызыл до границы с Монголией км 241+000 - км 247+500 в Красноярском крае" (далее - жалоба).
Существо жалобы: документация открытого аукциона в электронной форме составлена с нарушением требований Федерального закона от 21.07.2005 г. N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 58 ФЗ от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) и подана в срок, установленный частью 2.1 статьи 57 Закона.
В адреса подателя жалоба - ООО "Промышленные машины и оборудование" (далее - податель жалобы), заказчика - ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Байкал" Федерального дорожного агентства" (далее - заказчик) были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
На заседании Комиссии Красноярского УФАС России присутствовали:
- представитель подателя жалобы по доверенности N 17 от 01.11.2013 года Шахотская Н.Н.
- представитель заказчика по доверенности б/н от 13.02.2013 года Соломатов А.В.
В ходе рассмотрения жалобы представитель подателя жалобы Шахотская Н.Н. доводы, изложенные в жалобе поддержала в полном объёме, пояснила, что, по её мнению, документация об открытом аукционе в электронной форме составлена с нарушением действующего законодательства, а именно: проект контракта, являющийся неотъемлемой частью документации открытого аукциона составлен с нарушениями требований Закона о размещении заказов.
Представитель заказчика Соломатов А.В. представил письменные пояснения, пояснил, что в соответствии с действующим законодательством заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта соответствии с гражданским законодательством при условии, если это было предусмотрено контрактом, а также то, что гражданское законодательство предоставляет право сторонам сделки устанавливать любое основание для расторжения договора в порядке одностороннего отказа. На основании изложенного, заказчиком в проект контракта документации открытого аукциона было предложено участникам размещения заказа условие об отказе от исполнения контракта в одностороннем порядке в случае вынесения подрядчику предписания заказчиком или инженерной организацией. В соответствии с изложенным, представитель заказчика Соломатов А.В. пояснил, что документация открытого аукциона составлена в соответствии с действующим законодательством, просил признать жалобу необоснованной.
Также представитель заказчика Соломатов А.В. обратил внимание комиссии на то, что заказчиком в документации открытого аукциона установлено требование о том, что участник размещения заказа ко второй части заявки должен приложить копию свидетельства о допуске к работам по строительству и капитальному ремонту, а также копии документов подтверждающие опыт выполнения работ по строительства и капитальному ремонту за последние 5 лет. По мнению представителя заказчика Соломатова А.В., является сомнительным, что ООО "Промышленные машины и оборудование" соответствует указанным требованиям, на основании чего представитель заказчика Соломатов А.В. считает, что ООО "Промышленные машины и оборудование" не может являться потенциальным участником размещения заказа, поскольку не соответствует требованиям, установленным документацией открытого аукциона, в связи с чем, права и законные интересы ООО "Промышленные машины и оборудование" не могут быть нарушены. На основании изложенного, представитель заказчика Соломатов А.В. просил в рассмотрении жалобы ООО "Промышленные машины и оборудование" отказать.
Комиссия Красноярского УФАС России, рассмотрев жалобу, представленные документы, выслушав пояснения присутствующих лиц, проведя внеплановую проверку, установила следующее.
Заказчиком совершены действия по размещению заказа путём проведения открытого аукциона "На выполнение работ по капитальному ремонту действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Лот N106. Капитальный ремонт автомобильной дороги М-54 "Енисей" от Красноярска через Абакан, Кызыл до границы с Монголией км 241+000 - км 247+500 в Красноярском крае".
Согласно представленной документации открытого аукциона, проект государственного контракта является его неотъемлемой частью.
Пунктом 18.2 проекта государственного контракта предусмотрено следующее:
"В случае, если подрядчик не приступил к исполнению контракта в установленные сроки либо выполняет работу с нарушением установленных Календарным графиком производства подрядных работ промежуточных сроков более чем на 20 дней, равно как и в случае нарушения Подрядчиком конечного срока выполнения работ, а также при наличии одного и более предписаний Заказчика и/или представителей Заказчика и/или инженерной организации, данные в порядке предусмотренном настоящим контрактом; или предписание контрольно-надзорных органов в области строительства. Заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта и потребовать возмещения убытков"
Пунктом 18.3 государственного контракта предусмотрено следующее:
"Заказчик имеет право расторгнуть контракт в судебном порядке по своей инициативе в случаях:
- задержки подрядчиком начала выполнения работ более чем на 10 дней по причинам, не зависящими от Заказчика;
- при нарушении подрядчиком сроков выполнения ежемесячных работ более чем на 30 календарных дней;
- при нарушении подрядчиком общего срока выполнения работ более чем на 30 календарных дней;
- при не обеспечении требуемого качества работ. При этом соответствующими документами являются: двусторонний акт Заказчика и Подрядчика о выявленных нарушениях по качеству работ; или одно и более предписания Заказчика и/или представителей Заказчика и/или инженерной организации, данные в порядке предусмотренном настоящим контрактом; или предписание контрольно-надзорных органов в области строительства.
- при отклонении предложения заказчика о заключении дополнительного соглашения в соответствии с пунктом 17.2 настоящего Контракта;
- при непредставлении обеспечения в период действия Контракта в соответствии с пунктом 11.8 настоящего Контракта или повторного выявления факта представления
Подрядчиком ненадлежащего обеспечения исполнения Контракта в период его действия".
Согласно пунктам 1-2 статьи 19 Закона о размещении заказа ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляется уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти. В реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми в связи с существенным нарушением ими условий контрактов они расторгнуты по решению суда или в порядке, установленном статьей 19.2 Закона о размещении заказов.
Таким образом, сведения о подрядчике, с которым государственный контракт расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта во внесудебном порядке, включаются в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с пунктами 5-6 статьи 19.2 Федерального закона от 21.07.2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (исполнителя, подрядчика) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Заказчик обязан отменить не вступившие в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (исполнителя, подрядчика) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 2 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Исходя из вышеизложенного, комиссия Красноярского УФАС России установила, что содержание проекта государственного контракта, являющегося неотъемлемой частью документации открытого аукциона предусматривает возможность отказа заказчика в одностороннем порядке расторгнуть контракт при наличии одного и более предписаний заказчика и/или представителей заказчика и/или инженерной организации, данные в порядке предусмотренном настоящим контрактом; или предписание контрольно-надзорных органов в области строительства. Заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта и потребовать возмещения убытков.
Из указанной формулировки положения государственного контракта следует, что основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения государственного контракта является не нарушение требований к качеству работ, а сам факт наличия предписания, либо предписаний в отношении подрядчика.
Учитывая вышеизложенное, комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о том, что положения государственного контракта в указанной формулировке влечёт за собой нарушение требований статьи 19.2 Закона о размещении заказов, поскольку исключает возможность устранения нарушений условий государственного контракта послужившие основанием для принятия указанного решения подрядчиком.
Ввиду того, что проект государственного контракта содержит нарушения статьи 19.2 Закона о размещении заказов, а указанный проект государственного контракта является неотъемлемой частью документации открытого аукциона, комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о нарушении заказчиком требований статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
На основании изложенного, в результате рассмотрения жалоб и проведения внеплановой проверки, руководствуясь, частями 4, 5 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, пунктами 3.41, 3.42 Приказа Федеральной антимонопольной службы России от 24 июля 2012 года N 498 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений", Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать ООО "Промышленные машины и оборудование" обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статьи 19.2 и статьи 41.6 Федерального Закона от 21.07.2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", права и законные интересы участников размещения заказа.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов, прав и законных интересов участников размещения заказа.
4. Передать материалы по жалобе ООО "Промышленные машины и оборудование" должностному лицу управления для принятия мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика - ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Байкал" Федерального дорожного агентства".
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Н.А. Яхонтова
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 5 ноября 2013 г. N 1184
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.11.2013