Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 19 ноября 2013 г. N 979 ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Тихенького О.Л.,
Членов комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Дацко Н.Г.
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколов Е.А.
специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Хамирзова С.Р.
В присутствии представителей: от государственного заказчика - Малышевой Н.О.;
от ООО АК "Высота" - представители не прибыли.
Рассмотрев жалобу, ООО АК "Высота" на действия государственного заказчика - ФГКУ "Санаторий "Жемчужина Кавказа" ФСБ Российской Федерации", по факту размещения государственного заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме N 0321100030313000367,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО АК "Высота" на действия государственного заказчика - ФГКУ "Санаторий "Жемчужина Кавказа" ФСБ Российской Федерации", по факту размещения государственного заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме N 0321100030313000367 на выполнение работ по созданию компьютерной сети в санатории.
По мнению заявителя жалобы, аукционная документация сформирована с нарушением Законодательства о размещении заказов.
Представитель государственного заказчика полностью поддержала доводы, указанные в представленных письменных объяснениях, считает, что аукционная документация сформирована согласно требованиям законодательства о размещении заказов и не ограничивает права участников на подачу заявок для участия в аукционе.
Комиссия выслушав, доводы сторон, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя внеплановую проверку открытого аукциона в электронной форме N 0321100030313000367 на выполнение работ по созданию компьютерной сети в санатории, установила следующее:
05.11.2013 г. ФГКУ "Санаторий "Жемчужина Кавказа" ФСБ Российской Федерации" объявило размещение государственного заказа на выполнение работ по созданию компьютерной сети в санатории.
Информация о размещении заказа была размещена не официальном сайте в сети Интернет для размещении информации о размещении заказов zakupki.gov.ru.
Часть 1 статьи 57 Закона о размещении заказов определяет общее правило подачи жалобы, рассмотрении которой предусмотрено главой 8 Закона о размещении заказов - наличие нарушения любыми действиями (бездействием) заказчика прав и законных интересов участника размещения заказа.
Часть 2 статьи 57 Закона о размещении заказов устанавливает специальное правило для подачи в порядке главы 8 Закона о размещении заказов жалобы на действия (бездействие) заказчика совершенные после начала рассмотрения заявок на участие в торгах - наличие поданной заявки на участия в торгах лицом, обжалующим действия (бездействие) заказчика.
Таким образом, положения документации о торгах, информация о размещаемом заказе, размещенная на официальном сайте в сети Интернет, порядок направления участнику размещения заказа разъяснений положений документации, порядок представления документации, нарушающие нормы Закона о размещении заказов могут быть обжалованы в установленном законом порядке любым лицом.
Воспользовавшись своим правом ООО АК "Высота" обжаловал действия ФГКУ "Санаторий "Жемчужина Кавказа" ФСБ Российской Федерации", по формированию и утверждению аукционной документации в Ставропольское УФАС России.
После исследования предоставленных на рассмотрение дела заказчиком документов, Ставропольским УФАС России принято решение признать жалобу ООО АК "Высота" необоснованной по следующему основанию.
В соответствии со статьей 5 Закона о размещении заказов под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков (далее также - контракты), а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
В силу части 1 статьи 9 Закона о размещении заказов под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Из совокупности указанных норм Закона о размещении заказов следует, что предмет контракта определяется заказчиком самостоятельно, исходя из собственной нужды, то есть обеспеченной за счет средств соответствующего бюджета потребности заказчика в товарах, работах, услугах.
ФГКУ "Санаторий "Жемчужина Кавказа" ФСБ России" является военно - медицинским учреждением и в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О Федеральной службе безопасности" от 03 апреля 1995 года N 40-ФЗ, Указом Президента Российской Федерации от 11.08.2003 г. N 960 входит в структуру органов безопасности.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 года N 1203 режимным объектом является объект, на котором ведутся работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и для функционирования которых установлены специальные меры безопасности.
В соответствии с подпунктами "л" и "м" пункта 19 Устава ФГКУ "Санаторий "Жемчужина Кавказа" ФСБ России", утвержденного приказом ФСБ России N 317 от 11.07.2013 г., учреждение в соответствии с законодательством Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств осуществляет работу с использованием сведений, составляющих государственную тайну и иную охраняемую законодательством Российской Федерации тайну, по мобилизационной подготовке, гражданской обороне, обеспечению режима охраны, пожарной безопасности и готовности Учреждения для функционирования в условиях чрезвычайных ситуаций и мероприятия по защите сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законодательством Российской Федерации тайну.
Таким образом, ФГКУ "Санаторий "Жемчужина Кавказа" ФСБ России" является режимным объектом, на котором ведутся работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также установлены специальные меры безопасности, поскольку на территории ФГКУ "Санаторий "Жемчужина Кавказа" ФСБ России" циркулирует защищаемая государством информация. Сотрудники всех штатных должностей ФГКУ "Санаторий "Жемчужина Кавказа" ФСБ России" имеют допуск к работе со сведениями, составляющими государственную тайну.
В соответствии со ст. 17 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-I "О государственной тайне" передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 Закона "О государственной тайне" находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ.
При этом до передачи сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан убедиться в наличии у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности, а у граждан - соответствующего допуска.
В соответствии со ст. 27 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-I "О государственной тайне" допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
В соответствии со ст. 9 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-I "О государственной тайне" отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью, а также в соответствии с Законом "О государственной тайне".
Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с Перечнем сведений, составляющих государственную тайну, определяемым указанным Законом, руководителями органов государственной власти в соответствии с Перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утверждаемым Президентом Российской Федерации (в соответствии с распоряжением Президента в указанный Перечень входит Директор ФСБ России).
Органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, в соответствии с Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне, разрабатываются развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию. В эти перечни включаются сведения, полномочиями по распоряжению которыми наделены указанные органы, и устанавливается степень их секретности. Эти перечни утверждаются соответствующими руководителями органов государственной власти (в настоящем случае Директором ФСБ России).
Приказом Директора ФСБ России N 0455 от 18.11.2008 года "Об утверждении Перечня сведений, подлежащих засекречиванию в органах федеральной службы безопасности" (далее - Приказ) установлен перечень сведений, составляющих государственную тайну, доступ к которым требует обязательного наличия лицензии на работу со сведениями, составляющими государственную тайну.
В частности к секретным сведениям, в соответствии с положениями указанного приказа, относятся следующие:
- сведения об оснащенности сетей, комплексов связи техническими средствами связи, коммутации, засекречивания, электропитания, охранной сигнализации, и качественном состоянии этих сетей и комплексов по органам федеральной службы безопасности - имеют гриф "Секретно" (пункт 6.2. Приказа, п. 101 Перечня сведений, составляющих государственную тайну);
- сведения о методах и эффективности защиты секретной информации от утечки, разрушения, искажения или несанкционированного доступа в процессе ее обработки, хранения в автоматизированных системах (АС), средствах вычислительной техники органов федеральной службы безопасности (пункт 6.12. Приказа, п. 102 Перечня сведений, составляющих государственную тайну);
- сведения об информационной базе отдельной АС (содержащей информацию, составляющую государственную тайну), используемой в органах федеральной службы безопасности (пункт 6.15. Приказа, п. 103 Перечня сведений, составляющих государственную тайну);
- сведения в совокупности о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных объектов, в том числе строящихся - имеют гриф "Секретно" (пункт 9.11. Приказа, п. 22 Перечня сведений, составляющих государственную тайну);
- сведения, раскрывающие организацию или фактическое состояние пропускного, внутриобъектового режима и пожарной охраны на объектах органов федеральной службы безопасности - имеют гриф "Секретно" (пункт 9.14. Приказа, п. 22 Перечня сведений, составляющих государственную тайну).
К секретным сведениям в соответствии с пунктом 22 Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 года N 1203, относятся сведения о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности, обеспечении безопасности или эксплуатации режимных объектов, не подпадающие под обязательства по международным договорам.
Все вышеперечисленные сведения станут доступными для лиц, которые будут проводить работы по созданию компьютерной локальной сети в санатории (далее - Подрядчик) в ФГКУ "Санаторий "Жемчужина Кавказа" ФСБ России".
В частности, в ходе выполнения работ Подрядчик получает доступ в категорированные помещения, в которых циркулирует информация, составляющая государственную тайну, а также к вычислительной технике, на которой ведется обработка сведений, составляющих государственную тайну.
Ввиду изложенного, утверждения заявителя о том, что он фактически не будет допущен к сведениям, составляющим государственную тайну, не соответствуют действительности и основаны на неверном толковании заявителем норм материального права. На режимном объекте, которым является ФГКУ "Санаторий "Жемчужина Кавказа" ФСБ России", циркулирует защищаемая государством информация, не предназначенная для свободной передачи ее третьим лицам, не имеющим права на обладание и распоряжение ею. Таким образом, требование Заказчика о наличии у Подрядчика лицензии на работу со сведениями, составляющими государственную тайну, является законным и направленным на защиту интересов государства.
Согласно статье 11 Федерального закона N 94-ФЗ к участникам размещения заказа устанавливаются требования, в частности, и о соответствии участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов. В том числе к указанным требованиям относится наличие у участника размещения заказа лицензии на определенный вид деятельности, являющийся предметом размещения заказа.
Таким образом, включение в документацию об аукционе требования об обязательном наличии у участника размещения заказа лицензии на работу со сведениями, составляющими государственную тайну, не является нарушением законодательства о размещении заказов и не приводит к ограничению конкуренции. Данное требование обусловлено необходимостью защиты охраняемой государством информации и соблюдения норм законодательства, регулирующего отношения в данной сфере.
Кроме того, комиссией установлено, что в аукционной документации установлены требования к работам в целях реализации потребностей заказчика в соответствии со статьей 34 Закона о размещении заказов, а сведения, запрещенные к указанию в силу требований законодательства о размещении заказов в документации - отсутствуют.
При таких обстоятельствах, Комиссией Ставропольского УФАС России в действиях ФГКУ "Санаторий "Жемчужина Кавказа" ФСБ Российской Федерации" при формировании аукционной документации на выполнение работ по созданию компьютерной сети в санатории нарушений законодательства о размещении заказов не установлено.
Комиссия, руководствуясь частью 1, 2, 4, 5 статьи 57, и на основании статьи 17, статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, для государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА
Признать жалобу ООО АК "Высота" на действия государственного заказчика - ФГКУ "Санаторий "Жемчужина Кавказа" ФСБ Российской Федерации", по факту размещения государственного заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме N 0321100030313000367 на выполнение работ по созданию компьютерной сети в санатории - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии О.Л. Тихенький
Члены комиссии Н.Г. Дацко
Е.А. Соколов
С.Р. Хамирзов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 19 ноября 2013 г. N 979
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.11.2013