Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 28 ноября 2013 г. N РЗ-1006-2013 Государственный заказчик:
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя комиссии - начальника отдела контроля размещения государственного заказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Дацко Н.Г.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С.И.,
специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Хамирзова С.Р.,
в присутствии представителей: от государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Предгорному району Ставропольского края (далее - УПФР по Предгорному району Ставропольского края) - Прошунина Жанна Ивановна, от ООО Агентство охраны "Центр" - Романенко Юрий Иванович.
Рассмотрев жалобу ООО Агентство охраны "Центр" на действия государственного заказчика - УПФР по Предгорному району Ставропольского края, конкурсной комиссии УПФР по Предгорному району Ставропольского края по факту размещения государственного заказа путем проведения открытого конкурса N 0221100001213000002 на право заключения государственного контракта на оказание услуг по охране объектов государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Предгорному району Ставропольского края,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО Агентство охраны "Центр" на действия государственного заказчика - УПФР по Предгорному району Ставропольского края, конкурсной комиссии УПФР по Предгорному району Ставропольского края по факту размещения государственного заказа путем проведения открытого конкурса N 0221100001213000002 на право заключения государственного контракта на оказание услуг по охране объектов государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Предгорному району Ставропольского края.
Заявитель считает, что действия конкурсной комиссии заказчика в части отказа в допуске заявки ООО Агентство охраны "Центр" не соответствуют требованиям Федерального закона от 21.07.2005 г. N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).
Представитель государственного заказчика пояснила следующее:
28.10.2013 г. на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении открытого конкурса N 0221100001213000002 на право заключения государственного контракта на оказание услуг по охране объектов государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Предгорному району Ставропольского края.
Все процедуры по размещению вышеуказанного заказа были проведены в соответствии с требованиями главы 2 Закона N 94-ФЗ. Действия государственного заказчика - УПФР по Предгорному району Ставропольского края соответствуют требованиям действующего законодательства РФ о размещении заказов.
19 ноября 2013 года комиссией государственного заказчика была проведена процедура рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе.
Согласно протокола N 0221100001213000002-П2 заседания комиссии по рассмотрению заявок на участие в открытом конкурсе от 19 ноября 2013 года принято решение отказать в допуске заявке ООО Агентство охраны "Центр". Заявка отклонена конкурсной комиссией заказчика по следующим причинам, указанным в Протоколе: "в состав заявки на участие в конкурсе включена недействующая лицензия, в выписке из ЕГЮЛ N 59856В/2013 от 18.10.2013 года указано, что срок действия лицензии N590 истек 06.10.2013. В п.п.4 Предложений о качестве оказываемых услуг не указано требуемое значение - наличие металлодетектора".
УПФР по Предгорному району Ставропольского края - считает жалобу ООО Агентство охраны "Центр" необоснованной, а свои действия полностью соответствующими требованиям ст. 27 Закона N 94-ФЗ.
Комиссия Ставропольского УФАС, выслушав доводы сторон, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя внеплановую проверку размещения заказа установила, что:
Согласно ч. 1 ст. 22 Закона N 94-ФЗ конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
Извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией на официальном сайте (ч. 1 ст. 21 Закона N 94-ФЗ).
Так, государственным заказчиком - УПФР по Предгорному району Ставропольского края была разработана и утверждена конкурсная документация на право заключения государственного контракта на оказание услуг по охране объектов государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Предгорному району Ставропольского края, которая была размещена на официальном сайте 28.10.2013 года в редакции N 2.
Согласно п. 1) ч. 4 ст. 22 Закона N 94-ФЗ Конкурсная документация должна содержать в соответствии с частями 2 - 4 статьи 25 настоящего Федерального закона требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в конкурсе, в том числе заявки, подаваемой в форме электронного документа, подписанного в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - электронный документ), и инструкцию по ее заполнению.
Так, в подпункте 3.1 пункта 3. "Форма и состав заявки на участие в конкурсе" Раздела I. Инструкции участникам размещения заказа конкурсной документации указано, что "участник размещения заказа подает заявку по форме 2 "Заявка на участие в открытом конкурсе", установленной настоящей конкурсной документацией, которая должна содержать сведения и документы, предусмотренные Законом и Конкурсной документацией".
Таким образом, заказчик самостоятельно определяет в конкурсной документации требования к форме заявки, которые не должны противоречить положениям законодательства о размещении заказов и являются обязательными для исполнения участником размещения заказа. Из вышеизложенного следует, что заявка участника открытого конкурса должна быть подана строго по форме, разработанной заказчиком.
В силу ч. 1 ст. 27 Закона N 94-ФЗ конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией.
На основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией принимается решение о допуске к участию в конкурсе или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в конкурсе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 12 настоящего Федерального закона, а также оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе (ч. 2 ст. 27 Закона N 94-ФЗ).
П. 4) ч. 1 ст. 12 Закона N 94-ФЗ при рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае несоответствия заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе требованиям конкурсной документации.
Из положений Закона N 94-ФЗ следует, что после утверждения документации об открытом конкурсе комиссия уполномоченного органа не вправе подвергать сомнению положения данной документации и обязана рассмотреть информацию указанную в конкурсной заявке участника размещения заказа на соответствие требованиям конкурсной документации.
Согласно Протокола рассмотрения заявок N 0221100001213000002-П2 от 19 ноября 2013 года заявке ООО Агентство охраны "Центр" отказано в допуске к участию в открытом конкурсе по двум основаниям, одно из которых: "В п.п.4 Предложений о качестве оказываемых услуг не указано требуемое значение - наличие металлодетектора".
Как следует из материалов дела, в п 3. "Обязательные для допуска требования. Общие технические требования Раздела III. Технические требования, технические характеристики и технические условия (Техническое задание)" конкурсной документации указано обязательное "наличие служебного оружия в виде нарезного короткоствольного; наличие металлодетектора". В пункте 4 Приложения 2 к форме 2, разработанной заказчиком, в разделе "Характеристики поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг" указано "Наличие оружия, наличие металлодетектора, других спецсредств (наименование, количество, укомплектованность)".
В конкурсной заявке участника размещения заказа - ООО Агентство охраны "Центр" информация о наличии металлодетектора не указана. Таким образом, заявка ООО Агентство охраны "Центр" отклонена конкурсной комиссией заказчика на основании п. 4) ч. 1 ст. 12 Закона N 94-ФЗ по причине несоответствия заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации, а именно пункта 4 Приложения 2 к форме 2. Действия конкурсной комиссии государственного заказчика - УПФР по Предгорному району Ставропольского края в части отказа в допуске заявки ООО Агентство охраны "Центр" соответствуют нормам Закона N94-ФЗ, в связи с чем, жалоба является необоснованной.
Комиссия Ставропольского УФАС России, проведя в соответствии со ст. 17 Закона N 94-ФЗ внеплановую проверку размещения заказа, установила нарушения требований законодательства о размещении заказов со стороны государственного заказчика при формировании конкурсной документации, выразившиеся в следующем:
Извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией на официальном сайте не менее чем за тридцать дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе (ч. 1 ст. 21 Закона N 94-ФЗ).
В силу п. 1) ч. 4 ст. 22 Закона N 94-ФЗ конкурсная документация должна содержать требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в конкурсе, в том числе заявки, подаваемой в форме электронного документа, подписанного в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - электронный документ), и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с ч. 2 и ч. 7 ст. 25 Закона N 94-ФЗ: участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в письменной форме в запечатанном конверте или в форме электронного документа. При этом на таком конверте указывается наименование открытого конкурса (лота), на участие в котором подается данная заявка.
Прием заявок на участие в конкурсе прекращается в день вскрытия конвертов с такими заявками и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе с учетом положений части 2 статьи 26 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 2 - 3 ст. 26 Закона N 94-ФЗ: В день вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытием доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе или в случае проведения конкурса по нескольким лотам перед вскрытием конвертов с заявками на участие в конкурсе, поданными в отношении каждого лота, и открытием доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе в отношении такого лота, но не раньше времени, указанного в извещении о проведении открытого конкурса и конкурсной документации, конкурсная комиссия обязана объявить присутствующим при вскрытии таких конвертов и открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе участникам размещения заказа о возможности подать заявки на участие в конкурсе, изменить или отозвать поданные заявки на участие в конкурсе до вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.
Конкурсной комиссией вскрываются конверты с заявками на участие в конкурсе и осуществляется открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, которые поступили заказчику, уполномоченному органу до вскрытия заявок на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.
Государственным заказчиком в п. 4.1.1 конкурсной документации на право заключения государственного контракта на оказание услуг по охране объектов государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Предгорному району Ставропольского края указано, что "Для участия в конкурсе участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе по форме 2 в письменной форме в запечатанном внешнем конверте в срок, указанный в Информационной карте конкурса".
Требования к Форме документов, подаваемых в электронном виде, инструкция о порядке подачи заявок на участие в открытом конкурсе в форме электронного документа, порядок вскрытия заявки в электронной форме, в конкурсной документации в нарушении требований ч. 1 ст. 21, п. 1) ч. 4 ст. 22, ч. 2 и ч. 7 ст. 25, ч. 2 - 3 ст. 26 Закона N 94-ФЗ отсутствуют.
В порядке ч. 10 ст. 9 Закона N 94-ФЗ в случае просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, другая сторона вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Заказчик освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
В проект контракта не включены сведения об ответственности заказчика в случае просрочки исполнения им обязательства, предусмотренного контрактом, что не соответствует положениям ч. 10 ст. 9 Закона N 94-ФЗ.
В порядке п. 1) ч. 4 ст. 22 Закона N 94-ФЗ конкурсная документация должна содержать требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в конкурсе в соответствии с частями 2 - 4 статьи 25 настоящего Федерального закона.
Согласно п/п б) п. 3) ч. 3 ст. 25 Закона N 94-ФЗ заявка на участие в конкурсе должна содержать документы, копии документов или сведения, подтверждающие соответствие участника размещения заказа установленным требованиям и условиям допуска к участию в конкурсе, а именно копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, такие товары, работы, услуги являются предметом конкурса и данные требования предусмотрены конкурсной документацией.
В порядке п. 1) ч. 1 ст. 11 Закона N 94-ФЗ при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются следующие обязательные требования к участникам размещения заказа: соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Из вышеизложенных норм законодательства о размещении заказов следует, что конкурсная документация должна содержать обязательные требования к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся предметом конкурса.
В п. 1 "Общие технические требования" документации указано "Предоставление в составе заявки на участие в конкурсе соответствующей полной копии лицензии (с копией разрешения) на право осуществления данного вида деятельности на территории Российской Федерации". Аналогичная информация указана в п. 4 Приложения 1 к форме 2 "Опись документов, приложенных к заявке на участие в конкурсе: Копии действующих лицензий или иных документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся предметом открытого конкурса". В Форме 3 "Инструкция по заполнению заявок на участие в открытом конкурсе" заказчиком также установлено, что "Заявка на участие в открытом конкурсе, подготовленная участником размещения заказа, должна содержать копии действующих лицензий и иных документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся предметом открытого конкурса". При этом, в нарушении ч. 1 ст. 11 Закона N 94-ФЗ в конкурсной документации на право заключения государственного контракта на оказание услуг по охране объектов государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Предгорному району Ставропольского края требования к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся предметом конкурса не установлены, а именно не указано какую именно лицензию или иной документ должен предоставить участник размещения заказа в составе конкурсной заявки и который является критерием отбора участников конкурса.
Таким образом, Комиссией Ставропольского УФАС России установлены в действиях государственного заказчика - УПФР по Предгорному району Ставропольского края нарушения положений, норм и требований Закона N 94-ФЗ. Данные нарушения выразились в формировании заказчиком конкурсной документации с нарушением положений ч. 1 ст. 21, п. 1) ч. 4 ст. 22, ч. 2 и ч. 7 ст. 25, ч. 2 - 3 ст. 26 Закона N 94-ФЗ (не указаны Требования к Форме документов, подаваемых в электронном виде, инструкция о порядке подачи заявок на участие в открытом конкурсе в форме электронного документа, порядок вскрытия заявки в электронной форме), а также не соответствие требованиям ч. 10 ст. 9 Закона N 94-ФЗ (в проекте контракта не указаны сведения об ответственности заказчика в случае просрочки исполнения им обязательства, предусмотренного контрактом) и нарушение требований п. 1) ч. 1 ст. 11 и п/п б) п. 3) ч. 3 ст. 25 Закона N 94-ФЗ (не установлены требования к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся предметом конкурса).
Комиссия, руководствуясь ст. 17, ч. 6 ст. 60 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО Агентство охраны "Центр" на действия государственного заказчика - УПФР по Предгорному району Ставропольского края, конкурсной комиссии УПФР по Предгорному району Ставропольского края по факту размещения государственного заказа путем проведения открытого конкурса N 0221100001213000002 на право заключения государственного контракта на оказание услуг по охране объектов государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Предгорному району Ставропольского края - необоснованной;
2. По результатам внеплановой проверки проведенной в соответствии со статьей 17 Закона N 94-ФЗ, признать действия государственного заказчика - УПФР по Предгорному району Ставропольского края при формировании конкурсной документации не соответствующими требованиям Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", а именно ч. 1 ст. 21, п. 1) ч. 4 ст. 22, ч. 2 и ч. 7 ст. 25, ч. 2 - 3 ст. 26 Закона N 94-ФЗ; ч. 10 ст. 9 Закона N 94-ФЗ и п. 1) ч. 1 ст. 11 и п/п б) п. 3) ч. 3 ст. 25 Закона N 94-ФЗ;
3. Выдать государственному заказчику - УПФР по Предгорному району Ставропольского края по факту размещения государственного заказа путем проведения открытого конкурса N 0221100001213000002 на право заключения государственного контракта на оказание услуг по охране объектов государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Предгорному району Ставропольского края - обязательное для исполнения предписание;
4. Передать должностному лицу Ставропольского УФАС материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении лиц, допустивших нарушение Федерального закона от 21.07.2005 г. N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, для государственных и муниципальных нужд", ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии С.И. Рошевский
С.Р. Хамирзов
Н.Г. Дацко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 28 ноября 2013 г. N РЗ-1006-2013
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.12.2013