Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 1 ноября 2013 г. N 280 Директору ООО "ДиМедика"
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Председатель Комиссии: |
- Гуринович Е.В. |
- заместитель руководителя управления; |
Члены Комиссии: |
- Баканова Т.В. |
- начальник отдела контроля за размещением заказов, |
|
- Бакина И.С. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля за размещением заказов, |
в присутствии представителей:
- от КГБУЗ "Стоматологическая поликлиника N 25 "ДЕН-ТАЛ-ИЗ" министерства
здравоохранения Хабаровского края:
- Сорокин Виктор Анатольевича - представитель по доверенности от 31.10.2013 N 301;
- Абакаров Абакар Мутаевич - представитель по доверенности от 31.10.2013 N 304;
- Кузнецов Сергей Николаевич - представитель по доверенности от 31.10.2013 N 302;
- Карпенко Александр Александрович - представитель по доверенности от 31.10.2013 N 303.
- от ООО "ДиМедика" представитель не явился, уведомлен надлежащим образом.
рассмотрев материалы дела N 7-1/447 и жалобу ООО "ДиМедика" о нарушении заказчиком - краевым государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Стоматологическая поликлиника N 25 "ДЕН-ТАЛ-ИЗ" министерства здравоохранения Хабаровского края при проведении запроса котировок на поставку местноанестезирующих средств для нужд КГБУЗ СП N25 "ДЕН-ТАЛ-ИЗ", требований Федерального Закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "ДиМедика" на действия заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Ванинская центральная районная больница" министерства здравоохранения Хабаровского края при проведении запроса котировок на поставку лекарственных препаратов (ультракаин).
Суть жалобы сводится к следующему:
1. В форме котировочной заявки требуется указание контактной информации, не соответствующей действующему законодательству (ст. 44 94-ФЗ): контактный телефон, фамилия, имя, отчество руководителя организации, занимаемая должность, на основании чего действующего, главный бухгалтер;
2. По мнению заявителя отсутствует обоснование начальной (максимальной) цены контракта, которое должно содержать расчеты и использованные заказчиком источники информации, указано лишь: Поставщик N1, Поставщик N2, что является нарушением ст. 19.1 Закона о размещении заказов;
3. Состав закупаемого препарата указан неверно: в техническом задании отсутствует пересчет на основании эпинефрина. Состав анестетика, согласно инструкциям по применению препаратов с МНН Артикаин+[Эпинефрин], размещенным на официальном сайте Министерства здравоохранения и социального развития http://grls.rosminzdrav.ru должен иметь другой вид: артикаина гидрохлорид 40 мг + эпинефрина гидрохлорид 0,012 мг (эквивалентно содержанию основания эпинефрина 0,010 мг, что соответствует содержанию эпинефрина в растворе 1:100000).
Производителями указывается пересчет на основание эпинефрина (адреналина) как понятие эквивалентности солей эпинефрина (гидрохлорид, гидротартрат). В РФ зарегистрировано с МНН Артикаин+[Эпинефрин] с объемом 1,7 мл и продолжительностью анестезии не менее 75 минут 3 препарата: "Артифрин Форте", "Ультракаин ДС Форте", "Убистезин Форте". Поскольку в котировочной документации отсутствует понятие эквивалентности это делает невозможным участие с эквивалентными препаратами других производителей и ограничивает круг участников;
4. В техническом задании, в нарушение ст. 43 Закона о размещении заказов указано требование "_ 100 карпул (картриджей) в упаковке_".
В соответствии с ФЗ от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", при применении понятия "упаковка" к лекарственным препаратам следует иметь ввиду, что упаковка лекарственных средств может быть двух видов:
- первичная, то есть именно та упаковка, с которой непосредственно контактирует медикамент (картридж);
- вторичная упаковка - это упаковка, в которой товар хранится, транспортируется, продается, а не используется, и которая содержит определенное количество первичных упаковок. Вторичная упаковка не влияет на потребительские свойства лекарственного средства, а потому требования Заказчика к ней незаконны. 94-ФЗ предоставляет заказчику устанавливать требования к упаковке товара, но только те, которые влияют на его потребительские свойства.
Требование к количеству 100 картриджей во вторичной упаковке - это ограничение возможности предоставить эквивалентный товар в таких же картриджах, но упакованный по 50 шт. Никакого потребительского значения количество первичных упаковок во вторичной не имеет.
В РФ зарегистрировано 4 препарата с данным набором характеристик: "Артифрин Форте", "Ультракаин Д-С Форте", Убистезин Форте", "Артикаин ДФ". Количеству картриджей в упаковке по 100 штук соответствует только препарат "Ультракаин Д-С Форте".
5. Заявитель считает, что в техническом задании установлено некорректное требование к наличию вспомогательных веществ лекарственного средства: метабисульфит натрия - 0,5 мг, натрия хлорид - 1 мг, вода для инъекций. Наличие или отсутствие вспомогательных веществ не влияет на активность, продолжительность и сферу действия основного (активного) вещества, наличие и состав которого и имеют значение при составлении заказа.
Кроме того, заказчик вводит в заблуждение участников запроса котировок, размещая недостоверные характеристики, используя устаревшую инструкцию на препарат "Ультракаин Д-С Форте" производства фирмы Aventis pharma, Германия (Приложение N5). В новой редакции инструкции на данный препарат такие показатели отсутствуют (данные официального сайта Министерства здравоохранения и социального развития http://gris.rosminzdrav.ru - инструкция по применению препарата "Ультракаин Д-С Форте" ПN015117/01-160210 (Приложение N6). По этим характеристикам для участия в запросе котировок не подходит ни один из препаратов с МНН Артикаин+[Эпинефрин], зарегистрированных в Российской Федерации, тем самым, заказчик ограничивает возможность участия в запросе котировок препаратам с МНН Артикаин+[Эпинефрин].
6. Техническое задание сформировано таким образом, что по совокупности характеристик ему соответствует только один лекарственный препарат с торговым наименованием "Ультракаин Д-С Форте".
7. Требование заказчика об остаточном сроке годности 80% на момент поставки неправомерно, поскольку с одной стороны, заказчик в проект государственного контракта включает требование о поставке товара партиями, а с другой стороны - определяет срок окончания поставки до 31.12.2013, что говорит о его быстром использовании.
Кроме того, включение в договор возможности иного остаточного срока годности поставляемого товара, при согласовании с Заказчиком, наряду с требованием 80% остаточного срока годности говорит о том, что заказчик не испытывает категорической потребности в товаре со сроком годности 80%. Уточнением о возможности приема лекарственных средств с иным сроком годности заказчик оставляет для себя возможность уменьшения сроков угодных ему поставщиков, и, соответственно, отклонение заявок, в которых указан иной срок годности, неугодных ему поставщиков.
8. В п.3.12. контракта выставлено следующие требование: "Заказчик по телеграфу, телефону или факсу вызывает представителя Поставщика для его участия в приемке товара. Присутствие представителя Поставщика в приемке товара обязательно".
Данное требование не находит своего отражения ни в гражданском законодательстве (ГК РФ), ни в законодательстве о размещении заказов (ч.2 ст.9 94-ФЗ).
Таким образом, требование об обязательном присутствии представителя поставщика незаконно, так как представителем поставщика выступает транспортная организация, с которой поставщик заключает договор о транспортных услугах.
9. Включенный в контракт п.3.14: "Поставщик обязан в течение 48 (сорока восьми) часов заменить некачественные Товары и/или произвести поставку недостающих Товаров" ограничивает участие в запросе котировок поставщиков, удаленных от места поставки товара.
В рамках рассмотрения поступившей жалобы, на основании статьи 17 Закона о размещении заказов, Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам которой установлено следующее.
Извещение N 0322300016513000121 о проведении запроса котировок опубликовано на портале Общероссийского официального сайта 16.10.2013.
Предмет заказа - поставка местноанестезирующих средств для нужд КГБУЗ СП N25 "ДЕН-ТАЛ-ИЗ".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет: 396 000 (триста девяносто шесть тысяч) рублей 00 копеек.
Источник финансирования заказа: средства ФОМС.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки котировочных заявок N 0322300016513000121-П от 30.10.2013, к сроку окончания подачи котировочных заявок не подана ни одна заявка.
К рассмотрению дела заказчиком - КГБУЗ "Стоматологическая поликлиника N25 "ДЕН-ТАЛ-ИЗ" министерства здравоохранения Хабаровского края представлен отзыв на жалобу, в котором даны следующие пояснения:
1. С доводом заявителя не согласны, так как Закон о размещении заказов содержит достаточные требования к указанию участником реквизитов своей организации для идентификации организации как Контрагента, никаких особых требований или разглашения официальной информации не установлено;
2. При определении начальной максимальной цены контракта Заказчиком в требуемом объеме проведена необходимая работа: запрошены коммерческие предложения у потенциальных поставщиков. Считают доводы жалобы в этой части необоснованными;
3. В техническом задании некорректно указан МНН (вместе со вспомогательными веществами и упаковкой). С требованием к исправлению международного непатентованного наименования препарата на МНН: Артикаин 40 мг + Эпинефрина гидрохлорид 0,012 мг.р-р д/инъекций, карпулы 1.7 мл" согласны.
По второму доводу, приведенному в п.З жалобы, - пересчету аналогов по количеству действующего вещества на объем не согласны, поскольку речь идет о поставке менее концентрированных анестетиков-аналогов в больших количествах. Закупка менее концентрированных анестетиков вызовет негативную реакцию со стороны пациентов. В отношении пересчета аналогов действующего вещества по объему заказчик считает необоснованным.
4. В наименование товара ошибочно внесена информация об упаковке;
5. В наименование товара ошибочно внесены требования к вспомогательным веществам;
6. Заказчик не состоял в договорных отношениях с производителями анестетиков, а исходил из соображения использования качественных медицинских препаратов.
7. При проведении закупки Заказчик исходит из соображения соблюдения всех существующих требований, предъявляемых к финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
В настоящий момент сложилась ситуация, когда в распоряжении КГБУЗ СП N 25 "ДЕН-ТАЛ-И3" имеется денежная сумма, которую можно использовать для покупки анестетиков, в которых на данный момент есть экстренная необходимость. Данная сумма будет находиться в распоряжении заказчика до 31.12.2013.
Сделанные ООО "ДиМедика" выводы об отсутствии острой необходимости в данном закупаемом товаре и затребованный необоснованно высокий остаточный срок годности препарата заказчик считает необоснованными.
8. С данным доводом жалобы согласны, поскольку присутствие при приемке, а также вызов по требованию заказчика представителя поставщика может привести к ограничению конкуренции, следовательно, с исключением п.З.12 из проекта договора согласны.
9. с приведенными в п.9 жалобы доводами согласны, поскольку требование по замене некачественного товара в течение 48 часов может привести к ограничению конкуренции, с требованиями по изменению данного пункта в контексте "48 часов" на "7 дней" согласны.
На рассмотрении дела представители заказчика поддержали позицию, изложенную в отзыве.
В результате изучения материалов дела, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
1. В соответствии со ст. 44 Закона о размещении заказов, котировочная заявка должна содержать: 1) наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника размещения заказа; 2) идентификационный номер налогоплательщика или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика (для иностранного лица); 3) наименование и характеристики поставляемых товаров в случае проведения запроса котировок цен товаров, на поставку которых размещается заказ. При этом в случае, если иное не предусмотрено извещением о проведении запроса котировок, поставляемые товары должны быть новыми товарами; 4) согласие участника размещения заказа исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок; 5) цена товара, работы, услуги с указанием сведений о включенных или не включенных в нее расходах (расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и другие обязательные платежи).
В форме котировочной заявки (Приложение N1) предусмотрено предоставление таких сведений как: наименование (для юридического лица) / ФИО (для физического лица) участника размещения заказа; место нахождения / место жительства; почтовый адрес с индексом, контрактный телефон; ФИО руководителя организации, занимаемая должность, на основании чего действует; банковские реквизиты участника; ИНН / КПП; цена; подпись, расшифровка подписи руководителя, подпись, расшифровка подписи главного бухгалтера.
Установление в форме заявки непредусмотренных Законом о размещении заказов требований к указанию контактного телефона, ФИО руководителя организации, занимаемая должность, на основании чего действует руководитель не соответствует требованиям ст. 44 Закона о размещении заказов, но при этом не нарушает права и интересы заявителя.
Наличие в котировочной заявке требований к подписи и расшифровке подписи главного бухгалтера не соответствуют требованиям ст. 44 Закона о размещении заказов, (по сути предоставление персональных данных).
2. В соответствии с п. 8 ст. 43 Закона о размещении заказов, запрос котировок должен содержать сведения, в том числе максимальную цену контракта и обоснование максимальной цены контракта в соответствии с положениями статьи 19.1 настоящего Федерального закона.
Частью 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов определено, что в извещении о проведении запроса котировок указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.
Начальная (максимальная) цена договора рассчитана как сумма произведений начальной (максимальной) цены за единицу товара по каждой позиции на его количество в соответствии со сводной договорной спецификацией (см. Приложения N 2, N 3).
Однако вышеуказанная спецификация на странице проводимого запроса котировок, размещенной на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, отсутствует.
В приложении N 3 к котировочной документации произведен расчет начальной (максимальной) цены контракта, однако не указаны сами источники информации.
При названных обстоятельствах, в извещении о проведении запроса котировок, опубликованном на Общероссийском официальном сайте, отсутствуют использованные заказчиком источники информации о ценах на закупаемый товар, что является нарушением п. 8 ст. 43, ч.2 ст. 19.1 Закона о размещении заказов.
3. Согласно ч.2 ст. 45 Закона о размещении заказов, извещение о проведении запроса котировок должно содержать сведения, предусмотренные статьей 43 настоящего Федерального закона, и быть доступным для ознакомления в течение всего срока подачи котировочных заявок без взимания платы. Извещение о проведении запроса котировок может содержать указание на товарные знаки. В случае, если в извещении о проведении запроса котировок содержится указание на товарные знаки товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в этом извещении также должно содержаться указание на товарный знак товара российского происхождения (при наличии информации о товаре российского происхождения, являющемся эквивалентом товару, происходящему из иностранного государства или группы иностранных государств). В случае, если в извещении о проведении запроса котировок содержится указание на товарные знаки, они должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, установленными на основании пункта 4 статьи 43 настоящего Федерального закона. Извещение о проведении запроса котировок не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименования мест происхождения товаров или наименования производителей, а также требования к товарам, их производителям, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Таким образом, под характеристики, установленные в запросе котировок не подходит ни один из препаратов с МНН Артикаин+[Эпинефрин], зарегистрированных в Российской Федерации, что нарушает ч.2 ст. 45 Закона о размещении заказов.
4,5. В соответствии с п.4 ст. 43 Закона о размещении заказов, запрос котировок должен содержать наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, наименование, характеристики и объем выполняемых работ, оказываемых услуг. При этом должны быть указаны требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. Указанные требования устанавливаются в соответствии с частями 2.1 - 3.4 статьи 34 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 3.3 ст. 34 Закона о размещении заказов, в случае, если предметом аукциона является поставка лекарственных средств, в документации об аукционе должно содержаться указание их международных непатентованных наименований или при отсутствии таких наименований химических, группировочных наименований лекарственных средств, за исключением случая, предусмотренного частью 3.4 настоящей статьи.
В котировочной документации отсутствует техническое задание, вследствие чего не ясно какой товар необходим к поставке, прописано наименование позиции в приложении N 2 "График поставки", приложении N 3 "Расчет начальной максимальной цены за единицу" к котировочной документации.
В котировочной документации указан МНН закупаемого товара вместе со вспомогательными веществами и упаковкой (в 1 мл раствора должно содержатся: активные вещества: артикаина гидрохлорид - 40 мг. и эпинефрина гидрохлорид не менее 0,012 мг Вспомогательные вещетсва: натрия метабисульфат 0,05 мг., натрия хлорид 1 мг., вода для инъекций. Местноанестезирующее средство+альфа и бета-адреномиметик. Связывание с белками плазмы артикаина составляет 95%. Продолжительность анестезии - не менее 75 минут. 100 карпул (картриджей) в упаковке), что является нарушением п.4 ст. 43, ч. 3.3 ст. 34 Закона о размещении заказов.
6. Доводы заявителя о лоббировании интересов определенного производителя бездоказательны.
7. В соответствии с п. 4 ст. 43 Закона о размещении заказов наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, наименование, характеристики и объем выполняемых работ, оказываемых услуг. При этом должны быть указаны требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Таким образом, требования заказчика об остаточном сроке годности, об определении срока окончания поставки, об уточнении возможности приема лекарственных средств с иным сроком годности не противоречит действующему законодательству о размещении заказов.
8. В соответствии с ч. 12 ст. 9 Закона о размещении заказов, в контракт включается обязательное условие о порядке осуществления заказчиком приемки поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг на соответствие их количества, комплектности, объема и качества требованиям, установленным в таком контракте. Для проверки соответствия качества поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг требованиям, установленным контрактом, заказчик вправе привлекать независимых экспертов, выбор которых осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Таким образом, вопрос о присутствии представителя при приемке товара, законодательством о размещении заказов не урегулирован.
Заказчик с данным доводом жалобы согласился.
9. Законодательством о размещении заказов вопрос о сроке замены некачественных товаров или допоставки недостающих товаров не урегулирован.
Заказчик с данным доводом жалобы согласился.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 17, 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Жалобу ООО "ДиМедика" признать частично обоснованной;
2. Признать в действиях заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Стоматологическая поликлиника N 25 "ДЕН-ТАЛ-ИЗ" министерства здравоохранения Хабаровского края нарушение ст. 44, п.8 ст. 43, ч.2 ст. 19.1; п. 4 ст. 43, ч.3.3 ст. 34; ч.2 ст. 45 Закона о размещении заказов;
3. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства о размещении заказов с учетом замечаний изложенных в решении от 01.11.2013 N 280.
Председатель Комиссии: |
Е.В. Гуринович |
Члены Комиссии: |
Т.В. Баканова |
|
И.С. Бакина |
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его оглашения в Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 1 ноября 2013 г. N 280
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.11.2013