Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 5 декабря 2013 г. N 168 ООО "АльтА плюс"
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере размещения заказов
в присутствии:
- представителя муниципального заказчика Администрация Погарского района Брянской области, действующего на основании доверенности от 04.12.2013 года N 56;
- представителя муниципального заказчика Администрация Погарского района Брянской области, действующего на основании оверенности от 04.12.2013 года N 55;
- муниципального заказчика Администрация Погарского района Брянской области, действующего на основании доверенности от 04.12.2013 года N 54;
- представителя заявителя ООО "АльтА плюс", действующего на основании доверенности от 05.12.2013 года б/н,
рассмотрев поступившую жалобу участника размещения заказа ООО "Альта плюс" на действия муниципального заказчика Администрация Погарского района Брянской области при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на поставку компьютерной техники, оргтехники, оборудования и программного обеспечения системы управления очередью для создания многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг N 0127300011413000093, установила:
20 ноября 2013 года на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку компьютерной техники, оргтехники, оборудования и программного обеспечения системы управления очередью для создания многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг N 0127300011413000093 (далее - открытого аукциона в электронной форме) и документация об открытом аукционе в электронной форме, утвержденная главой администрации Погарского района Брянской области Муниципальный контракт по итогам проведения рассматриваемого запроса котировок на момент рассмотрения жалобы не заключен.
Заявитель ООО "АльтА плюс" полагает, что его права и законные интересы нарушены действиями муниципального заказчика, включившего в документацию об открытом аукционе в электронной форме требования к товарам, ограничивающие количество участников размещения заказа: во-первых, в состав предмета открытого аукциона в электронной форме включено программное обеспечение (криптошлюз), поставка которого требует специальной лицензии ФСБ, во-вторых, требованиям, установленным муниципальным заказчиком по позиции 19 технического задания соответствует только одна модель ламинатора единственного производителя, а именно - ламинатор пакетный BURO BU-SG230S.
Представитель муниципального заказчика Администрация Погарского района Брянской области с доводами заявителя не согласился и по существу пояснил, что закупаемая техника и оборудование предназначены для создания многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг, поэтому оборудование и программное обеспечение для организации электронной очереди и криптошлюз для подключения к Росреестру функционально связаны.
Кроме того, муниципальный заказчик полагает, что требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме соответствуют ламинаторы Peach 230S, HF FGK 220, ProOffice Prolamic 230HR-D, Bulros FGK-230iD, GMP MYPHOTO-230TC, GMP PHOTONEX@-235 Digital.
Заслушав представителей заявителя, муниципального заказчика, изучив представленные документы, осуществив внеплановую проверку в соответствии с ч. 5 ст. 17 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о размещении заказов), комиссия Брянского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов пришла к следующим выводам:
1. Муниципальным заказчиком Администрация Погарского района Брянской области при размещении рассматриваемого заказа нарушены требования ч. 1, 2 ст. 19.1 Закона о размещении заказов, согласно которым для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации, заказчик вправе осуществить собственные расчеты, и в документации об открытом аукционе в электронной форме указывается такое обоснование начальной (максимальной) цены муниципального контракта, поскольку при обосновании начальной (максимальной) цены муниципального контракта муниципальным заказчиком учтены цены на товар единственной модели единственного производителя (ламинатора по поз. 19 Технического задании), включены в обоснование начальной (максимальной) цены муниципального контракта сведения о ценах на криптошлюз, технологически и функционально не связанный с предметом размещаемого заказа, а также не учтены (не включены в состав направленных хозяйствующим субъектам запросов) цены на интерфейсные шнуры, соединительные кабели, носители с драйверами.
2. Муниципальным заказчиком Администрация Погарского района Брянской области при размещении рассматриваемого заказа нарушены требования ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, согласно которым документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным ч. 1 - 3.2, 4.1 - 6 ст. 34 Закона о размещении заказов, ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов, запрещающей включать в документацию об открытом аукционе в электронной форме требования, ограничивающие количество участников размещения заказа, а также требования ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", запрещающей ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции, технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, поскольку муниципальным заказчиком в состав документации об открытом аукционе в электронной форме включены требования о поставке в составе техники и программного обеспечения системы управления очередью криптошлюза для подключения к Росреестру, не являющегося частью технологического процесса управления очередью.
Согласно положениям п. 5 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг - российская организация независимо от организационно-правовой формы (в том числе являющаяся автономным учреждением), отвечающая требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, и уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу "одного окна" (предоставление услуги осуществляется после однократного обращения заявителя с запросом, а взаимодействие с органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, осуществляется многофункциональным центром без участия заявителя в соответствии с нормативными правовыми актами и соглашением о взаимодействии).
Таким образом, процесс управления очередью заявителей, обращающихся в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, закупка оборудования и программного обеспечения для которого является предметом размещаемого заказа, не связан технологически и функционально с процессом взаимодействия многофункционального центра с органами, предоставляющими государственные и многофункциональные услуги, которое осуществляется без участия заявителя, т.е. не в связи с управляемой очередью заявителей.
Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств осуществляется на основании соответствующей лицензии, при этом лицензирующим органом является Федеральная служба безопасности. Следовательно, круг лиц, которые вправе поставить муниципальному заказчику криптошлюз для подключения к Росреестру, ограничен перечнем обладателей соответствующей лицензии. При этом для поставки оборудования и программного обеспечения системы управления очередью, являющегося предметом размещаемого заказа, наличия у участника размещения заказа каких бы то ни было лицензий не требуется. Кроме того, для подключения к Росреестру используется криптошлюз "Застава-DDL", иные криптошлюзы не отвечают параметрам совместимости.
Таким образом, муниципальный заказчик включил в предмет рассматриваемого заказа товар, функционально и технологически не связанный с предметом размещаемого заказа (оборудование и программное обеспечение системы управления очередью) и ограничивающий количество участников размещения заказа.
3. Муниципальным заказчиком Администрация Погарского района Брянской области при размещении рассматриваемого заказа не нарушены требования ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, согласно которым документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным ч. 1 - 3.2, 4.1 - 6 ст. 34 Закона о размещении заказов, ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов, запрещающей включать в документацию об открытом аукционе в электронной форме требования, ограничивающие количество участников размещения заказа, при установлении требований к ламинатору по поз. 19 технического задания сформированы требования к товару, совокупности которых соответствуют, в частности, ламинаторы пакетные BURO BU-SG230S, HF FGK 220, что подтверждено при рассмотрении сведений, размещенных в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4. Муниципальным заказчиком Администрация Погарского района Брянской области при размещении рассматриваемого заказа нарушены требования ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, согласно которым документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным ч. 1 - 3.2, 4.1 - 6 ст. 34 Закона о размещении заказов, ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов, запрещающей включать в документацию об открытом аукционе в электронной форме требования, ограничивающие количество участников размещения заказа, поскольку муниципальным заказчиком в п. 1.6, 1.7 Раздела I технического задания установлены требования к товарам, ограничивающие количество участников размещения заказа и не отражающие потребности муниципального заказчика: "1.6 Поставляемые системные блоки должны быть собраны в промышленных условиях, удовлетворяющих стандарту ISO9001_, а также товарный знак, зарегистрированный в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания РФ и подтвержденный соответствующим свидетельством. 1.7 Производитель должен иметь бесплатный федеральный номер службы технической поддержки".
При этом стандарт ISO 9001 является международным стандартом, не обязателен к применению на территории Российской Федерации, и требование о соответствии ему не может быть адресовано всем участникам размещения заказа, а сборка системных блоков в промышленных условиях не отражает требования муниципального заказчика к качеству, безопасности, надежности и иным характеристикам товара. Регистрация соответствующего товарного знака также не является обязательным требованием ко всем производителям, не является показателем качества или иных характеристик товара и не может быть предъявлено всем участникам размещения заказа. Следовательно, такие требования ограничивают количество участников размещения заказа.
Наличие бесплатного федерального номера службы технической поддержки также не отражает требований муниципального заказчика к технической поддержке, не является обязательным для всех поставщиков/производителей требуемого оборудования и ограничивает количество участников размещения заказа.
5. Муниципальным заказчиком Администрация Погарского района Брянской области при размещении рассматриваемого заказа нарушены требования п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, согласно которым документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям муниципального заказчика, поскольку документация об открытом аукционе в электронной форме содержит требования к товарам, на основании которых невозможно сделать вывод о потребности муниципального заказчика.
П. 1.1 Раздела I технического задания устанавливает требование к системным блокам: "Поставляемые системные блоки должны полностью соответствовать характеристикам либо превосходить указанные в Приложении N 1 настоящего Технического задания. В случае предложения к поставке эквивалентных товаров, указанных в Техническом задании, заявка должна содержать полный перечень технических и функциональных характеристик, не хуже характеристик, указанных в Техническом задании. В случае не указания ряда характеристик предлагаемого к поставке товара, по которым он хуже, чем товар, указанный в Техническом задании, предлагаемый товар не может считаться эквивалентным. Приоритетными следует считать параметры, указанные в данных технических требованиях".
Такие требования содержат субъективные оценочные характеристики "Не хуже", "превосходят" и др., что не позволяет определить соответствие предлагаемого товара потребностям муниципального заказчика, кроме того, могут ввести в заблуждение участника размещения заказа, поскольку противоречат требованиям ст. 41.8 Закона о размещении заказов, в соответствии с которой конкретные показатели товара указываются в соответствии с требованиями, установленными документацией об открытом аукционе в электронной форме, а не умозрительными предположениями участника размещения заказа ("хуже", "лучше" и пр.).
В нарушение той же нормы (п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов) муниципальным заказчиком также не установлены требования к интерфейсным шнурам, драйверам, соединительным кабелям: "1.2 В комплект поставки системных блоков должны быть включены все непоименованные в спецификации, но необходимые для работы оборудования интерфейсные шнуры, соединительные кабели, носители с драйверами_" Однако, никаких требований к характеристикам указанной продукции (интерфейсные шнуры, соединительные кабели и др.), позволяющих определить соответствие такой продукции потребности муниципального заказчика.
6. Муниципальным заказчиком Администрация Погарского района Брянской области при размещении рассматриваемого заказа нарушены требования п. 1 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, в соответствии с которыми документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к составу и содержанию аявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с ч. 4 и 6 ст. 41.8 Закона о размещении заказов и инструкцию по ее заполнению, поскольку требования, установленные муниципальным заказчиком к составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме не соответствуют нормам пп. б п. 1 ч. 4 ст. 41.8, согласно которым в случае, если документация об открытом аукционе в электронной форме на поставку товара не содержит указаний на товарные знаки, первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для поставки товара.
Разработанные муниципальным заказчиком требования к составу первой части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме содержат как требования, предусмотренные пп. а п. 1 ч. 4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов для случая указания в документации об открытом аукционе в электронной форме на товарные знаки, так и пп. б п. 1 ч. 4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов для случая отсутствия указания в документации об открытом аукционе в электронной форме товарных знаков. При этом документация об открытом аукционе в электронной форме не содержит указания на товарные знаки.
В нарушение той же нормы документация об открытом аукционе в электронной форме не содержит инструкции по заполнению заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме, т. е. указания на конкретные действия, которые участник размещения заказа должен совершить для правильного заполнения заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме, и указания на разделы документации об открытом аукционе в электронной форме, в соответствии с которыми участник размещения заказа должен указать конкретные характеристики товаров.
7. Муниципальным заказчиком Администрация Погарского района Брянской области при размещении рассматриваемого заказа нарушены требования ч. 8 ст. 9 Закона о размещении заказов, в соответствии с которыми расторжение муниципального контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством, поскольку п. 9.2 проекта муниципального контракта предусматривает возможность расторжения муниципального контракта только по соглашению сторон или по решению суда.
8. Муниципальным заказчиком Администрация Погарского района Брянской области при размещении рассматриваемого заказа нарушены требования п. 13 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, в соответствии с которыми документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать сведения о возможности заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством, поскольку документация об открытом аукционе в электронной форме не содержит таких сведений.
Выявленные в действиях муниципального заказчика нарушения требований законодательства РФ о размещении заказов имеют признаки совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, Комиссия Брянского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов, руководствуясь Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденным Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, частью 6 статьи 60 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд",
Решила:
1. Признать жалобу участника размещения заказа ООО "Альта плюс" на действия муниципального заказчика Администрация Погарского района Брянской области при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на поставку компьютерной техники, оргтехники, оборудования и программного обеспечения системы управления очередью для создания многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг N 0127300011413000093 частично обоснованной в части включения в состав предмета открытого аукциона в электронной форме требований о поставке криптошлюза, ограничивающее количество участников размещения заказа.
2. Признать муниципального заказчика Администрация Погарского района Брянской области нарушившим требования ч. 8 ст. 9, ч. 1, 2 ст. 19.1, ч. 3.1 ст. 34, ч. 1 п. 13 ч. 3, п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов при размещении рассматриваемого заказа.
3. Выдать муниципальному заказчику Администрация Погарского района Брянской области, оператору ЗАО "Сбербанк-АСТ" предписание об устранении выявленных нарушений требований Закона о размещении заказов.
4. Передать материалы рассмотрения жалобы соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 5 декабря 2013 г. N 168
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.12.2013