Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 31 октября 2013 г. N 878 ФЕДЕРАЛЬНАЯ
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Иркутского УФАС России) в составе:
Председатель Комиссии Иркутского УФАС России: <_>;
члены Комиссии Иркутского УФАС России: <_>;
при участии представителей заказчика - ГБУЗ "Иркутский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" <_>; представителя уполномоченного органа - Агентства по государственному заказу Иркутской области <_>, в отсутствии представителей заявителя - Индивидуального предпринимателя Шматова А.М., надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы по существу,
рассмотрев жалобу Индивидуального предпринимателя Шматова А.М. (далее - ИП Шматов, заявитель) на положения документации об открытом аукционе в электронной форме среди субъектов малого предпринимательства на поставку тест-систем для ИФА-лаборатории (реестровыйN0134200000113006509) (далее - документация об Аукционе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с ч.5 ст.17 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498,
УСТАНОВИЛА:
24.10.2013 г. в адрес Иркутского УФАС России поступила жалоба ИП Шматова.
В соответствии с доводами, изложенными в жалобе, в технической части документации об Аукционе установлено требование о представлении документов и сведений, а именно "_время постановки на автоматическом анализаторе Эволис, имеющемся у Заказчика при полной одномоментной загрузке 4 планшеты по 96 определений составляет не более 4 часов 20 мин, что подтверждается соответствующим протоколом" не содержащихся в Законе о размещении заказов.
Также заявитель указывает, что в технической части документации об Аукционе установлено минимальное значение общего времени инкубации - "не менее 2 часов".
ИП Шматов полагает, что установленное значение противоречит заявленной цели - "максимально эффективного использования имеющегося оборудования".
Заявитель указывает, что фактически характеристикам, установленным в техническом задании документации об Аукционе соответствует единственная тест-система "Дженскрин Ультра ВИЧ Аг-Ат", в связи с чем, заявитель полагает, что устанавливая характеристики приобретаемого товара, было ограничено количество участников размещения заказа.
Агентством по государственному заказу Иркутской области (далее - Агентство, Уполномоченный орган) представлены возражения на жалобу ИП Шматова, согласно которым документация об Аукционе сформирована в соответствии с заявкой и потребностями заказчика.
Уполномоченный орган указывает, что в требованиях к содержанию и составу заявки на участие в Аукционе не содержится указание о предоставлении протокола постановки тест-системы на анализаторе.
В связи с чем, Агентство полагает, что нарушений при формировании документации об Аукционе допущено не было.
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Иркутский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" (далее - Учреждение, Заказчик) в возражениях на жалобу заявителя указывает, что считает доводы жалобы необоснованными, а действия Заказчика, Уполномоченного органа правомерными.
Комиссия Иркутского УФАС России, исследовав представленные материалы, доводы заявителя, возражение Уполномоченного органа, Заказчика, установила следующее.
Уполномоченным органом 17.10.2013 г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещены извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N0134200000113006509 и документация об открытом аукционе в электронной форме среди субъектов малого предпринимательства на поставку тест-систем для ИФА-лаборатории.
В части V "Заказ на поставку товара" документации об Аукционе в предмет поставки входит набор для выявления антител к ВИЧ 1 и ВИЧ 2 и антигена ВИЧ 1 (р24) в сыворотке (плазме) крови человека Дженскрин Ультра ВИЧ Аг-Ат или эквивалент с подробным описанием требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам), качественным характеристикам товара.
В своей жалобе заявитель указывает, что установленные требования: "с целью максимально эффективного использования имеющегося оборудования, время постановки на автоматическом анализаторе Эволис, имеющемся у Заказчика при полной одномоментной загрузке в 4 планшеты по 96 определений составляет не более 4 часов 20 мин, с общим временем инкубации, что подтверждается соответствующим протоколом, а также общим временем инкубации не менее 2 и не более 2,5 часов" во-первых, содержит незаконное требование о представлении в составе заявки протокола для подтверждения времени постановки на автоматическом анализаторе Эволис, во-вторых, установленное минимальное значение общего времени инкубации - "не менее 2 часов" противоречит заявленной цели - "максимально эффективного использования имеющегося оборудования", в-третьих, указанные характеристики закупаемого товара ограничивают количество участников размещения заказа, поскольку совокупности характеристик товара соответствует только набор для выявления антител к ВИЧ 1 и ВИЧ 2 и антигена ВИЧ 1 (р24) в сыворотке (плазме) крови человека Дженскрин Ультра ВИЧ Аг-Ат.
Так, Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что в п.14 части II "Информационная карта открытого аукциона в электронной форме" документации об Аукционе определены требования к содержанию и составу заявки на участие в Аукционе, а именно: "Участник размещения заказа подает заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме в виде электронного документа в двух частях, подаваемых одновременно.
Первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать указанные в одном из следующих подпунктов сведения:
согласие участника размещения заказа на поставку товара в случае, если участник размещения заказа предлагает для поставки товар, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе в электронной форме, или указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для поставки товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак (которые могут быть представлены в соответствии с формой, представленной в части 3 документации об открытом аукционе в электронной форме);
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) и товарный знак (при его наличии) предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак (которые могут быть представлены в соответствии с формой, представленной в части 3 документации об открытом аукционе в электронной форме);
Вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие документы и сведения:
1) фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика (сведения могут быть представлены в виде анкеты в соответствии с формой, представленной в части 3 документации об открытом аукционе в электронной форме);
2) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и если для участника размещения заказа поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом договора, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом аукционе, обеспечения исполнения договора являются крупной сделкой. Предоставление указанного решения не требуется в случае, если начальная (максимальная) цена договора не превышает максимальную сумму сделки, предусмотренную решением об одобрении или о совершении сделок, предоставляемым для аккредитации участника размещения заказа на электронной площадке".
Указанные требования установлены в соответствии со статьей 41.8 Закона о размещении заказов, требований о представлении в составе заявки на участие в Аукционе каких-либо иных документов и сведений помимо указанных выше, в том числе требования о представлении протокола постановки на автоматическом анализаторе Эволис в документации об Аукционе не содержится, в связи с чем, Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода жалобы заявителя относительно включения незаконных требований о представлении в составе заявки на участие в Аукционе неуказанных в Законе о размещении заказов документов.
Комиссией Иркутского УФАС России исследованы и признаны необоснованными доводы заявителя об установлении в документации об Аукционе минимального значения общего времени инкубации - "не менее 2 часов", которое противоречит заявленной цели - "максимально эффективного использования имеющегося оборудования", а также о том, что фактически характеристикам, установленным в техническом задании документации об Аукционе соответствует единственная тест-система "Дженскрин Ультра ВИЧ Аг-Ат", в связи с чем, было ограничено количество участников размещения заказа на основании следующего.
В части V "Заказ на поставку товара" документации об Аукционе содержатся следующие требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам), качественным характеристикам товара:
"Набор для выявления антител к ВИЧ 1 и ВИЧ 2 и антигена ВИЧ 1 (р24) в сыворотке (плазме) крови человека.
Минимальная определяемая концентрация ВИЧ1 антигена не более 25 пг/мл.
Специфичность на случайной выборке донорского контингента, не ниже 99,9%.
Упаковка 480 тестов (5 микропланшетов стрипованные по 8 лунок).
Объем исследуемого образца, не более 100 мкл.
С целью максимально эффективного использования имеющегося оборудования, время постановки на автоматическом анализаторе Эволис, имеющемся у Заказчика при полной одномоментной загрузке в 4 планшеты по 96 определений составляет не более 4 часов 20 мин, что подтверждается соответствующим протоколом, а также общим временем инкубации не менее 2 и не более 2,5 часов.
Срок годности приготовленных реагентов: промывочный раствор не менее 2 недель; раствор конъюгата 2 не менее 4 недель с возможностью многократной разморозки - заморозки;
Раствор хромогена не менее 6 часов.
Цветовая кодировка реагентов в виде цветовой окраски конъюгатов, субстрата.
Валидованная производителем тестов, запрограммированная процедура выполнения теста на ИФА - анализаторе "Эволис", имеющегося у Заказчика, автоматизированного выполнения всех этапов иммуноферментного анализа для 96-ти луночных планшетов, обеспечивающая беспрерывное проведение анализа, без необходимости планового вмешательства лаборанта-операциониста ни на одном из этапов.
Объем и форма первичных флаконов с реагентами (конъюгатом, контролями, субстратным раствором, стоп-реагентом) позволяют использовать их в ИФА-анализаторе "Эволис", иеющемся у заказчика без переноса во вторичные флаконы".
Как пояснил присутствовавший на рассмотрении жалобы представитель Заказчика, указанные значения установлены с целью рационального и наиболее эффективного распределения времени работы лаборанта.
Установленные характеристики к товару обосновываются Заказчиком необходимостью обеспечения взаимодействия с товаром, используемом Учреждением (автоматический анализатор Эволис).
На рассмотрении жалобы представителями Заказчика представлена копия заключенного договора от 22.04.2013 г. N3/13 о передаче во временное пользование анализатора иммуноферментного автоматического "Еволис" с принадлежностями (далее - Договор).
В п.2.2.4 Договора установлена обязанность Учреждения поддерживать оборудование в исправном состоянии, использовать его по назначению и в соответствии с требованиями Bio-Rad (Франция) на период гарантийного обслуживания сроком на 12 месяцев с даты заключения договора, соответствующих предусмотренным протоколам, имеющим единое Регистрационное Удостоверение с оборудованием.
Приобретаемый Заказчиком товар - тест-система Дженскрин Ультра ВИЧ Аг-Ат, производится компанией Bio-Rad (Франция), следовательно, потребность Заказчика в приобретении тест-систем указанного производителя обусловлена необходимостью соблюдения требований, заключенного ранее Договора.
Как следует из положений ч. 1 ст. 1 Закона о размещении заказов, закон о размещении заказов регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона о размещении заказов (ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов).
Документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться (ч. 2 ст. 34, п.1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов).
Системное толкование приведенных выше норм Закона о размещении заказов позволяет сделать вывод о том, что Заказчик вправе включить в документацию об Аукционе такие технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Законом о размещении заказов не предусмотрено ограничений по включению в документацию об Аукционе требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика; не предусмотрена и обязанность Заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару, а также закон не ограничивает Заказчика в выборе способов и средств, используемых для разработки документации об Аукционе.
В силу части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Указанные требования Закона о размещении заказов, при формировании технического задания и утверждении документации об Аукционе Заказчиком, Уполномоченным органом соблюдены, в частности, в документации об Аукционе установлены требования к товару, отвечающие потребностям Заказчика, отсутствуют требования, влекущие за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В соответствии с ч.1 ст.8 Закона о размещении заказов, участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.
Наличие единственного производителя не ведет к ограничению количества участников размещения заказа, поскольку предметом Аукциона является поставка тест-систем.
Следовательно, участником размещения заказа может выступать любое физическое или юридическое лицо, в том числе и лицо, не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить продукцию, отвечающую требованиям документации об Аукционе и удовлетворяющую потребности Заказчика.
Заявителем не представлены документы, подтверждающие доводы относительно ограничения количества участников размещения заказа, а Комиссией Иркутского УФАС России самостоятельно не установлены.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч. 5 ст. 17 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Шматова" необоснованной.
2. Копии решения направить сторонам по делу.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 31 октября 2013 г. N 878
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.11.2013