Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 3 декабря 2013 г. N 972 ФЕДЕРАЛЬНАЯ
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в составе: Председатель Комиссии: *****, при участии представителей ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области" ***** в отсутствие представителя ООО "Реагент" (ходатайство от 03.12.2013 г. N106/2013 о рассмотрении жалобы в отсутствие заявителя), рассмотрев жалобу ООО "Реагент", в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с ч.5 ст.17 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области поступила жалоба ООО "Реагент" (далее заявитель) на действия заказчика - ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области" (далее заказчик), связанные с формированием требований в документации об открытом аукционе в электронной форме N извещения 0334100002313000058 на поставку расходных материалов для отделения вирусологических исследований с ПЦР лабораторией микробиологической лаборатории лабораторного отдела. Согласно доводам жалобы, заявитель считает, что заказчиком с нарушением ч.3.1 ст.34 Закона о размещении заказов сформированы требования документации об аукционе. Так в рамках одного лота заказчиком предусмотрена поставка товаров из разных групп, предусмотренных Номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утвержденного Приказом МЭР России от 07.06.2011 г. N273, что влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Заказчиком представлены возражения, в соответствии с которыми считает доводы жалобы необоснованными, считает, что в документации об аукционе отсутствуют требования, ограничивающие количество участников заказа, что подтверждается коммерческими предложениями при обосновании начальной максимальной цены, а также предложениями от двух потенциальных поставщиков готовых принять участие в аукционе. Закупка одним лотом товаров предусмотренных документацией вызвана потребностями заказчика. Товары предназначаются для проведения диагностических исследований одной вирусологической лабораторией, которая располагается на единых лабораторных площадях, где соблюдаются особорежимные мероприятия. Все товары, указанные в техническом задании используются в одном технологическом процессе - диагностике инфекционных заболеваний, и деление на разные лоты предмета технического задания может привести к несовместимости друг с другом расходных материалов разных поставщиков. Для получения наиболее точных и достоверных результатов лабораторией заказчика используются различные методы исследований, в том числе последовательно ИФА и ПЦР диагностика. Для подтверждения положительных находок по ИФА диагностике проводятся ПЦР исследования таких вирусов как ротовирус, клещевой энцефалит. ИФА и ПЦР диагностика проводится одними и теми же специалистами, на единых лабораторных площадях. Таким образом, проводимые исследования технологически и функционально связаны и являются единой частью всего технологического процесса, связаны между собой и расходные материалы, используемые данной лабораторией.
Комиссия Иркутского УФАС России, исследовав представленные материалы, доводы заявителя, возражение заказчика, установила следующее.
20.11.2013 г. заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещены извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0334100002313000058 и документация об открытом аукционе в электронной форме на поставку расходных материалов для отделения вирусологических исследований с ПЦР лабораторией микробиологической лаборатории лабораторного отдела (далее документация об аукционе).
Пунктом 27 "Техническое задание" документации об аукционе заказчиком предусмотрены наименования необходимых товаров, их характеристики. В извещении указаны необходимые заказчику товары, согласно кодов Общероссийского классификатора видов экономической деятельности: антигены и диагностикумы бактериальные, простейших и прочие (2423883), тест-системы для диагностики вирусных инфекций (2423884), сыворотки для диагностики вирусных инфекций (2423894), препараты диагностические прочие (2423899), тара из полимерных материалов для жидких и сыпучих материалов (2524010), тара из полимерных материалов прочая (2524020).
В соответствии с ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 2 ст.34 Закона о размещении заказов, документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что заказчиком исходя из своих потребностей в п.27 "Техническое задание" документации об аукционе предусмотрен перечень товаров, указанных для проведения диагностических исследований одной вирусологической лабораторией, расположенной на единых лабораторных площадях. Заказчик имеет санитарно-эпидемиологические заключения и лицензию на деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний 2-4 групп патогенности, в которую входят в том числе возбудители особо опасных заболеваний. Для получения наиболее точных и достоверных результатов данной лабораторией используются различные методы исследований, в том числе последовательно ИФА и ПЦР диагностика. Для подтверждения положительных находок по ИФА диагностике проводятся ПЦР исследования таких вирусов как ротовирус, клещевой энцефалит и т.д. ИФА и ПЦР диагностика проводится одними и теми же специалистами, на единых лабораторных площадях. Товары, указанные в техническом задании, используются в одном технологическом процессе - диагностике инфекционных заболеваний, и деление на разные лоты предмета технического задания может привести к тому, что расходные материалы разных поставщиков могут быть несовместимы друг с другом. Для проведения полного цикла исследований необходимы не только тест-системы, наборы реагентов, диагностикумы, но и лабораторная посуда, одноразовый пластик и прочие расходные материалы. Для хранения расходных материалов каждая лаборатория заказчика имеет свои складские помещения с ограниченным допуском на их территорию, в соответствии с требованиями лицензирования на деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний 2-4 групп патогенности. Единовременная поставка предусмотренных документацией об аукционе товаров позволяет заказчику должным образом упорядочить порядок приемки товара, сделать необходимый для осуществления функций лаборатории резерв расходных материалов. Выделение в разные лоты расходных материалов для каждого вида анализов, при том, что лабораторией проводятся тысячи исследований, приведет к увеличению трудозатрат лаборатории на приемку товаров, осуществление входного контроля качества продукции, а так же повышению риска срывов государственного задания при возникновении эпидемиологической ситуации.
С учетом установленных обстоятельств, Комиссия Иркутского УФАС России полагает, что заказчиком в силу требований ч. 2 ст.34 Закона о размещении заказов, в документации об аукционе предусмотрены товары исходя из потребностей, а также специфики деятельности заказчика.
Документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа (ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов).
В ходе рассмотрения жалобы установлено, что заказчик при обосновании начальной (максимальной) цены получил два коммерческих предложения от ООО "СибЛабСервис" N309 от 15.11.2013 г. и ООО "ПРОФИЛАБ" N 175 от 15.11.2013 г. Также заказчик представил письма от двух потенциальных поставщиков - ЗАО "Химреактивснаб" и ЗАО "Сибирская медицинская компания о намерениях принять участие в данном аукционе.
Данные обстоятельства подтверждают возможность хозяйствующих субъектов принять участие в открытом аукционе, и подтверждает отсутствие нарушений ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов.
В свою очередь заявитель каких-либо доказательств ограничения количества участников открытого аукциона не представил.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона о размещении заказов, настоящий закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 28.12.2010 г. N11017/10, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Кроме этого, Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации N 273 от 07.06.2011 г. утверждена "Номенклатура товаров, работ, услуг для нужд заказчиков". Данный приказ устанавливает перечень одноименных товаров, одноименных работ, одноименных услуг в целях определения одной группы товаров, работ, услуг, с целью обеспечения исполнения заказчиками требований части 6 статьи 10, части 3 статьи 42, пункта 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов. Таким образом, формирование, предмета торгов (лотов) исходя исключительно из установленных номенклатурой групп товаров, работ, услуг неправомерно.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч. 5 ст. 17 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Реагент" необоснованной.
2. Направить копию решения заявителю, заказчику.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 3 декабря 2013 г. N 972
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.12.2013