Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 5 ноября 2013 г. N 21-06/147-13Ж исх. от 05.11.2013 N 2050/06
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
Ведущей заседание Комиссии, временно исполняющей обязанности руководителя Камчатского УФАС России Коваленко Г.Б.;
членов Комиссии:
начальника отдела антимонопольного контроля и государственного заказа Парфирьевой С.Н.,
главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и государственного заказа Крук Е.Н.,
ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и государственного заказа Иванкова Д.А.,
при участии представителей:
государственного заказчика - Министерства здравоохранения Камчатского края (далее - Заказчик): Дементьевой Н.В. (по доверенности от 28.10.2013 N 21.07/7527),
закрытого акционерного общества "Биокад" (ИНН 5024048000; далее - ЗАО "Биокад", Заявитель): Кириченко Д.И. (по доверенности от 28.10.2013 без номера),
рассмотрев жалобу ЗАО "Биокад" на действия Заказчика при размещении заказа путем открытого аукциона в электронной форме, предметом которого является обеспечение противоопухолевыми, иммунодепрессивными и сопутствующими препаратами отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи (номер заказа 0138200001713000018),
и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498,
УСТАНОВИЛА:
03.10.2013 Заказчик разместил на официальном сайте Российской Федерации в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) извещение N 0138200001713000018 и документацию об открытом аукционе в электронной форме (ОАЭФ) на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обеспечению противоопухолевыми, иммунодепрессивными и сопутствующими препаратами отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи (начальная (максимальная) цена контракта - 17 474 000,00 рублей; далее - Аукцион).
23.10.2013 в Камчатское УФАС России поступила жалоба ЗАО "Биокад". По мнению Заявителя, объединение Заказчиком в один лот лекарственных препаратов, по МНН которых зарегистрировано несколько торговых наименований, и "эксклюзивных лекарственных средств с МНН по дозировке и форме выпуска" ограничивает его право участия в данном размещении заказа. Установленная заказчиком начальная (максимальная) цена контракта превышает предельное значение, установленное в пункте 1 Постановления Правительства от 06.04.2013 N 301. К своей жалобе Заявитель приложил доказательства того, что лекарственные средства с МНН Трастузумаб, Гозерелин, Гефитиниб, Бевацизумаб, указанные в документации об Аукционе, не имеют зарегистрированных на территории Российской Федерации аналогов по лекарственной форме и дозировке лекарственных средств (распечатки с Государственного реестра лекарственных средств).
Заказчик с доводами Заявителя не согласился и возразил, что при размещении данного заказа действовал в соответствии с положениями Закона о размещении заказов. В своем отзыве от 28.10.2013 N 21.05/7526 на жалобу Заказчик пояснил, что размещая документацию об Аукционе, осуществлял действия, направленные на обеспечение лиц, признанных нуждающимися в социальной помощи, набором социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Документацией об Аукционе не предусмотрена поставка лекарственных препаратов. Основной составляющей частью услуги по обеспечению противоопухолевыми, иммунодепрессивными и сопутствующими препаратами отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи является отпуск аптечными учреждениями лекарственных препаратов отдельным категориям граждан. Для реализации данной составляющей фармацевтическая организация должна осуществлять закупку лекарственных препаратов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия выявила следующие обстоятельства.
1. В извещении о проведении ОАЭФ N 0138200001713000018 Заказчик указал предмет торгов - "Оказание услуг по обеспечению противоопухолевыми, иммунодепрессивными и сопутствующими препаратами отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи" и классификацию услуг - "Обеспечение инвалидов, включая детей - инвалидов и подростков - инвалидов, лекарственными препаратами" (код по ОКВЭД 029-2001: 8532114).
Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 N 17 (далее - Классификатор), виды деятельности, направленные на обеспечение инвалидов, включая детей - инвалидов и подростков - инвалидов, лекарственными препаратами, отнесены к деятельности в области социальных услуг (код 8532114).
Здесь же определен круг лиц, оказывающих данные услуги:
социальные услуги оказываются комплексными центрами социального обслуживания населения, социально-реабилитационными центрами для несовершеннолетних, центрами помощи детям, оставшимся без попечения родителей, реабилитационными центрами для детей с ограниченными возможностями, центрами (отделениями) социальной помощи на дому, кризисными центрами помощи женщинам, иными учреждениями социального обслуживания и благотворительными организациями, а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.
Исходя из вышеизложенного, не могут быть поставщиками социальных услуг изготовители лекарственных средств, организации, осуществляющие деятельность в сфере оптовой торговли лекарственными средствами, а также аптечные организации.
В соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Закон о социальной помощи) к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов:
1) организация размещения заказов на поставки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;
2) заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов соответствующих государственных контрактов;
3) организация обеспечения населения лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Таким образом, организация обеспечения населения лекарствами является полномочием органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которые для реализации данных полномочий должны разместить заказ на поставку лекарственных препаратов и организацию их отпуска.
2. Согласно части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об ОАЭФ должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона о размещении заказов.
В силу части 3.1. статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Согласно части 5 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частями 3 и 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов сведениями должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 1 (пункт 1) статьи 11 Закона о размещении заказов при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются обязательные требования к участникам размещения заказа о соответствии участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Пунктом 2.2.1. документации об Аукционе Заказчик установил требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе. Так, вторая часть заявки должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся предметом торгов: копию лицензии на фармацевтическую деятельность.
Поскольку предметом Аукциона Заказчик определил оказание услуг по обеспечению противоопухолевыми, иммунодепрессивными и сопутствующими препаратами отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, то требование пункта 2.2.1. документации об Аукционе о предоставлении копии лицензии на фармацевтическую деятельность (к лицам, занимающимся социальным обслуживанием населения) установлено в нарушение части 5 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
Согласно пункту 21.1. документации об Аукционе основным требованием к услуге по обеспечению лекарственными препаратами отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи является организация обеспечения лекарственными препаратами отдельных категорий граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, через пункты отпуска (собственные или привлекаемые Исполнителем по гражданско-правовому договору) в соответствии с перечнем лекарственных препаратов указанных в п. 21.2. документации об Аукционе.
Пунктом 8.1 документации об Аукционе Заказчик установил, что цена государственного контракта включает в себя стоимость услуг по обеспечению лекарственными препаратами отдельных категорий граждан, расходы на страхование, налоги и другие расходы, связанные с исполнением контракта.
Согласно пункту 9.2. документации об Аукционе исходными данными для обоснования начальной (максимальной) цены контракта являются:
- Стоимость оказания услуги по обеспечению лекарственными препаратами, входящих в список жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты (далее - ЖВНЛП), рассчитанная на основании Государственного реестра предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенный в список ЖНВЛП с учетом предельной оптовой и предельной розничной надбавки, действующей на территории Камчатского края;
- Стоимость оказания услуги по обеспечению лекарственными препаратами, не входящих в список ЖВНЛП рассчитана на основании двух коммерческих предложений.
В своем письме от 16.09.2013 N 21.05/6231, направленном потенциальным участникам данного размещения заказа, Заказчик просил предоставить ценовое предложение на лекарственные препараты для обеспечения необходимыми лекарственными препаратами отдельных категорий граждан в Камчатском крае.
Таким образом, исходя из положений документации об Аукционе, в том числе об установлении Заказчиком требования к участникам размещения заказа о наличии у них лицензии на фармацевтическую деятельность, и документов, представленных Заказчиком, следует, что фактически предметом данного размещения заказа является поставка и отпуск лекарственных средств.
В силу части 2.2. статьи 10 Закона о размещении заказов в случае, если предметом торгов, запроса котировок является поставка лекарственных средств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) различные лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.04.2013 N 301 "Об установлении предельного значения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) различные лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями" (далее - Постановление), не могут быть предметом одного контракта (одного лота) различные лекарственные средства с МНН или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями, если цена контракта превышает 1 000 000 рублей.
Пунктом 2 Постановления установлено предельное значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в размере 1 тыс. рублей, если предметом одного контракта (одного лота) наряду с иным лекарственным средством (иными лекарственными средствами) является поставка, в том числе лекарственного средства с международным непатентованным наименованием (при отсутствии такого наименования - с химическим, группировочным наименованием), в рамках которого отсутствуют зарегистрированные в установленном порядке аналогичные по лекарственной форме и дозировке лекарственные средства.
Пункт 21 документации об Аукционе содержит перечень (пятьдесят позиций) лекарственных препаратов, в том числе содержащий лекарственные препараты с МНН Трастузумаб, Гозерелин, Гефитиниб, Бевацизумаб.
Согласно Государственному реестру лекарственных средств по состоянию на 02.10.2013 (http://grls.rosminzdrav.ru/grls.aspx), лекарственные препараты с МНН Трастузумаб, Гозерелин, Гефитиниб, Бевацизумаб имеют по одному зарегистрированному на территории Российской Федерации торговому наименованию Герцептин, Золадекс, Иресса, Авастин, соответственно.
Таким образом, в соответствии с документацией об Аукционе необходимо поставить различные лекарственные средства, по МНН которых зарегистрировано несколько торговых наименований и лекарственные средства с МНН Трастузумаб, Гозерелин, Гефитиниб, Бевацизумаб, которые не имеют зарегистрированных на территории Российской Федерации аналогов по лекарственной форме и дозировке лекарственных средств, при этом, начальная (максимальная) цена контракта составляет 17 474 000,00 рублей, что превышает предельное значение, установленное пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 06.04.2013 N 301.
Учитывая изложенное, действия Заказчика по объединению в одном лоте различных лекарственных средств с МНН, а также лекарственных средств с МНН, не имеющих зарегистрированных на территории Российской Федерации аналогов являются нарушением части 2.2 статьи 10 Закона о размещении заказов.
В пункте 22 документации об Аукционе Заказчик установил требование к месту оказания услуг: 13 муниципальных образований Камчатского края, а также минимальное количество пунктов отпуска в них (от 1 до 9).
Исходя из того, что фактически предметом данного размещения заказа является поставка и отпуск лекарственных средств, учитывая, что Поставщикам, не имеющим собственной аптечной сети в Камчатском крае (изготовители лекарственных средств и оптовые организации), будет весьма затруднительно исполнение контракта в связи с тем, что на поиск аптек, не связанных обязательствами или другими основаниями с потенциальными конкурентами на торгах (включая ЗАО "Биокад"), на достижение и фиксирование договоренностей требуется время, то указанное в пункте 22 документации об Аукционе требование о месте оказания услуг, может повлечь за собой ограничение количества участников размещения заказа, что запрещено частью 3.1 статьи 34, частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
На основании изложенного, и руководствуясь частью 5 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия Камчатского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 2.2 статьи 10, частей 1 и 5 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Заказчику предписание об аннулировании торгов.
4. Передать материалы о выявленных нарушениях должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица Заказчика.
Примечание:
В соответствии с частью 9 статьи 60 Закона о размещении заказов решение, принятое Комиссией по результатам рассмотрения жалобы на действия Заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 5 ноября 2013 г. N 21-06/147-13Ж
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.11.2013