Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 2 декабря 2013 г. N 21-06/179-13Ж Заказчик:
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия, Камчатское УФАС России) в составе:
Ведущей заседание Комиссии - временно исполняющей обязанности руководителя Камчатского УФАС России Коваленко Г.Б.,
членов Комиссии:
начальника отдела антимонопольного контроля и государственного заказа Парфирьевой С.Н.,
главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и государственного заказа Шихановой Л.Б.,
ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и государственного заказа Иванкова Д.А.,
в присутствии представителей заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Камчатского края "Петропавловск-Камчатская городская детская поликлиника N 1" (далее - Заказчик, ГБУЗ КК ПК ГДП N1) Загрутдиновой С.Л. (по доверенности N 41 АА 0231285 от 28.01.2013), Болоджи А.В. (по доверенности от 02.12.2013),
в отсутствие представителя заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Компания "Надежда-Фарм" (далее - Заявитель, ООО "Компания "Надежда-Фарм"), извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы и направившего ходатайство от 29.11.2013 о рассмотрении жалобы в его отсутствие,
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при размещении заказа путем открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по обеспечению региональных льготников лекарственными препаратами, отпускаемыми бесплатно по рецептам врачей ГБУЗ КК ПК ГДП N1 (извещение N 0338300007413000045), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498,
УСТАНОВИЛА:
Заказчик 15.11.2013 на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru разместил извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по обеспечению региональных льготников лекарственными препаратами, отпускаемыми бесплатно по рецептам врачей ГБУЗ КК ПК ГДП N1 (далее - Аукцион); начальная (максимальная) цена контракта - 16 255 370,31 рублей. 18.11.2013 Заказчик внёс изменение в документацию об Аукционе в части срока оказания услуг, извещение в редакции N 2.
25.11.2013 поступила жалоба ООО "Компания "Надежда-Фарм".
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика.
Заказчик в документации об Аукционе установил обязательные требования к исполнителю, который должен оказать следующие услуги: 1) организовать обеспечение лекарственными препаратами региональных льготников через пункты отпуска (собственные или привлекаемые Исполнителем по гражданско-правовому договору); 2) организовать обеспечение региональных льготников лекарственными препаратами надлежащего качества с остаточным сроком годности на момент обеспечения не менее 60%; 3) в случае временного отсутствия лекарственных препаратов в течение 10 рабочих дней с момента обращения пациента в пункт отпуска организовать отсроченное обслуживание рецепта в соответствии с требованиями Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2005 N 785 "О порядке отпуска лекарственных препаратов", а также нормативных правовых актов, регулирующих льготное лекарственное обеспечение, обеспечить информирование населения о сроках обеспечения рецептов, зарегистрированных на отсроченном обеспечении; 4) обеспечить еженедельное информирование Заказчика об остатках лекарственных препаратов, ограниченных сроках годности лекарственных препаратов, лекарственных препаратов "без движения", рецептах, зарегистрированных на отсроченном обеспечении и ориентировочных сроках отпуска по ним лекарственных препаратов; 5) в случае невозможности обеспечения региональных льготников лекарственными препаратами (прекращение производства лекарственного препарата, регистрации, перерегистрации лекарственных препаратов), исполнитель может (по согласованию с Заказчиком) осуществить замену лекарственных препаратов в пределах одного международного непатентованного наименования, без изменения дозировки и формы выпуска лекарственных препаратов, по цене не выше заявленной; 6) обеспечить формирование и представление Заказчику отчетных данных об оказании услуг (еженедельные, ежемесячные) - по формам установленным Заказчиком; 7) предоставлять в установленные Заказчиком сроки информацию по запросам Заказчика об оказании услуг в письменном виде; 8) обеспечить представителю Заказчика при проведении проверок свободное ознакомление с документацией и деятельностью исполнителя, связанной с исполнением договора, включая ознакомление с подлинниками рецептов, по которым был осуществлен отпуск лекарственных препаратов (далее - Услуги).
Исходя из вышеуказанных требований к Услугам, следует, что фактически предметом Аукциона является поставка и отпуск лекарственных средств. В соответствие с положениями документации об Аукционе местом оказания услуг являются аптечные организации (аптеки, аптечные пункты), расположенные на территории Петропавловск-Камчатского городского округа. Поставщикам, не имеющим собственной аптечной сети в Камчатском крае (изготовители лекарственных средств и оптовые организации), будет весьма затруднительно исполнение контракта в связи с тем, что на поиск аптек, не связанных обязательствами или другими основаниями с потенциальными конкурентами на торгах, достижение и юридическое оформление договоренностей требует времени, а иногда возможность достижения таких договоренностей полностью отсутствует, что может повлечь за собой ограничение количества участников размещения заказа и противоречит части 3.1 статьи 34, части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказа.
Заказчик с доводами жалобы не согласился. Представил письменное возражение, в котором пояснил, что в документации об Аукционе не установлено никаких требований, которые могли бы привести к ограничению количества участников размещения заказа в соответствии с частью 3.1 статьи 34, части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов. Заказчик размещал Аукцион в интересах третьих лиц, а именно: пациентов от 0 до 18 лет района обслуживания детской поликлиники, имеющих право (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения") на получение медико-социальной государственной помощи в форме обеспечения льготными лекарственными средствами по месту жительства данных пациентов. Отпуск лекарственных средств осуществляется непосредственно получателям (пациентам) по льготным рецептам, в соответствии с регламентирующими документами Министерства здравоохранения РФ, через специализированные аптечные организации (аптеки, аптечные пункты), имеющие действующую лицензию на фармацевтическую деятельность. Пункты отпуска могут быть как собственными, так и привлекаемыми по гражданско-правовому договору. ГБУЗ КК ПК ГДП N1 является амбулаторно-поликлиническим учреждением, не имеет (и не обязано иметь) лицензию на фармацевтическую деятельность, в связи с чем, не имеет право осуществлять полномочия получения и передачи лекарственных средств получателям.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия выявила следующие обстоятельства.
1. Согласно части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об ОАЭФ должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона о размещении заказов.
В силу части 3.1. статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В пункте 3.1 части 3 проекта договора документации об Аукционе Заказчик установил требования к количеству и качеству оказываемых Услуг. Согласно пункту 21.1.1 документации об Аукционе основным требованием к услуге по обеспечению лекарственными препаратами региональных льготников является организация обеспечения лекарственными препаратами региональных льготников через пункты отпуска (собственные или привлекаемые исполнителем по гражданско-правовому договору) в соответствии с перечнем лекарственных препаратов указанных в п. 21.2 документации об Аукционе. Таким образом, в документации об Аукционе предусмотрено, что участник размещения заказа, не имеющий собственной аптечной сети, вправе привлечь на договорной основе аптечные организации, расположенные в г. Петропавловске-Камчатском. В связи с этим Комиссия признает доводы жалобы необоснованными.
2. Согласно части 5 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частями 3 и 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов сведениями должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 1 (пункт 1) статьи 11 Закона о размещении заказов при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются обязательные требования к участникам размещения заказа о соответствии участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
В пункте 18.1 документации об Аукционе Заказчик установлены требования к участникам размещения заказа, в частности: "соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся предметом Аукциона: копия лицензии на фармацевтическую деятельность".
В извещении о проведении ОАЭФ N 0338300007413000045 Заказчик указал предмет торгов - "Оказание услуг по обеспечению региональных льготников лекарственными препаратами, отпускаемыми бесплатно по рецептам врачей ГБУЗ КК ПК ГДП N1" и классификацию услуг - "Охрана здоровья человека прочие, не включенные в другие группировки" (код по ОКВЭД 029-2001: 8519090).
Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 N 17 (далее - Классификатор), виды деятельности, направленные на охрану здоровья человека прочие, не включенные в другие группировки, отнесены к деятельности в области услуг здравоохранения и социальных услуг (код 8519090).
Здесь же определен круг лиц, оказывающих данные услуги:
социальные услуги оказываются комплексными центрами социального обслуживания населения, социально-реабилитационными центрами для несовершеннолетних, центрами помощи детям, оставшимся без попечения родителей, реабилитационными центрами для детей с ограниченными возможностями, центрами (отделениями) социальной помощи на дому, кризисными центрами помощи женщинам, иными учреждениями социального обслуживания и благотворительными организациями, а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.
Исходя из вышеизложенного, не могут быть поставщиками социальных услуг хозяйствующие субъекты, осуществляющие фармацевтическую деятельность.
Таким образом, требование пункта 18.1 документации об Аукционе к участникам размещения заказа о предоставлении копии лицензии на фармацевтическую деятельность установлено не в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся предметом аукциона - оказание услуг по обеспечению региональных льготников лекарственными препаратами, отпускаемыми бесплатно по рецептам врачей ГБУЗ КК ПК ГДП N1, в нарушение части 5 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
3. В пункте 9.2. документации об Аукционе Заказчик указал исходные данные для обоснования начальной (максимальной) цены услуги по обеспечению лекарственными препаратами региональных льготников, в том числе сведения Государственного реестра предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в список жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - ЖВНЛП), рассчитанных на основании ЖНВЛП с учетом предельной оптовой и предельной розничной надбавки, действующей на территории Камчатского края.
Исходя из положений документации об Аукционе, в том числе об установлении Заказчиком требования к участникам размещения заказа о наличии у них лицензии на фармацевтическую деятельность, следует, что фактически предметом данного размещения заказа является поставка и отпуск лекарственных средств.
В силу части 2.2. статьи 10 Закона о размещении заказов в случае, если предметом торгов, запроса котировок является поставка лекарственных средств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) различные лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.04.2013 N 301 "Об установлении предельного значения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) различные лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями" (далее - Постановление), не могут быть предметом одного контракта (одного лота) различные лекарственные средства с МНН или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями, если цена контракта превышает 1 000 000 рублей.
Пунктом 2 Постановления установлено предельное значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в размере 1 тыс. рублей, если предметом одного контракта (одного лота) наряду с иным лекарственным средством (иными лекарственными средствами) является поставка, в том числе лекарственного средства с международным непатентованным наименованием (при отсутствии такого наименования - с химическим, группировочным наименованием), в рамках которого отсутствуют зарегистрированные в установленном порядке аналогичные по лекарственной форме и дозировке лекарственные средства.
Пункт 21.2 документации об Аукционе содержит перечень (двести семьдесят пять позиций) лекарственных препаратов, в том числе содержащий лекарственные препараты с МНН: "стандартизованный лиофилизат бактериальных лизатов", "ацетазоламид", "кальцитриол".
Согласно Государственному реестру лекарственных средств по состоянию на 05.11.2013 (http://grls.rosminzdrav.ru/grls.aspx), лекарственные препараты с МНН "стандартизованный лиофилизат бактериальных лизатов", "ацетазоламид", "кальцитриол" имеют по одному зарегистрированному на территории Российской Федерации торговому наименованию "бронхо-мунал", "диакарб", "рокальтрол", соответственно.
Таким образом, в предмет контракта включены лекарственные средства с МНН "стандартизованный лиофилизат бактериальных лизатов", "ацетазоламид", "кальцитриол", которые не имеют зарегистрированных на территории Российской Федерации аналогов по лекарственной форме и дозировке лекарственных средств, при этом начальная (максимальная) цена контракта превышает предельное значение, установленное пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 06.04.2013 N 301.
Учитывая изложенное, действия Заказчика по включению в предмет торгов лекарственных средств с международным непатентованным наименованиям, в рамках которого отсутствует зарегистрированные в установленном порядке аналогичные по лекарственной форме и дозировке лекарственные средства, является нарушением части 2.2 статьи 10 Закона о размещении заказов.
На основании изложенного и руководствуясь частью 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Компания "Надежда-Фарм" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 2.2 статьи 10, части 5 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений путем аннулирования торгов.
4. Передать материалы о выявленном нарушении должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущая заседание Комиссии: ____________________ Г.Б. Коваленко
Члены комиссии: ____________________ С.Н. Парфирьева
____________________ Л.Б. Шиханова
____________________ Д.А. Иванков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 2 декабря 2013 г. N 21-06/179-13Ж
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.12.2013