Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 21 ноября 2013 г. N 226/03-13-з ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Председателя комиссии:
Молчанова А.В. - руководителя Кировского УФАС России,
Членов комиссии:
Фокиной Т.Н. - ведущего специалиста - эксперта отдела КРЗ Кировского УФАС России,
Коваленко С.М. - специалиста отдела КРЗ Кировского УФАС России,
В присутствии:
<_> - представителя департамента государственных закупок Кировской области, по доверенности;
<_> - представителя департамента образования Кировской области, по доверенности;
<_> - представителя департамента образования Кировской области, по доверенности;
<_> - представителя департамента образования Кировской области, по доверенности;
ИП Зорина М.А., предъявлен паспорт,
рассмотрев жалобу ИП Зорина М.А. на положения аукционной документации при проведении открытого аукциона в электронной форме Лот N 2 поставка комплектов компьютерного оборудования для государственных нужд Кировской области (код аукциона 0140200000813005203),
У С Т А Н О В И Л А:
14.11.2013 года в Кировское УФАС России поступила жалоба ИП Зорина М.А. (далее - Заявитель) на положения аукционной документации при проведении открытого аукциона в электронной форме Лот N 2 поставка комплектов компьютерного оборудования для государственных нужд Кировской области (код аукциона 0140200000813005203).
Заявитель считает, что в требованиях Заказчика к качеству, техническим, функциональным характеристикам, потребительским свойствам товара указаны характеристики, ограничивающие количество участников размещения заказа, что является нарушением положений Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) и Федерального закона от 26.07.2006 г N135-ФЗ "О защите конкуренции".
По мнению Заявителя, Заказчик в техническом задании установил требование к поставляемому товару, тем самым исключив возможность поставки оборудования другого производителя. Считает, что техническое задание подготовлено с целью возможности участия только представителей компании DEPO. Сообщает, что установленные требования к централизованной системе управления и мониторинга сервера также исключают возможность поставки аналогичного программного обеспечения от другого производителя.
На официальный запрос разъяснений технического задания Заказчик дает ответы, которые сводятся к тому, что для нужд Заказчика требуется именно это оборудование в соответствии с требованиями аукционного задания.
Считает, что в действиях Заказчика прослеживается лоббирование интересов ООО "Находка", которое является партнером компании DEPO.
На основании вышеизложенного просит провести проверку по факту неправомерности действий со стороны государственного заказчика, обязать заказчика внести изменения в техническое задание документации об аукционе.
В соответствии с ч.5 ст.17 Закона о размещении заказов при рассмотрении жалобы по существу проводится внеплановая проверка данного размещения заказа.
Кировским УФАС России в адрес Заказчика, Заявителя и Уполномоченного органа направлены уведомления о рассмотрении жалобы. Заказчику выставлено требование о приостановлении заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу. Для рассмотрения жалобы у Уполномоченного органа истребованы документы по размещению заказа, письменные пояснения по существу жалобы.
Уполномоченный орган представил запрошенные документы, а также письменные пояснения, из которых следует, что согласно п. 2.1 Порядка взаимодействия департамента государственных закупок Кировской области с государственными заказчиками Кировской области и бюджетными учреждениями Кировской области в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных заказчиков Кировской области и бюджетных учреждений Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 29.12.2007 года N 118/528 "Об утверждении Положения о Департаменте государственных закупок Кировской области" заказчики направляют уполномоченному органу пакет документов, включающий в себя сопроводительное письмо, заявку на размещение заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Кировской области и нужд бюджетных учреждений Кировской области, техническое задание, проект государственного контракта. К заявке, поступившей от заказчика, было приложено техническое задание, разработанное и утвержденное Заказчиком. Никаких изменений в техническое задание Уполномоченным органом не вносилось.
Заказчик представил документы и письменные пояснения, из которых следует, что довод Заявителя о том, что оборудование может быть поставлено только единственным поставщиком - ООО "Компания Находка", которое является партнером компании DEPO, является не обоснованным, т.к. на территории г. Кирова, имеется несколько организации под маркой DEPO, выданных различным организациям соответствующего профиля, неограниченный круг поставщиков имеет возможность заключить с указанным производителем договор поставки.
Довод Заявителя о невозможности поставки "уникального" программного обеспечения, установленного на серверное оборудование, кроме производителя компании DEPO является необоснованным, т.к. аналогичные централизованные системы управления и мониторинга поставляются как в составе серверов других производителей вычислительной техники (Kraftway System Manager), так и предлагаются независимыми разработчиками программного обеспечения (например, программные системы Digital Design).
Сообщают, что компания DEPO не является производителем корпусов для серверного оборудования, а осуществляет их закупку у сторонних зарубежных производителей.
При подготовке разъяснений государственный заказчик руководствовался положениями ст. 41.7 Закона о размещении заказов, на запрос о разъяснении положений аукционной документации государственным Заказчиком были даны разъяснения, которые суть положений аукционной документации не изменяют.
На основании изложенного считает, что в действиях департамента образования, как государственного заказчика, нарушений действующего законодательства не имеется. Просит оставить жалобу без удовлетворения.
На заседании комиссии Заявитель подтвердил доводы, изложенные в жалобе. Сообщил, что в аукционе от 14.062013 (номер извещения 0140200000813003095) на поставку компьютерного оборудования для государственных нужд Кировской области ИП Зорин М.А был признан победителем. При осуществлении поставки товара Заказчиком предъявлялись неправомерные претензии к качеству оборудования, в связи, с чем контракт был расторгнут по обоюдному согласию. Пояснил, что со своей стороны не обращался в Арбитражный суд Кировской области с целью защиты своих прав и законных интересов. Не отрицал, что на территории Кировской области имеется несколько поставщиков компании DEPO.
Представитель Уполномоченного органа на заседании комиссии подтвердила свои доводы, изложенные письменно, считает, что в действиях Заказчика нет противозаконных действий.
Представитель Заказчика, также подтвердил все свои письменные доводы. Сообщил, что 02.08.2013 г. департаментом образования был размещен первоначальный заказ на поставку компьютерного оборудования для государственных нужд Кировской области (номер заказа 0140200000813003095). По итогам проведения аукциона был заключен контракт с ИП Зориным М.А.
Данный контракт расторгнут по соглашению сторон в связи с тем, что экспертной группой Заказчика установлено, что по ряду параметров предлагаемая к поставке техника не соответствует условиям заключенного контракта (в материалы дела представил акты проверки соответствия товара требованиям государственного контракта N 142 от 02.08.2013)
Сообщает, что в результате недобросовестного подхода к исполнению государственного контракта со стороны ИП Зорина М.А., департамент образования Кировской области потерял много времени и в настоящее время в условиях завершения финансового года вынужден повторно проводить торги на право заключения государственного контракта на поставку серверного оборудования. Считает, что своими действиями ИП Зорин М.А. фактически срывает государственный заказ, в результате чего общеобразовательные учреждения области не могут получить компьютерное оборудование, необходимое им в работе, а департаментом образования как главным распорядителем бюджетных средств по указанному направлению средства федерального бюджета не осваиваются.
В ходе рассмотрения жалобы заслушав пояснения Заявителя, Уполномоченного органа, Заказчика, рассмотрев имеющиеся документы, Комиссия Кировского УФАС России пришла к следующим выводам:
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме размещено на официальном сайте закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 29.10.2013 г. (номер 0140200000813005203). Начальная (максимальная) цена контракта - 4 898 925,00 руб. Дата окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме 19.11.2013 года.
Уполномоченный орган размещения заказа - Департамент государственных закупок Кировской области.
Заказчик размещения заказа - Департамент образования Кировской области.
Техническое задание документации об аукционе утверждено главой департамента образования Кировской области А.М. Чуриным.
В соответствии с п.1 ч.4 ст.41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать, в том числе, требования к качеству, техническим характеристикам товара, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика.
Не допускается включать в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена настоящим Федеральным законом (ч.2.1 ст.34 Закона о размещении заказов).
Документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа(ч. 3.1 ст.34 Закона о размещении заказов).
Следовательно, ч.2.1 и ч. 3.1 ст.34 Закона о размещении заказов содержит исчерпывающий перечень запретов к содержанию документации об аукционе.
В соответствии с Техническим заданием документации об аукционе к поставке подлежат комплекты компьютерного оборудования, а именно: системный блок сервера в составе корпуса сервера, процессора с вентилятором, материнской платы, оперативной памяти, жесткого диска с "горячей" заменой, оптического накопителя, серверной операционной системой, модулем контроля доступа к серверу, централизованной системой управления и мониторинга сервера, и источник бесперебойного питания (ИБП), с указанием наличия функций или величины параметра и необходимого количества требуемого к поставке товара.
Указаний на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя аукционное задание не содержит.
Согласно п. 1 ст. 1 Закона о размещении заказов единый порядок размещения заказов устанавливается им в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Исходя из положения п.1 ст. 1 Закона о размещении заказов в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Поэтому включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение.
Предметом открытого аукциона являлось право на заключение контракта на поставку товара. При изложенных обстоятельствах Комиссия Кировского УФАС приходит к выводу, что участником размещения заказа могло выступить любое лицо, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе и удовлетворяющий потребности заказчика.
Доказательств того, что поставка необходимого товара может быть осуществлена ограниченным кругом хозяйствующих субъектов или то, что требования, включенные в аукционную документацию, создали одним участникам размещения заказа преимущество перед другими, являлись непреодолимыми для некоторых участников размещения заказа, или включены специально для обеспечения победы в аукционе конкретному хозяйствующему субъекту, заявителем не представлено.
Более того данный аукцион размещается повторно в связи с тем, что по предыдущему аукциону на поставку компьютерного оборудования (номер аукциона 0140200000813003095) расторгнут контракт с ИП Зориным М.А., которому установленные требования Заказчика к поставляемому товару не помешали поучаствовать в данном аукционе и стать победителем.
Комиссия Кировского УФАС считает, что документация об аукционе не содержит положений, которые противоречат требованиям законодательства о размещении заказов, а именно, ст.46 Федерального Закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и которые могли привести к ограничению и созданию преимущественных условий иным участникам аукциона (ст.17 Федерального Закона от 26 июля 2006 г N 135-ФЗ "О защите конкуренции").
На основании изложенного, руководствуясь ст. 17, 60 Федерального Закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов" на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать необоснованной жалобу ИП Зорина М.А. на положения аукционной документации при проведении открытого аукциона в электронной форме Лот N 2 поставка комплектов компьютерного оборудования для государственных нужд Кировской области (код аукциона 0140200000813005203).
В соответствии с ч. 9 ст. 60 ФЗ Закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Председатель комиссии А.В. Молчанов
Члены комиссии: Т.Н. Фокина
С.М. Коваленко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 21 ноября 2013 г. N 226/03-13-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.11.2013