Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 5 ноября 2013 г. N 216/03-13-з ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Председателя комиссии:
Молчанова А.В. - руководителя Кировского УФАС России,
Членов комиссии:
Фокиной Т.Н. - ведущего специалиста отдела КРЗ Кировского УФАС России,
Коваленко С.М.- специалиста отдела КРЗ Кировского УФАС России,
в присутствии:
Рогожникова А.Н.- первого заместителя главы администрации Немского района Кировской области, по доверенности,
Зюзина С.Ю., Дьяченко А.С.- представителей ООО "ТеплоЭнергоМонтаж", по доверенностям,
Малых А.В. - представителя третьего лица - Некоммерческого партнерства саморегулируемой организации "Объединение строителей Кировской области", по доверенности,
рассмотрев жалобу ООО "ТеплоЭнергоМонтаж",
У С Т А Н О В И Л А
28 октября 2013 г в Кировское УФАС поступила жалоба ООО "ТеплоЭнергоМонтаж" (далее - Заявитель) на действия комиссии муниципального заказчика - МКУ администрации Немского района Кировской области (далее - Комиссия, Заказчик) при размещении заказа способом открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по строительству детского сада на 80 мест пгт. Нема Немского района Кировской области (номер извещения 0140300026413000043).
Заявитель считает незаконным и необоснованным решение Заказчика о несоответствии второй части его заявки требованиям п.1 ч.1 ст.11 Федерального Закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее- Закон о размещении заказов). Указывает, что Свидетельство СРО, приложенное к заявке, полностью соответствует требованиям, указанным в п.24 информационной карты документации об аукционе. Однако, Заказчик считает, что ООО "ТеплоЭнергоМонтаж" вправе заключать договоры по осуществлению организации работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, стоимость которых по одному договору не превышает 10 000 000 руб., а цена контракта, предложенная им на торгах превышает указанную сумму.
Сообщает, что согласно п.33 свидетельства СРО ООО "ТеплоЭнергоМонтаж" вправе заключать договоры, стоимость которых по одному договору не превышает 10,0 млн. руб., в случае если общество не своими силами будет выполнять работы по договору, а с привлечением субподрядчика, где общество выступает уже генподрядчиком.
На аукцион заявились с целью выполнения работ собственными силами, без привлечения субподрядчиков. Пункт 24 информационной карты документации об аукционе предусматривает наличие у подрядчика свидетельства СРО о допуске к видам работ по строительству, являющимся предметом аукциона, либо по п.33 работ по организации строительства. Таким образом, п.1 ч.1 ст.11 Закона о размещении заказов подразумевает наличие Свидетельства СРО, имеющееся у Заявителя и позволяющее осуществлять работы самостоятельно без привлечения субподрядчика и, следовательно, Заявитель имеет право дополнительно по п.33 Свидетельства СРО привлекать субподрядчиков на выполнение работ по одному договору не превышающему сумму 10,0 млн. руб.
Просит признать не законным решение Заказчика о несоответствии заявки ООО "ТеплоЭнергоМонтаж" и о признании открытого аукциона несостоявшимся.
В соответствии с ч.5 ст. 17 Закона о размещении заказов одновременно с рассмотрением жалобы проводится внеплановая проверка размещения заказа.
Кировским УФАС РФ в адрес Заявителя, Заказчика направлено уведомление о рассмотрении жалобы, приостановлении заключения муниципального контракта, истребованы документы по размещению заказа, письменные пояснения по данной жалобе.
На заседании комиссии УФАС по Кировской области представители Заявителя поддержали доводы жалобы. В дополнение сообщили, что ограничение цены договора в 10 млн.руб., согласно пункту 33 Свидетельства о допуске к определенным видам работ, распространяется лишь в том случае, если работы будут выполняться не самим участником размещения заказа, а с привлечением субподрядчиков, где ООО "ТеплоЭнергоМонтаж" будет выступать уже как генеральный подрядчик.
Представили письменную позицию Некоммерческого Партнерства "Объединение строителей Топливно-Энергетического Комплекса" из содержания которой следует, что исходя из норм, закрепленных п.1.1 ст.55.8 Градостроительного кодекса РФ, необходимость соблюдения условия об ограничении суммы договора подряда "планируемой стоимости" применяется только к договорам генерального подряда, то есть к тем подрядчикам, которые выполняют функции по организации строительных работ.
На заседании комиссии УФАС по Кировской области представитель Заказчика пояснил, что согласно протоколу подведения итогов открытого аукциона (номер извещения 0140300026413000043) от 23.10.2013 г N3 комиссия признала заявку ООО "ТеплоЭнергоМонтаж" не соответствующей требованиям п.20 информационной карты документации об аукционе и п.2 ч.6 ст.41.11 Закона о размещении заказов, поскольку участник размещения заказа не соответствовал требованиям, установленным ст.11 Закона о размещении заказов. В соответствии с ч.3.1 ст.58 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, должно иметь свидетельство СРО о допуске к работам по организации строительства. Следовательно, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству , реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, в соответствии с положениями п.1 ч.1 ст.11 Закона о размещении заказов, должно являться обязательное наличие у участника размещения заказа исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При принятии решения комиссия руководствовалась положениями ст.55.8 Градостроительного Кодекса, из содержания которой следует, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к работам по организации строительства вправе выполнять работы при условии, если стоимость строительства объекта по одному договору не превышает планируемую стоимость строительства или предложенную на торгах. Сумма, указанная в свидетельстве СРО ООО "ТеплоЭнергоМонтаж", по п.33 (Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)), согласно которой Заявитель вправе заключать договоры по осуществлению организации работ по строительству, не может превышать десять миллионов рублей, тогда как цена контракта, предложенная им на торгах, превышает разрешенную сумму.
В обоснование довода размещения заказа на выполнение работ по строительству детского сада на 80 мест пгт. Нема Немского района Кировской области одним лотом представитель Заказчика сообщил следующее. Строительство детского сада предполагалось вести на основании проектной документации, разработанной ООО "Институт Кировстройпроект" в 2012году. Проект прошел государственную экспертизу, имеется положительное заключение N 43-1-5-1021-12 от 24.12.2012 г. Цена строительства детского сада была определена проектной организацией на основании приказа Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2011 года N643, которой вводится с 1 января 2012года укрупненные нормативы цены строительства объектов капитального строительства. В соответствии с п.10 данного приказа показатели укрупненного норматива цены строительства учитывают стоимость всего комплекса работ и затрат на возведение объектов образования, включая прокладку внутренних инженерных сетей, монтаж и стоимость инженерного и технологического оборудования, мебели и инвентаря. Поскольку средства под строительство детского сада поступили единой суммой - аукцион объявили одним лотом. Просит признать жалобу необоснованной.
Представитель третьего лица- Некоммерческого партнерства саморегулируемой организации "Объединение строителей Кировской области" сообщил, что ситуация по ограничению в свидетельстве СРО суммы заключаемого договора по организации строительства неоднозначна. Однако, считает, что позиция Заказчика логична, правильна и обоснована.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные материалы по существу дела, комиссия Кировского УФАС РФ приходит к следующим выводам.
Извещение N 0140300026413000043 о проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по строительству детского сада на 80 мест пгт. Нема Немского района Кировской области опубликовано 20.09.2013года в сети Интернет на сайте www. zakupki.gov.ru. Начальная (максимальная) цена контракта - 65 808 090 руб.
Согласно протоколу подведения итогов открытого аукциона от 23.10.2013 г N3 комиссия признала заявку ООО "ТеплоЭнергоМонтаж" не соответствующей требованиям п.2 ч.6 ст.41.11 Закона о размещении заказов и п.20 информационной карты документации об аукционе. Основание - несоответствие разрешенной стоимости заключения одного договора (п.33 свидетельства СРО) и предложения о цене контракта.
В соответствии с п.2 ч. 6 ст.41.11 Закона о размещении заказов, заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, в случае несоответствия участника размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.
Требования к содержанию документации об открытом аукционе в электронной форме установлены ст.41.6 Закона о размещении заказов.
В соответствии с ч.5 ст.41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов при размещении заказа путем проведения торгов устанавливается обязательное требование к участникам размещения заказа об их соответствии требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
В соответствии с ч. 2 ст. 52 ГК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В п.24 информационной карты документации об аукционе указаны конкретные виды работ по строительству на которые необходимо получение свидетельства о допуске СРО, предусмотренные Приказом N 624 (раздел 3), и также работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) (п. 33) При этом, данные виды работ прописаны через словосочетание "либо".
При этом, предметом аукциона является не организация строительства (т.е. исполнение функции генерального подрядчика), а выполнение строительных работ детского сада на 80 мест пгт. Нема Немского района Кировской области. В проекте муниципального контракта документации об аукционе отсутствует обязанность генерального подрядчика выполнить работу лично.
Как следует из содержания второй части заявки, ООО "ТеплоЭнергоМонтаж" представило Свидетельство СРО о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, и перечень которых соответствует требованиям п.24 информационной карты документации об аукционе. Кроме того, в Свидетельстве СРО указано, что общество вправе заключать договоры по осуществлению организации работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, стоимость которых по одному договору не превышает десять миллионов рублей. ООО "ТеплоЭнергоМонтаж" имел право, как лично выполнять работы по предмету аукциона, так и выполнять работы в качестве генподрядчика, стоимость которых по одному договору не превышала десять миллионов рублей.
Таким образом, Заявитель в своей заявке выполнил требование Заказчика к участникам размещения заказа об их соответствии законодательству Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Комиссия Кировского УФАС пришла к заключению, что комиссия Заказчика необоснованно признала несоответствующей требованиям п.2 ч. 6 ст.41.11 Закона о размещении заказов вторую часть заявки ООО "ТеплоЭнергоМонтаж".
По результатам внеплановой проверки комиссией Кировского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с ч.3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов, документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Согласно ч.3 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 г N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее- Закон о защите конкуренции), при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
В приложении к техническому заданию документации об аукционе - таблице "Основные материалы (товары) необходимые для выполнения работ по строительству детского сада на 80 мест пгт.Нема Немского района Кировской области" предусмотрен перечень поставляемых товаров с техническими и функциональными характеристиками, в том числе (поз.34) мебель, инструменты и бытовое оборудование - кровати, прикроватные тумбочки, столы, шкафы, комплекты мебели для буфетных помещений, пианино, баян, стерилизатор воздушный, фармацевтический холодильник, музыкальный центр, телевизор, сейф, шкафы холодильные, морозильник-ларь, плита электрическая, мясорубка, стеллаж для посуды и т.д.
Между тем, предъявленные в документации требования к мебели, инструментам и бытовому оборудованию не являются требованиями к товарам, применяемым при выполнении работ, составляющих предмет контракта, поскольку указанные товары технологически и функционально не связаны с предметом открытого аукциона.
Поскольку не имеется правовых оснований для отнесения мебели, инструментов и бытового оборудования к технологическому и инженерному оборудованию, комиссия Кировского УФАС России пришла к выводу о том, что предъявленное в аукционной документации требование к обеспечению объекта строительства вышеперечисленными позициями существенно ограничивает доступ к участию в аукционе хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке по производству и поставке мебели, инструментов и бытового оборудования, но не имеющих свидетельства о допуске к выполнению работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов строительства, установленного п. 24 информационной карты документации об аукционе.
В соответствии с пунктом 1.2. Положения об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 10 ноября 1989 года N 147, строительство объектов "под ключ" осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием - ввод в эксплуатацию).
Поскольку в данном случае муниципальным контрактом не предусмотрена первая стадия работ- проектирование, нельзя применить к указанным работам понятие "под ключ".
Таким образом, включение Заказчиком в состав предмета торгов работ по строительству и поставку товара, которые технологически и функционально не связаны с работами по строительству и могут осуществляться отдельно, влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа и является нарушением части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 17, 60 Федерального Закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", комиссия
Р Е Ш И Л А:
1.Признать обоснованной жалобу ООО "ТеплоЭнергоМонтаж" на действия комиссии муниципального заказчика - МКУ администрации Немского района Кировской области при размещении заказа способом открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по строительству детского сада на 80 мест пгт. Нема Немского района Кировской области (номер извещения 0140300026413000043).
2. По результатам внеплановой проверки размещения заказа признать факт нарушения муниципальным заказчиком - МКУ администрации Немского района Кировской области ч.3.1 ст.34 Федерального Закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и ч.3 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 г N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся во включении в состав предмета торгов товаров, технологически и функционально не связанных с работами выполнение, которых является предметом торгов, что повлекло за собой ограничение количества участников размещения заказа.
3.Выдать муниципальному заказчику МКУ администрации Немского района Кировской области предписание об аннулировании открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по строительству детского сада на 80 мест пгт. Нема Немского района Кировской области (номер извещения 0140300026413000043).
Председатель комиссии А.В.Молчанов
Члены комиссии Т.Н.Фокина
С.М.Коваленко
В соответствии с ч. 9 ст. 60 ФЗ Закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 5 ноября 2013 г. N 216/03-13-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.11.2013