Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 3 декабря 2013 г. N 303-м/13 Департамент образования администрации города Липецка
Резолютивная часть решения объявлена 03 декабря 2013 года.
Решение в полном объеме изготовлено 06 декабря 2013 года.
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области в составе:
Председатель Комиссии: А.А. Сешенов - руководитель управления;
Члены Комиссии: А.В. Хохольских, А.Г. Ларшин,
в присутствии представителей:
- Департамента образования администрации города Липецка: Сидоровой Т.Н. (доверенность б/н от 03.12.2013), Паничевой А.В. (доверенность б/н от 02.12.2013);
- Муниципального казённого учреждения "Централизованная бухгалтерия по обслуживанию учреждений департамента образования администрации города Липецка" - Гладких В.Н. (руководитель учреждения);
в отсутствии представителя заявителя (о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом),
рассмотрела жалобу Шенцева Максима Владимировича на положения извещения о проведении запроса котировок на оказание услуг по объединению нетиповых информационных баз 1С "Бухгалтерия государственного учреждения" 8.2 (реестровый номер 0346300079113000001) (далее - запрос котировок),
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Липецкого УФАС России поступила жалоба Шенцева Максима Владимировича (далее - Заявитель) (вх. N 5962 от 27.11.2013 г.) на положения извещения о проведении запроса котировок (реестровый номер 0346300079113000001).
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 58 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) и подана в срок, установленный частью 2 статьи 57 Закона о размещении заказов. В связи с этим жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению. В адрес Уполномоченного органа, Заказчика, Заявителя были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заявитель обжалует положения извещения о запросе котировок и прилагаемую к нему документацию, по мнению заявителя несоответствующую требованиям Закона о размещении заказов, а именно:
В прилагаемой к извещению запроса котировок документации в технической части в пункте "Участник размещения заказа должен соответствовать следующим условиям" установлены требования:
наличие оригинальных сертификатов "1С" подтверждающих знание основных механизмов платформы 1С "Предприятие 8.2";
знание бюджетного бухгалтерского учета, подтвержденное оригинальными сертификатами 1С на знание особенностей и применение программы "1С Бухгалтерия государственного учреждения 8".
По мнению заявителя, данное требование нарушают его права как участника размещения заказа, т.к. он является физическим лицом (без использования статуса индивидуального предпринимателя).
Более того, указанные требования не относятся к качественным характеристикам оказываемых услуг, а являются подтверждением определенной квалификации исполнителя, что может послужить препятствием для участия в запросе котировок потенциальных участников.
Представители Заказчика и Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что извещение и прилагаемая к нему документация соответствует требованиям Закона о размещении заказов, а при размещении заказа Уполномоченный орган действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также другие документы (копии), представленные Уполномоченным органом, Заказчиком и Заявителем, выслушав пояснения присутствующих представителей и проведя внеплановую проверку, Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению жалобы установила следующее.
На заседании комиссии велась аудиозапись заседания.
22.11.2013 на официальном сайте госзакупок РФ http://zakupki.gov.ru опубликовано извещение о проведении запроса котировок на оказание услуг по объединению нетиповых информационных баз 1С "Бухгалтерия государственного учреждения" 8.2 (реестровый номер 0346300079113000001) с начальной (максимальной) ценой муниципального контракта - 160 000,00 рублей.
В соответствии с извещением о проведении запроса котировок:
- дата и время начала подачи котировочных заявок на участие в запросе котировок 25.11.2013 09:00;
- дата и время окончания подачи котировочных заявок на участие в запросе котировок 29.11.2013 09:00.
Приказами председателя Департамента образования администрации города Липецка являющегося уполномоченным органом по размещению заказа, N 1380 от 19.11.2013 и N705 от 04.06.2013 принято решение о проведении запроса котировок на оказание услуг по объединению нетиповых информационных баз 1С "Бухгалтерия государственного учреждения" 8.2 по МКУ "ЦБ ДО администрации г. Липецка", а также утвержден состав комиссии по размещению заказов.
1. Закон о размещении заказов регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов (ч.1 ст.1 Закона о размещении заказов).
Согласно ч. 2 ст. 45 Закона о размещении заказов Извещение о проведении запроса котировок должно содержать сведения, предусмотренные статьей 43 Закона о размещении заказов, и быть доступным для ознакомления в течение всего срока подачи котировочных заявок без взимания платы. Извещение о проведении запроса котировок не должно содержать требования к товарам, их производителям, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Согласно п. 4 ст. 43 Закона о размещении заказов, запрос котировок должен содержать наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, наименование, характеристики и объем выполняемых работ, оказываемых услуг. При этом должны быть указаны требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. Указанные требования устанавливаются в соответствии с частями 2.1 - 3.4 статьи 34 Закона о размещении заказов.
А исходя из смысла части 2.1 статьи 34 Закона о размещении заказов не допускается включать в документацию (в том числе в форме требований к качеству услуг) требований к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для оказания услуг, являющихся предметом контракта.
В ходе анализа документации запроса котировок Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что в прилагаемой к извещению запроса котировок документации в технической части (Приложение N2) в пункте "Участник размещения заказа должен соответствовать следующим условиям" уполномоченным органом в нарушении части 2 статьи 45 Закона о размещении заказов в форме требований к качеству услуг установлены следующие требования к участнику размещения заказа:
наличие оригинальных сертификатов "1С" подтверждающих знание основных механизмов платформы 1С "Предприятие 8.2";
знание бюджетного бухгалтерского учета, подтвержденное оригинальными сертификатами 1С на знание особенностей и применение программы "1С Бухгалтерия государственного учреждения 8".
Таким образом довод заявителя в части того, что указанные требования не относятся к качественным характеристикам оказываемых услуг, а являются подтверждением определенной квалификации исполнителя, установление которых может послужить препятствием для участия в запросе котировок потенциальных участников, является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
2. В силу статьи 15 Закона о размещении заказов заказчики, при соблюдении указанной нормы обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства. При размещении заказа путем проведения торгов, запроса котировок, которые предусмотрены частью 1 указанной статьи и в которых участниками размещения заказа являются субъекты малого предпринимательства, информация о проведении таких торгов, запроса котировок должна содержаться в извещении о проведении открытого конкурса, открытого аукциона или в извещении о проведении запроса котировок.
В извещении о проведении запроса котировок 0346300079113000001 указано, что размещение заказов осуществляется для субъектов малого предпринимательства.
В силу части 4 статьи 15 Закона о размещении заказов при размещении заказа путем проведения торгов, запроса котировок, которые предусмотрены частью 1 настоящей статьи и в которых участниками размещения заказа являются субъекты малого предпринимательства, заявки на участие в конкурсе, заявки на участие в аукционе или котировочные заявки, поданные участниками размещения заказа, не являющимися субъектами малого предпринимательства, подлежат отклонению.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели).
Следовательно, Шенцев Максим Владимирович, являясь физическим лицом, но не являющийся индивидуальным предпринимателем, не может быть отнесен к субъектам малого предпринимательства.
Таким образом, Комиссия Липецкого УФАС России пришла к выводу о том, что в данном случае Шенцев Максим Владимирович не может быть участником данного размещения заказа, а в случае подачи заявки, она подлежала отклонению на основании части 4 статьи 15 Закона о размещении заказов.
Следовательно, довод заявителя о том, что установленные в запросе котировок требования к квалификации исполнителя нарушают его права как участника размещения заказа, является необоснованным, поскольку он не относится к субъекту малого предпринимательства и не может являться участником данного размещения заказа.
Также Комиссия Липецкого УФАС России пришла к выводу о том, что несмотря на допущенное нарушение уполномоченным органом, выразившееся в установлении незаконных требований в запросе котировок, выявленное нарушение Закона о размещении заказов при отсутствии ущемления прав заявителя не повлияло на результаты размещения заказа.
Кроме того, из представленных уполномоченным органом и заказчиком на заседании Комиссии документов и сведений, установлено, что на участие в запросе котировок на момент рассмотрения жалобы поступили котировочные заявки с предложениями нескольких участников размещения заказа об оказание требуемых услуг, что свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников размещения заказа.
Руководствуясь ч. 6 статьи 60, ч.5 статьи 17 ФЗ от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, для государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу Шенцева Максима Владимировича на положения извещения о проведении запроса котировок на оказание услуг по объединению нетиповых информационных баз 1С "Бухгалтерия государственного учреждения", частично обоснованной, в части установления требований не относящихся к качественным характеристикам оказываемых услуг, а являющихся подтверждением определенной квалификации исполнителя.
2. В действиях уполномоченного органа - Департамента образования администрации города Липецка выявлено нарушение ч. 2 ст. 45 Закона о размещении заказов.
3. Предписание не выдавать поскольку выявленное нарушение не повлияло на результаты размещения заказа.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу антимонопольного органа для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии: ____________ А.А. Сешенов
(подпись)
Члены Комиссии:
____________ А.В. Хохольских
(подпись)
____________ А.Г. Ларшин
(подпись)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 3 декабря 2013 г. N 303-м/13
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.12.2013