Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 14 ноября 2013 г. N 07-24-1728/13 Заказчик:
Резолютивная часть решения оглашена 14.11.2013 г. Москва
Комиссия по контролю в сфере размещения государственных и муниципальных заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области
В присутствии представителей:
Заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "Московский областной перинатальный центр" - 3 чел.;
Заявителя - ООО "Умелец" - 1 чел.;
о дате, месте и времени рассмотрения жалобы извещенных надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Умелец" на действия заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "Московский областной перинатальный центр" при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение сантехнических работ (водопровод, канализация, отопление), вентиляция, кондиционирование в помещениях 5-го этажа блока "А", отделения перинатальной диагностики, отделения функциональной диагностики в ГБУЗ МО "МОПЦ" (Номер заказа 0348200039813000107 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: http://zakupki.gov.ru/pgz/public/action/orders/info/common_info/show?noti ficationId=7406941) в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ), Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее - Управление) поступила жалоба ООО "Умелец" на действия заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "Московский областной перинатальный центр" при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение сантехнических работ (водопровод, канализация, отопление), вентиляция, кондиционирование в помещениях 5-го этажа блока "А", отделения перинатальной диагностики, отделения функциональной диагностики в ГБУЗ МО "МОПЦ" (далее - открытый аукцион в электронной форме).
Доводы жалобы:
1. Нарушение заказчиком ч. 4 ст. 41.7 Федерального закона N 94-ФЗ, что выразилось, по мнению заявителя, в размещении заказчиком разъяснения положений документации об открытом аукционе в электронной форме, не в срок, предусмотренный ч. 4 ст. 41.7 Федерального закона N 94-ФЗ.
2. Нарушение заказчиком п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Федерального закона N 94-ФЗ, что выразилось, в неразмещении на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: http://zakupki.gov.ru/pgz/public/action/orders/info/common_info/show?noti ficationId=7406941 проектной документации.
3. Нарушение заказчиком ч. 5 ст. 9 Федерального закона N 94-ФЗ, что выразилось, во включении заказчиком в проект государственного контракта на выполнение сантехнических работ (водопровод, канализация, отопление), вентиляция, кондиционирование в помещениях 5-го этажа блока "А", отделения перинатальной диагностики, отделения функциональной диагностики (далее - проект государственного контракта) условий, не предусмотренных законодательством.
Установив соответствие жалобы формальным требованиям ст. 58 Федерального закона N 94-ФЗ, Управлением в установленном порядке в адрес заявителя, заказчика и оператора электронной площадки направлено уведомление о рассмотрении жалобы.
На основании ч. 4 ст. 60 Федерального закона N 94-ФЗ Управлением установлено требование о приостановлении размещения заказа в части подписания контракта.
Представители заявителя, уведомленного надлежащим образом, прибыли на рассмотрение жалобы.
Представители заказчика, уведомленного надлежащим образом, прибыли на рассмотрение жалобы.
Письменные пояснения и документы, затребованные Управлением, заказчиком представлены.
По информации, полученной от представителей заказчика, государственный заказ не размещен, контракт по итогам проведения открытого аукциона в электронной форме не заключен.
Относительно первого довода жалобы Комиссией Управления установлено следующее.
В соответствии с ч. 3 ст. 41.7 Федерального закона N 94-ФЗ любой участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение открытого аукциона в электронной форме, запрос о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме.
В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 41.7 Федерального закона N 94-ФЗ участником размещения заказа 01.11.2013 был направлен запрос о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме.
Согласно ч. 4 ст. 41.7 Федерального закона N 94-ФЗ в течение двух дней со дня поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация размещают разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос, на официальном сайте при условии, что указанный запрос поступил заказчику, в уполномоченный орган не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не позднее чем за три дня до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе.
Во исполнение требований ч. 4 ст. 41.7 Федерального закона N 94-ФЗ 05.11.2013 заказчиком было размещено разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме.
В ст. 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Учитывая, что днем направления заказчику запроса о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме было 01.11.2013 (день недели - пятница), за которым последовало два нерабочих для государственных учреждений дня (02.11.2013 - суббота, 03.11.2013 - воскресенье), то первым днем со дня поступления запроса является 04.11.2013 (день недели - понедельник, который является рабочим днем для государственных учреждений).
Поскольку заказчиком было размещено разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме 05.11.2013, то есть на второй день со дня поступления запроса, Комиссия Управления приходит к выводу о надлежащем исполнении заказчиком требований ч. 4 ст. 41.7 Федерального закона N 94-ФЗ.
Довод жалобы необоснован.
Относительно второго довода жалобы Комиссией Управления установлено следующее.
В соответствии с ч. 4 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, застройщик или технический заказчик должен подготовить земельный участок для строительства и объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать лицу, осуществляющему строительство, материалы инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство.
В ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо.
При этом, ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
Одновременно, ч. 13 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе к линейным объектам, состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства, состав и требования к содержанию разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства, а также состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, установлены Правительством Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (далее - Постановление).
Данным Постановлением, утверждено Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию.
Согласно указанному Положению, в полном объеме для объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов разрабатываются разделы 6 ("Проект организации строительства"), 11 ("Смета на строительство") проектной документации, требования к содержанию которых устанавливаются соответственно пунктами 23, 27(1) - 31, 38 и 42 Положения.
По мнению заявителя, отсутствие проектной документации в составе документации об аукционе в электронной форме означает, что заказчик не установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контакта, лишает участников размещения заказа возможности обоснованно сформировать свое предложение и является нарушением ч. 1 ст. 41.6 (ч. 2 ст. 34) Федерального закона N 94-ФЗ.
Однако поскольку согласно извещению о проведении открытого аукциона в электронной форме (в редакции N 2 от 30.10.2013) предметом данного открытого аукциона в электронной форме является выполнение сантехнических работ (водопровод, канализация, отопление), вентиляция, кондиционирование в помещениях 5-го этажа блока "А", отделения перинатальной диагностики, отделения функциональной диагностики в ГБУЗ МО "МОПЦ" разработка проектной документации не требуется.
В соответствии с ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Поскольку предметом данного открытого аукциона в электронной форме не является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства заказчиком правомерно не установлено требование о предоставлении участниками размещения заказа в составе заявки выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, свидетельства о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Вместе с тем, требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контакта определены в файле "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об открытом аукционе в электронной форме. Если в нижеприведенных требованиях к товарам (материалам) присутствуют указания на товарные знаки, допускается использование товаров (материалов) эквивалентных по качественным характеристикам указанным или товаров (материалов) превосходящих по качественным характеристикам указанные в настоящих требованиях. Данное приложение может являться рекомендованной формой для заполнения участником размещения заказа. Участник размещения заказа вправе представить требуемые сведения в любой другой форме. Непредставление требуемых сведений является основанием для отклонения участника размещения заказа в соответствии с частью 4 статьи 41.8 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - техническое задание), являющимся неотъемлемой частью документации об открытом аукционе в электронной форме N оаэф 399 на право заключения контракта на выполнение сантехнических работ (водопровод, канализация, отопление), вентиляция, кондиционирование в помещениях 5-го этажа блока "А", отделения перинатальной диагностики, отделения функциональной диагностики в ГБУЗ МО "МОПЦ" (далее - документация).
На основании изложенного Комиссия Управления пришла к выводу, что отсутствие проектной документации в составе документации не является нарушением п. 1 ч. 4 ст. 41.6 (ч. 2 ст. 34) Федерального закона N 94-ФЗ, поскольку разработка таковой не требовалась.
Относительно формулировки в пункте 8.13 раздела III "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ" документации, согласно которой "Оплата работ осуществляется путем безналичного расчета за счет внебюджетных средств Заказчика в соответствие со ст. 711 ГК РФ без авансирования после передачи Заказчику проектно-сметной документации в полном объеме, разработанной на основании задания на проектирование, утвержденного Заказчиком, предусмотренной техническим заданием и Государственным контрактом, согласованной и проверенной в установленном порядке и принятой Заказчиком, о чем свидетельствует подписанный им Акт выполненных работ." представители заказчика пояснили, что указанная формулировка была включена в документацию вследствие технической ошибки.
Довод жалобы необоснован.
Относительно третьего довода жалобы Комиссией Управления установлено следующее.
В соответствии с ч. 5 ст. 9 Федерального закона N 94-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение условий контракта, указанных в частях 11 и 12 настоящей статьи, части 12 статьи 25, части 5 статьи 27, части 3 статьи 29, части 1 статьи 31, части 7 статьи 31.4, части 3 статьи 31.5, части 12 статьи 35, части 6 статьи 36, части 13 статьи 37, части 3 статьи 38, части 1 статьи 40, части 14 статьи 41, части 22 статьи 41.8, части 11 статьи 41.9, части 15 статьи 41.11, частях 10 и 14 статьи 41.12, части 6 статьи 42, частях 6 и 8 статьи 46, части 8 статьи 47, части 10 статьи 53 и частях 5 и 6 статьи 54 настоящего Федерального закона, по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается, за исключением случаев, предусмотренных частями 6 - 6.7 и 8.1 настоящей статьи, частью 26.1 статьи 65 настоящего Федерального закона.
В п. 2.5 проекта государственного контракта заказчиком установлено: "При исполнении Контракта по согласованию Заказчика с Подрядчиком допускается поставка товара, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которого являются улучшенными по сравнению с таким качеством и такими характеристиками товара, указанными в контракте.".
Представители заказчика на рассмотрении жалобы по существу представители заказчика пояснили, что в соответствии с ч. 6.7 ст. 9 Федерального закона N 94-ФЗ при исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком допускается поставка товара, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которого являются улучшенными по сравнению с таким качеством и такими характеристиками товара, указанными в контракте.
Однако согласно извещению о проведении открытого аукциона в электронной форме (в редакции N 2 от 30.10.2013) предметом данного открытого аукциона в электронной форме является выполнение сантехнических работ (водопровод, канализация, отопление), вентиляция, кондиционирование в помещениях 5-го этажа блока "А", отделения перинатальной диагностики, отделения функциональной диагностики в ГБУЗ МО "МОПЦ".
Поэтому ссылка заказчика при установлении данной формулировки в п. 2.5 проекта государственного контракта на ч. 6.7 ст. 9 Федерального закона N 94-ФЗ несостоятельна.
Следовательно, заказчиком нарушена ч. 5 ст. 9 Федерального закона N 94-ФЗ.
Ответственность за указанное нарушение предусмотрена ч. 1 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы обоснован.
В ходе проведения внеплановой проверки данного заказа Комиссией Управления установлено.
В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Федерального закона N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 настоящей статьи сведениями должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Рассмотрев техническое задание документации Комиссия Управления установила, что:
- по позиции технического задания N 2 "Смесь бетонная сухая" заказчику требуется к поставке товар, имеющий характеристики: "Удельная эффективная активность естественных радионуклидов: Класс материалов, использованных для приготовления сухой смеси, должен быть не хуже первого по удельной эффективной активности естественных радионуклидов и цифровое значение Аэфф менее 370", "Заполнитель: По виду заполнителей бетоны должны быть: на плотных заполнителях или пористых заполнителях или специальных заполнителях; В зависимости от класса бетона марка щебня из природного камня должна быть не ниже 300; Марки гравия и щебня из гравия должны быть не ниже 600; Содержание пылевидных и глинистых частиц в щебне из осадочных пород не должно превышать для бетонов класса В22,5 и выше - 2%";
- по позиции технического задания N 6 "Бруски хвойных пород обрезные" заказчику для выполнения работ требуется к поставке товар, имеющий одну из характеристик: "Сорт: По качеству древесины и обработки должны быть не хуже второго сорта".
Формирование технического задания подобным образом не является надлежащим исполнением требований п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Федерального закона N 94-ФЗ, поскольку формулировки "или", "не хуже", "не ниже", "выше" не являются максимальными и (или) минимальными значениями показателей или показателями, значения которых не могут изменяться.
Таким образом заказчиком нарушен п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Федерального закона N 94-ФЗ.
Ответственность за указанное нарушение предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ч. 9 ст. 17, ч. 6 ст. 60 Федерального закона N 94-ФЗ, Административным регламентом, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Умелец" на действия заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "Московский областной перинатальный центр" при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение сантехнических работ (водопровод, канализация, отопление), вентиляция, кондиционирование в помещениях 5-го этажа блока "А", отделения перинатальной диагностики, отделения функциональной диагностики в ГБУЗ МО "МОПЦ" частично обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика нарушения ч. 5 ст. 9, п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Федерального закона N 94-ФЗ.
3. Рассмотреть вопрос о возбуждении административного производства по фактам, установленным в ходе проведения внеплановой проверки.
4. Выдать в адрес заказчика, комиссии заказчика и оператора электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
В соответствии с ч. 9 ст. 60 Федерального закона N 94-ФЗ настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 14 ноября 2013 г. N 07-24-1728/13
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.11.2013