Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 21 ноября 2013 г. N 07-24-1793/13 Заказчик:
Резолютивная часть решения оглашена 21.11.2013 г.
Комиссия по контролю в сфере размещения государственных и муниципальных заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее - Комиссия Управления)
в присутствии представителей:
Заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина": 2 (по доверенности),
Заявителя - ООО "Моспроектмонтаж": 1 (по доверенности),
о дате, месте и времени рассмотрения жалобы извещенных надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Моспроектмонтаж" на действия заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина" при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по расширению комплексной системы безопасности ФГБУ "НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина" (номер заказа 0348100073413000250 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: http://zakupki.gov.ru/pgz/public/action/orders/info/common_info/show?sour ce=epz¬ificationId=7367071), и, в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с ч. 5 ст. 17 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ), Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее - Управление) поступила жалоба ООО "Моспроектмонтаж" на действия заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина" при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по расширению комплексной системы безопасности ФГБУ "НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина" (далее - Аукцион).
В жалобе указано о признаках нарушения заказчиком при составлении документации Аукциона следующих положений Федерального закона N 94-ФЗ:
1) ч. 4 ст. 11, поскольку в пп. 11а, 11 в, 17б, 17г Информационной карты документации Аукциона содержатся требования о наличии у участников размещения заказа действующей лицензии ФСБ России на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также действующей лицензии Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России) на осуществление мероприятий и (или) оказание услуг в области защиты государственной тайны (в части технической защиты информации), не предусмотренные ч. 1-3 ст. 11 указанного Федерального закона;
2) ст. 19.1, так как в документации Аукциона отсутствует надлежащее обоснование начальной (максимальной) цены контракта (договора);
3) в жалобе также указано о технической ошибке в п. 5.6 проекта контракта;
4) п. 6 ч. 4 ст. 41.6, поскольку в документации Аукциона не определен гарантийный срок и (или) объем предоставления гарантий качества товара, работы;
5) ч. 1 ст. 41.6 (ч. 2 ст. 34) и п. 1 ч. 4 ст. 41.6, так как в составе размещенной на официальном сайте документации Аукциона отсутствует рабочая документация, ссылки на которую имеются в самой документации Аукциона, что свидетельствует о несформированной потребности заказчика;
6) ч. 1 ст. 41.6 (ч. 2.1 ст. 34), поскольку в документации Аукциона имеется указание на производителя ("фирма "Болид") необходимого к использованию при выполнении работ товара;
7) ч. 8 ст. 16 и ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в размещении документации Аукциона на официальном сайте в формате, не позволяющем осуществить поиск и редактирование фрагментов текста.
Установив соответствие жалобы формальным требованиям ст. 58 Федерального закона N 94-ФЗ, Управлением в установленном порядке в адрес заявителя и заказчика направлено уведомление о рассмотрении жалобы.
На основании ч. 4 ст. 60 Федерального закона N 94-ФЗ Управлением установлено требование о приостановлении размещения заказа в части подписания контракта заказчиком.
Представители заявителя и заказчика, уведомленных надлежащим образом, прибыли на рассмотрение жалобы, состоявшееся 21.11.2013 в 16.00.
Письменные пояснения и документы, затребованные Управлением (исх. N 07-24-1793/13), представлены.
По информации, полученной от представителей заказчика, на момент рассмотрения жалобы по существу государственный заказ не размещен (государственный контракт (договор) не заключен).
Относительно доводов жалобы Комиссией Управления установлено следующее.
1) Согласно п. 1 ч. 1 ст. 11 Федерального закона N 94-ФЗ, при размещении заказа путем проведения торгов устанавливается обязательное требование к участникам размещения заказа об их соответствии требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
В соответствии с пп. 11а, 11 в, 17б, 17г Информационной карты документации Аукциона содержатся требования о наличии у участников размещения заказа действующей лицензии ФСБ России на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также действующей лицензии Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России) на осуществление мероприятий и (или) оказание услуг в области защиты государственной тайны (в части технической защиты информации).
Понятие "государственная тайна" регулируется Законом Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне".
Порядок лицензирования деятельности по проведению работ со сведениями, составляющими государственную тайну определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 N 333 "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны".
Из вышеуказанных документов следует, что лицензия ФСБ России на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, требуется только в случае, когда юридическое лицо выполняет работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, получает санкционированный доступ к указанным сведениям или работает с ними.
Комиссия Управления установила, что требованиями документации Аукциона не установлено видов работ или услуг, требующих наличия у Исполнителя государственного контракта вышеуказанной лицензии; не предусмотрено обязанности Исполнителя в ходе выполнения государственного контракта осуществлять работу со сведениями, составляющими государственную тайну; не указано что данные сведения передаются Исполнителю или он получает к ним доступ в ходе выполнения обязательств по государственному контракту.
Аналогичная позиция касается требования о наличии у участников размещения заказа лицензии ФСТЭК России.
Таким образом, требования о соответствии участников размещения заказа данным вышеперечисленным требованиям не предусмотрены положениями ч. 1-3 ст. 11 Федерального закона N 94-ФЗ, что нарушает норму ч. 4 ст. 11 указанного Федерального закона. Ответственность за данное нарушение предусмотрена ч. 4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2) В соответствии с п. 6.1 ч. 3 ст. 41.6 Федерального закона N 94-ФЗ, документация Аукциона должна содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в соответствии с положениями ст. 19.1 указанного Федерального закона, в документации Аукциона указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта, содержащее полученные заказчиком информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.
Согласно Обоснования начальной (максимальной) цены государственного контракта, являющегося частью документации Аукциона, обоснование начальной (максимальной) цены контракта рассчитано на основании трёх коммерческих предложений на поставку продуктов питания.
Комиссия Управления установила, что в указанном обосновании начальной (максимальной) цены контракта отсутствует указание на источники получения информации о ценах товаров (реквизиты писем поставщиков, использовавшихся для обоснования начальной (максимальной) цены контракта).
Указанные действия заказчика являются нарушением ст. 19.1 Федерального закона N 94-ФЗ.
Аналогичная позиция изложена в письме Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 13.02.2012 г. N ИА/4177.
При этом, представители заказчика на заседании Комиссии Управления пояснили, что два из трех полученных ими коммерческих предложений, использованных при обосновании начальной (максимальной) цены государственного контракта, реквизитов (даты и номера) не имели.
3) В соответствии с п. 5.6 проекта государственного контракта: "в случае обнаружения дефектов (недоделок), а также претензий к качеству выполненных Работ, Заказчик обязан предоставить Подрядчику мотивированный отказ от приемки Работ в письменном виде в срок установленный п. 5.6 Контракта".
Комиссия Управления установила, что в п. 5.6 проекта государственного контракта данный срок не установлен.
Однако, указанное обстоятельство нормы Федерального закона N 94-ФЗ не нарушает.
4) В п. 6 ч. 4 ст. 41.6 Федерального закона N 94-ФЗ указано, что документация Аукциона должна содержать требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара, работы, услуги, к обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, об обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара.
В соответствии с пп. 10.2, 10.3 проекта государственного контракта документации Аукциона, срок гарантии качества выполненных Работ составляет не менее 36 (тридцати шести) месяцев с даты их приемки в гарантийную эксплуатацию, гарантийный срок на установленное оборудование и применяемые материалы составляет не менее 18 (восемнадцати) месяцев от даты приемки Работ в гарантийную эксплуатацию.
Согласно п. 5.16.1 Приложения N 1 к проекту государственного контракта документации Аукциона, подрядчик должен обеспечить гарантийные обязательства в течении 18 (восемнадцати) месяцев на оборудование и 36 (тридцати шести) месяцев на работу установленного им оборудования систем АПС, СОУЭ, СОС, СТН.
Таким образом, Комиссия Управления установила факт исполнения заказчиком нормы п. 6 ч. 4 ст. 41.6 Федерального закона N 94-ФЗ в части установления гарантийного срока на выполняемые работы и применяемые при их выполнении товары.
5) В соответствии с ч. 1 ст. 41.6 (ч. 2 ст. 34) и п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Федерального закона N 94-ФЗ документация Аукциона должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, требования к его безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
В соответствии с п. 4.1 Приложения N 1 к проекту государственного контракта документации Аукциона, при выполнении работ по расширению существующей комплексной системы (КСБ) Подрядчик будет руководствоваться действующими нормативными и руководящими документами, отраслевыми нормами, инструкциями, положениями, ведомственными документами Роскосмоса, а также комплектом рабочей документации на систему автоматической пожарной сигнализации, систему оповещения и управления эвакуацией, единую мультисервисную транспортную сеть и схемой земельного участка объектов недвижимости и инженерных сетей ФГБУ "НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина".
Комиссия Управления установила, что указанный документ не размещен заказчиком одновременно с документацией Аукциона на официальном сайте. При этом, ссылка на него имеется в ряде Разделов и пунктов документации Аукциона.
Следовательно, размещенная на официальном сайте документация Аукциона не содержит сформированной потребности заказчика в части установления требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, требований к их безопасности, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к результатам работ.
Указанное является нарушением ч. 1 ст. 41.6 (ч. 2 ст. 34) и п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Федерального закона N 94-ФЗ, ответственность за нарушение которых предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6) В соответствии с ч. 1 ст. 41.6 (ч. 2.1. ст. 34) Федерального закона N 94-ФЗ, не допускается включать в документацию Аукциона (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно пп. 5.7.1, 5.9.1 Приложения N 1 к проекту государственного контракта документации Аукциона, "для построения АПС и СОС необходимо применить систему на основе оборудования фирмы "Болид"".
Представители заказчика пояснили, что предметом контракта является выполнение работ по расширению комплексной системы безопасности, и в данном случае требуется совместимость оборудования, поставляемого в рамках исполнения контракта с уже имеющимся у заказчика оборудованием производства фирмы "Болид".
Учитывая, что такая возможность предусмотрена положениями ч. 1 ст. 41.6 (ч. 3 ст. 34) Федерального закона N 94-ФЗ, Комиссия Управления не усматривает в действиях заказчика нарушения ч. 1 ст. 41.6 (ч. 2.1. ст. 34) Федерального закона N 94-ФЗ.
7) В ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 94-ФЗ указано, что официальным сайтом Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг является www.zakupki.gov.ru (далее по тексту - официальный сайт).
В соответствии с ч. 7 ст. 16 Федерального закона N 94-ФЗ, порядок регистрации на официальном сайте пользователей, осуществляющих размещение на официальном сайте информации о размещении заказов, в том числе сроки регистрации, а также порядок размещения на официальном сайте и форма планов-графиков размещения заказа, порядок пользования официальным сайтом и требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
При этом, порядок пользования официальным сайтом и требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом установлены Приказом Минэкономразвития Российской Федерации N 646, Казначейства Российской Федерации N 21н от 14.12.2010 "Об утверждении Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом" (далее по тексту - Приказ N 646).
Согласно ч. 8 ст. 16 Федерального закона N 94-ФЗ, п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2007 N 147 "Об утверждении Положения о пользовании официальными сайтами в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами", а также п. 3 Приказа N 646, информация о размещении заказа, размещенная на официальном сайте, должна быть доступна для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
В п. 8 Приказа N 646 указано, что файлы конкурсной документации, документации об открытом аукционе, требований, предъявляемых к запросу котировок должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
Комиссией Управления установлено, что файл документации Аукциона размещен на официальном сайте в формате "PDF", доступном для ознакомления, в том числе посредством печати. Заявителем не представлено на заседании Комиссии Управления доказательств того, что указанный формат является нераспространенным или не открытым (закрытым).
Кроме того, Комиссия Управления на заседании смогла скачать, открыть и распечатать указанный размещенный на официальном сайте файл документации Аукциона, и отмечает, что программы для открытия файла данного типа бесплатны и находятся в свободном доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Кроме того, указанный формат "PDF" является открытым стандартом для обмена электронными документами; все файлы документации Аукциона не являются защищенными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с его содержанием.
Также Комиссия Управления отмечает, что в соответствии с п. 2.9.2 Регламента размещения заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме, размещенного на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, в систему допускается загружать файлы в том числе формата "PDF".
Таким образом, документация Аукциона размещена на официальном сайте с соблюдением требований законодательства о размещении заказов.
Поскольку Комиссия Управления проводила рассмотрение жалобы, поданной в рамках Главы 8 Федерального закона N 94-ФЗ, довод заявителя о нарушении заказчиком положений ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" не рассматривался.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ч. 9 ст. 17, ч. 6 ст. 60 Федерального закона N 94-ФЗ, Административным регламентом, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Моспроектмонтаж" на действия заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина" при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по расширению комплексной системы безопасности ФГБУ "НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина" частично обоснованной в части доводов, касающихся нарушения Федерального закона N 94-ФЗ.
2. Довод жалобы заявителя о нарушении заказчиком ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" по существу не рассматривать.
3. Признать в действиях заказчика нарушение ч. 4 ст. 11; ст. 19.1; ч. 1 ст. 41.6; п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Федерального закона N 94-ФЗ.
4. Рассмотреть вопрос о возбуждении административного производства по фактам, установленным при рассмотрении жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки.
5. Выдать в адрес заказчика, комиссии заказчика предписание об устранении нарушения законодательства о размещении заказов.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 21 ноября 2013 г. N 07-24-1793/13
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.11.2013