Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 21 ноября 2013 г. N 07-24-1794/13 Заказчик:
Комиссия по контролю в сфере размещения государственных и муниципальных заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее - Комиссия Управления) в составе:
в присутствии представителей:
Заказчика - ФГБУ "ВНИИКР": 1 (по доверенности),
в отсутствие представителей:
Заявителя - Физического лица,
о дате, месте и времени рассмотрения жалобы извещенных надлежащим образом,
рассмотрев жалобу Физического лица на действия заказчика - ФГБУ "ВНИИКР" при размещении заказа путем проведения запроса котировок на право заключения контракта (договора) на выполнение технологических работ по консультационному обслуживанию, лицензионному и информационно-технологическому сопровождению автоматизированной систем начисления заработной платы в Федеральном государственном бюджетном учреждении "Всероссийский центр карантина растений" в 2014 году (номер заказа 0348100029713000297 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: http://zakupki.gov.ru/pgz/public/action/orders/info/common_info/show?sour ce=epz¬ificationId=7470691), и, в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с ч. 5 ст. 17 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ), Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее - Управление) поступила жалоба Физического лица на действия заказчика - ФГБУ "ВНИИКР" при размещении заказа путем проведения запроса котировок на право заключения контракта (договора) на выполнение технологических работ по консультационному обслуживанию, лицензионному и информационно-технологическому сопровождению автоматизированной систем начисления заработной платы в Федеральном государственном бюджетном учреждении "Всероссийский центр карантина растений" в 2014 году (далее - запрос котировок).
В жалобе указано о признаках нарушения заказчиком следующих положений Федерального закона N 94-ФЗ:
1) ч. 2 ст. 45, поскольку в извещении о проведении запроса котировок установлено требование о наличии у участников размещения заказа сертификата соответствия системы менеджмента качества стандарту ГОСТ Р ИСО 9001-2008/ 9001-2011, не являющегося обязательным документом для осуществления услуг, оказываемых при исполнении контракта(договора), заключаемого по итогам проведения запроса котировок;
2) ч. 2 ст. 45, так как в извещении о проведении запроса котировок установлено требование предоставить документы, подтверждающие полномочия на распространение и модификацию программного продукта "Конфигурация единого сервера бюджетного учёта, планирования и отчётности" (копию действующего лицензионного (сублицензионного) договора с разработчиком программного продукта "Конфигурация единого сервера бюджетного учёта, планирования и отчётности" (Лицензиар, Сублицензиар), предоставляющего победителю конкурса (Лицензиату, сублицензиату право (неисключительную лицензию) на использование программного продукта "Конфигурация единого сервера бюджетного учёта, планирования и отчётности" путём его модернизации (доработки)) в соответствии с действующим законодательством;
3) п. 4 ст. 43, поскольку в извещении о проведении запроса котировок отсутствует сформированная потребность заказчика, в том числе требования к качеству выполняемых работ: скорость начала работ, количество ошибок;
4) также заявитель считает, что требуется разделить выполняемые работы в 900 часов (дистанционные) и 220 ч (с выездом) на два лота в связи с существенно различным способом исполнения и иными требованиями к исполнителю. При этом, в жалобе отсутствует ссылка на нормы Федерального закона N 94-ФЗ, которые по мнению заявителя нарушены заказчиком;
5) заявитель считает положение п. 4.1 проекта контракта (договора) (_ "в т.ч. НДС 18%...") нарушающим его права и интересы как физического лица, поскольку он не облагается данным налогом. При этом, в жалобе отсутствует ссылка на нормы Федерального закона N 94-ФЗ, которые по мнению заявителя нарушены заказчиком;
6) ч. 2 ст. 45, так как в извещении о проведении запроса котировок установлено требование о наличии у участников размещения заказа лицензии на право осуществления деятельности по технической защите конфиденциальной информации (ФСТЭК). По мнению заявителя, данное требование является излишним, поскольку предмет контракта (договора) не содержит услуг, требующих наличия у исполнителя подобной лицензии.
Установив соответствие жалобы формальным требованиям ст. 58 Федерального закона N 94-ФЗ, Управлением в установленном порядке в адрес заявителя и заказчика направлено уведомление о рассмотрении жалобы.
На основании ч. 4 ст. 60 Федерального закона N 94-ФЗ Управлением установлено требование о приостановлении размещения заказа в части подписания контракта (договора) заказчиком.
Представители заявителя, уведомленного надлежащим образом, не прибыли на рассмотрение жалобы, состоявшееся 21.11.2013 в 16.30.
Представитель заказчика, уведомленного надлежащим образом, прибыл на рассмотрение жалобы, состоявшееся 21.11.2013 в 16.30.
Письменные пояснения и документы, затребованные Управлением (исх. N 07-24-1794/13), представлены.
По информации, полученной от представителя заказчика, на момент рассмотрения жалобы по существу заказ не размещен (контракт не заключен).
Относительно доводов жалобы заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1) В п. "Требования к участникам размещения заказа" извещения о проведении запроса котировок установлено требование:
"Качество услуг должно подтверждаться наличием у Исполнителя сертификата соответствия системы менеджмента качества стандарту ГОСТ Р ИСО 9001-2008/ 9001-2011".
Комиссия Управления установила, что указанный стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2008/ 9001-2011 не является обязательным для применения на территории Российской Федерации, что следует из его содержания, следовательно, его требование от исполнителя контракта (договора) не является правомерным.
Указанное является нарушением ч. 2 ст. 45 Федерального закона N 94-ФЗ.
При этом, поскольку в тесте требования указано "_у Исполнителя_", данное требование нельзя считать требованием к участникам размещения заказа, и, следовательно, на результаты размещения заказа допущенное заказчиком нарушение не влияет.
2) В п. "Требования к участникам размещения заказа" извещения о проведении запроса котировок установлены следующие требования:
- Исполнитель должен иметь лицензионный (сублицензионный) договор (соглашение) с правообладателем программного продукта "1С: Предприятие";
- Исполнитель должен иметь право на распространение и модификацию программного продукта "Конфигурация единого сервера бюджетного учёта, планирования и отчётности" и предоставить документы, подтверждающие полномочия на распространение и модификацию программного продукта "Конфигурация единого сервера бюджетного учёта, планирования и отчётности" (копию действующего лицензионного (сублицензионного) договора с разработчиком программного продукта "Конфигурация единого сервера бюджетного учёта, планирования и отчётности" (Лицензиар, Сублицензиар), предоставляющего победителю конкурса (Лицензиату, сублицензиату право (неисключительную лицензию) на использование программного продукта "Конфигурация единого сервера бюджетного учёта, планирования и отчётности" путём его модернизации (доработки)) в соответствии с действующим законодательством.
Комиссия Управления установила правомерность данных требований заказчика, поскольку, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, установка обновлений зарегистрированного в установленном порядке программного продукта как результата интеллектуальной деятельности исполнителем контракта (договора), заключаемого по итогам запроса котировок, налагает на него обязанность заключения соответствующего лицензионного (сублицензионного) договора с правообладателем данного программного продукта.
3) В соответствии с п. 4 ст. 43 Федерального закона N 94-ФЗ, запрос котировок должен содержать наименование, характеристики и объем выполняемых работ. При этом должны быть указаны требования, установленные заказчиком к качеству, техническим характеристикам работ, требования к их безопасности, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика.
Комиссия Управления установила, что требование указанной нормы закона исполнено заказчиком в Приложении N 2 к извещению о проведении запроса котировок.
4) Вопрос объединения в один лот различных, по мнению заявителя, услуг в рамках одного заказа, не может быть рассмотрен Комиссией Управления, так как, в соответствии с положениями Федерального закона N 94-ФЗ, данный довод подлежит рассмотрению только при размещении заказа путем проведения торгов. Запрос котировок, исходя из смысла ст. 10 Федерального закона N 94-ФЗ, торгами не является.
Кроме того, Комиссия Управления отмечает, что организация и предоставление удаленного обслуживания с использованием лицензионных программных средств не менее 900 часов и предоставление не менее 220 часов сопровождения автоматизированной системы начисления заработной платы с выездом к Заказчику являются функционально и технологически связанными работами, поскольку осуществляются в рамках технологических работ по консультационному обслуживанию, лицензионному и информационно-технологическому сопровождению автоматизированной систем начисления заработной платы.
5) Пунктом 4.1 проекта контракта (договора), являющегося приложением к извещению о проведении запроса котировок, предусмотрено указание цены контракта (договора) "_с НДС 18%...".
Комиссия Управления установила, что данное условие не может ограничивать право на участие в запросе котировок физических лиц, не облагаемых данным налогом, поскольку, согласно существующим обычаям делового оборота, в случае заключения контракта (договора) с физическим лицом, в данном пункте контракта ставится "прочерк", и условие включения в цену контракта (договора) НДС не применяется.
6) В п. "Требования к участникам размещения заказа" извещения о проведении запроса котировок установлено следующее требование:
- Необходимо наличие лицензии на право осуществления деятельности по технической защите конфиденциальной информации (ФСТЭК).
В соответствии с Постановление Правительства Российской Федерации от 03.02.2012 года N N 79 "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации", лицензируемым видом деятельности является контроль защищенности конфиденциальной информации от несанкционированного доступа и ее модификации в средствах и системах информации. Отсутствие подобной лицензии свидетельствует о том, что он не сможет гарантировать соблюдение требований законодательства о защите конфиденциальной информации.
Работы, являющиеся предметом контракта (договора), связаны с информацией, содержащей персональные данные. Следовательно, указанные работы требуют осуществления мероприятий и оказание услуг по технической защите информации от несанкционированного доступа.
В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", деятельность по технической защите конфиденциальной информации относится к видам деятельности, подлежащим лицензированию.
Согласно Указу Президента Российской Федерации N 188, к сведениям конфиденциального характера относятся в том числе сведения о фактах. событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные).
В Федеральном законе от 27.07.2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" раскрыто понятие персональных данных: это любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, _ имущественное положение, _доходы. Также, согласно ст. 19 указанного закона, персональные данные подлежат обязательной защите при обработке их с использованием средств автоматизации, при этом операторы персональных данных обязаны принимать необходимые организационные и технические меры для защиты персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 27.07.2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", обладатель информации обязан обеспечить предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к информации.
Оператор персональных данных, не имеющий лицензии ФСТЭК на техническую защиту конфиденциальной информации, самостоятельно не имеет возможности оценить соответствие системы защиты требованиям нормативных документов в сфере защиты персональных данных, что обусловлено положениями Федерального закона от 27.12.2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании". Также из данного закона следует, что применение автоматизированной системы в защищенном исполнении для обработки защищаемой информации разрешается только после ее аттестации на соответствие требованиям безопасности информации. Указанным правом наделены только лицензиаты ФСТЭК России.
Таким образом, требование о наличии у участников размещения заказа лицензии на право осуществления деятельности по технической защите конфиденциальной информации (ФСТЭК) установлено в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ч. 9 ст. 17, ч. 6 ст. 60 Федерального закона N 94-ФЗ, Административным регламентом, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Физического лица на действия заказчика - ФГБУ "ВНИИКР" при размещении заказа путем проведения запроса котировок на право заключения контракта (договора) на выполнение технологических работ по консультационному обслуживанию, лицензионному и информационно-технологическому сопровождению автоматизированной систем начисления заработной платы в Федеральном государственном бюджетном учреждении "Всероссийский центр карантина растений" в 2014 году частично обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика нарушение ч. 2 ст. 45 Федерального закона N 94-ФЗ.
3. Предписание об устранении допущенного нарушения не выдавать, поскольку оно не повлияло на результаты размещения заказа.
4. Ограничения на размещение заказа, наложенные в соответствии с ч. 4 ст. 60 Федерального закона N 94-ФЗ письмом (исх. N 07-24-1794/13), снять.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 21 ноября 2013 г. N 07-24-1794/13
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.11.2013